Перспективный план кружковой работы по теме: «Экологическое воспитание детей через дидактическую игру» «Друзья природы» 2023-2024г. Младшая группа группа.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Суртаева Татьяна Сергеевна

     Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всѐ, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_druzya_prirodyna_23-24g._-_kopiya.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Радуга» с.Майма»

Перспективный план кружковой работы

по теме: «Экологическое воспитание детей через дидактическую игру»

«Друзья природы»

2023-2024г.

Младшая группа группа.

Воспитатель:

Суртаева Т.С.

с. Майма

2023-2024г.

Тема: «Друзья природы».   (для детей 3-4 года.)

Пояснительная записка.

     Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всѐ, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

                        Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь.         Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой. Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

     Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

   Работа кружка призвана решать следующие задачи:  Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

  Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

  Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

  Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

  Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

  Воспитание правильного поведения в природе.

     Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; Практические методы организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

Планируемые результаты:

Воспитанник должен знать: Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.

Должен иметь представление: О перелѐтных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времѐн года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь: Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников.Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материал

Месяц

Тема

Цель

Методы и приемы

Сентябрь

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

 Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

показ,

беседа

наглядный

рассматривание

«Дорисуй овощь»

Формируем умение проводить прямые линии сверху вниз.

показ, объяснение

наглядный

практический

«С какого дерева листок?»

Закрепить знания детей о названиях деревьев, атак же о понятиях хвойные и лиственные, способствовать развитию умения узнавать растения по листу.  Расширять представление детей о деревьях. Учить детей узнавать по листьям и находить на картинке различные деревья Уточнять названия деревьев и их частей . Развивать речь, внимание, зрительное восприятие .

беседа, показ,

наглядный

рассматривание

словесный

«Чудесный мешочек»

Развивать у детей понимание того, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

наглядный

словесный

практический

Октябрь

Рисование «Золотая осень».

 Учить правильно держать кисточку, изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая кисть в краску по мере надобности. Учить узнавать и правильно называть желтый цвет.

Беседа, словесный, показ, практический, рассматривание,

наглядный

наблюдение.

метод рисования пальцами

«Праздник Осени»

Закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр; развивать музыкально-творческие способности детей, поддерживать эмоционально-положительный настрой; способствовать раскрытию творческих способностей детей.

Словесный

Игра

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни

Рассказ

Беседа

Наглядный

Словесный

Беседа «Осень золотая»

 Сформировать представление об осениосенних признаках.

Беседа

Словесный

Рассматривание

Ноябрь

Д/и: «Назови детёнышей».

Упражнять в образовании названий детёнышей

 животных в именительном и родительном падежах

множественного числа.

Словесный

Практический

Наглядный

Беседа

Рисование «Следы животных»

Закреплять знания детей о лесных животных,повадках зверей.

развивать интерес к работе с краской.

учить рисовать способом штампа,развивать речь и её звуковую культуру,речевое дыхание.

знакомство со звуком (у)

Показ

Объяснение

Наглядный

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Наблюдение

Беседа

Показ

Словесный

«Дикие звери зимой»

Дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании.

Наглядные, словесные, игровые, отгадывание загадки, художественное слово, вопросы, сюрпризные моменты, музыкальный («колыбельная»).

Декабрь

Д/и сложи картинку:

«Времена года-зима».

Уточнить и закрепить знания детей о признаках осени и зимы.

Объяснение

Практический

Беседа

Наглядный

Словесный

Чтение пословиц, поговорок  о зиме.

расширяем знания детей о зиме, закрепляем ее

характеристики, знакомим детей с зимними приметами и поговорками

словесный

наглядный

«Снег снег икружится».

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

«Зимняя красавица - ель».

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки

Январь

Подкормка птиц и наблюдение за ними.

Формирование представление о жизни птиц зимой.

Беседа, художественное слово, продуктивная деятельность – кормление птиц.

Рассматривание альбома «Пернатые друзья».

Формирование представлений о птицах: их характерных особенностях внешнего вида, строения, поведения, образа жизни.

Наглядные демонстрация фотографий (птиц, бабочки, самолета, жука и др.); модели «Птицы»; Игровые – игровая ситуация, физкультминутка. Практические – работа с геометрическими фигурами, фотоаппаратом; словесные – беседа.

Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед)

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

Наглядный

Февраль

Д/И: «Назови время года».

 Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени; закрепление знания о природных явлениях;

Показ

 Словесный

Наглядный

Беседы о  комнатных растениях.

Закрепить названия комнатных растений (герань, бегония алоэ, лилия, фиалка, правила и способы ухода за ними; Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения.

Развивать внимание и наблюдательность;

Развивать умение слушать, вступать в диалог

Беседа

Наглядный

Наблюдение

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель),
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

 Использование художественного слова

Подвижные игры: «Хитрая лиса»    

 «Круглый год» -настольная игра

Март

«Букет для  мамы. (аппликация).

Формировать умение у детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

Беседа

Наглядный

Показ

Практический

Рассматривание Красной книги.

Расширить представление дошкольников об особенностях внешних видов и жизненных проявлений растительного и животного мира.

Показ

Беседа

Словесный

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление

Беседа

Словесный

«Наши четвероногие друзья – собака

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, еѐ можно дрессировать и использовать на разных полезных службах

Наглядный

Игровой

Апрель

Рисование: «Золотая рыбка».

  • Расширять знания детей о рыбах, закреплять умение подбирать цвета, правильно держать кисть и рисовать разными кисточками;
  • развивать умение детей рисовать способом «тычка», развивать творческие способности у детей;
  • прививать аккуратность при рисовании.

Показ

Объяснение

Практичесуий

Наглядный

Д/ игра «Подводный мир»

Уточнить и закрепить знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Показ

Словесный

Игра

Наглядный

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Беседа

Наглядный

Словесный

«Насекомые»

Развивать представления о насекомых.

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.

Беседа

Словесный

Наглядный

Май

Д/И: «Летает не летает».

Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Словесный

Игра

Игровой досуг: «На лесной полянке».

Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к окружающей природе.

Словесный

Игра

Загадки

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к

животным

Беседа

Показ

Словесный

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

 Наблюдение

Рассматривание

 иллюстраций.

Чтение.

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999

4. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.

 5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.

 6. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

 7. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность», 2 младшая группа

Тема: «Экологическое воспитания детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравс...