Перспективный план кружковой работы по теме: «Экологическое воспитание детей через дидактическую игру» «Друзья природы» 2023-2024г. Младшая группа группа.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всѐ, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Радуга» с.Майма»
Перспективный план кружковой работы
по теме: «Экологическое воспитание детей через дидактическую игру»
«Друзья природы»
2023-2024г.
Младшая группа группа.
Воспитатель:
Суртаева Т.С.
с. Майма
2023-2024г.
Тема: «Друзья природы». (для детей 3-4 года.)
Пояснительная записка.
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всѐ, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой. Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи: Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
∙ Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
∙ Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
∙ Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
∙ Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
∙ Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; Практические методы организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Планируемые результаты:
Воспитанник должен знать: Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.
Должен иметь представление: О перелѐтных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времѐн года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь: Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников.Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материал
Месяц | Тема | Цель | Методы и приемы |
Сентябрь | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | показ, беседа наглядный рассматривание |
«Дорисуй овощь» | Формируем умение проводить прямые линии сверху вниз. | показ, объяснение наглядный практический | |
«С какого дерева листок?» | Закрепить знания детей о названиях деревьев, атак же о понятиях хвойные и лиственные, способствовать развитию умения узнавать растения по листу. Расширять представление детей о деревьях. Учить детей узнавать по листьям и находить на картинке различные деревья Уточнять названия деревьев и их частей . Развивать речь, внимание, зрительное восприятие . | беседа, показ, наглядный рассматривание словесный | |
«Чудесный мешочек» | Развивать у детей понимание того, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой. | наглядный словесный практический | |
Октябрь | Рисование «Золотая осень». | Учить правильно держать кисточку, изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая кисть в краску по мере надобности. Учить узнавать и правильно называть желтый цвет. | Беседа, словесный, показ, практический, рассматривание, наглядный наблюдение. метод рисования пальцами |
«Праздник Осени» | Закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр; развивать музыкально-творческие способности детей, поддерживать эмоционально-положительный настрой; способствовать раскрытию творческих способностей детей. | Словесный Игра | |
«Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни | Рассказ Беседа Наглядный Словесный | |
Беседа «Осень золотая» | Сформировать представление об осени, осенних признаках. | Беседа Словесный Рассматривание | |
Ноябрь | Д/и: «Назови детёнышей». | Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. | Словесный Практический Наглядный Беседа |
Рисование «Следы животных» | Закреплять знания детей о лесных животных,повадках зверей. развивать интерес к работе с краской. учить рисовать способом штампа,развивать речь и её звуковую культуру,речевое дыхание. знакомство со звуком (у) | Показ Объяснение Наглядный | |
«Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Наблюдение Беседа Показ Словесный | |
«Дикие звери зимой» | Дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании. | Наглядные, словесные, игровые, отгадывание загадки, художественное слово, вопросы, сюрпризные моменты, музыкальный («колыбельная»). | |
Декабрь | Д/и сложи картинку: «Времена года-зима». | Уточнить и закрепить знания детей о признаках осени и зимы. | Объяснение Практический Беседа Наглядный Словесный |
Чтение пословиц, поговорок о зиме. | расширяем знания детей о зиме, закрепляем ее характеристики, знакомим детей с зимними приметами и поговорками | словесный наглядный | |
«Снег снег икружится». | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» | |
«Зимняя красавица - ель». | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки | |
Январь | Подкормка птиц и наблюдение за ними. | Формирование представление о жизни птиц зимой. | Беседа, художественное слово, продуктивная деятельность – кормление птиц. |
Рассматривание альбома «Пернатые друзья». | Формирование представлений о птицах: их характерных особенностях внешнего вида, строения, поведения, образа жизни. | Наглядные демонстрация фотографий (птиц, бабочки, самолета, жука и др.); модели «Птицы»; Игровые – игровая ситуация, физкультминутка. Практические – работа с геометрическими фигурами, фотоаппаратом; словесные – беседа. | |
Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки» | |
«Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц Наглядный | |
Февраль | Д/И: «Назови время года». | Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени; закрепление знания о природных явлениях; | Показ Словесный Наглядный |
Беседы о комнатных растениях. | Закрепить названия комнатных растений (герань, бегония алоэ, лилия, фиалка, правила и способы ухода за ними; Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения. Развивать внимание и наблюдательность; Развивать умение слушать, вступать в диалог | Беседа Наглядный Наблюдение | |
«Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование | |
«Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | Использование художественного слова Подвижные игры: «Хитрая лиса» «Круглый год» -настольная игра | |
Март | «Букет для мамы. (аппликация). | Формировать умение у детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. | Беседа Наглядный Показ Практический |
Рассматривание Красной книги. | Расширить представление дошкольников об особенностях внешних видов и жизненных проявлений растительного и животного мира. | Показ Беседа Словесный | |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление | Беседа Словесный | |
«Наши четвероногие друзья – собака | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, еѐ можно дрессировать и использовать на разных полезных службах | Наглядный Игровой | |
Апрель | Рисование: «Золотая рыбка». |
| Показ Объяснение Практичесуий Наглядный |
Д/ игра «Подводный мир» | Уточнить и закрепить знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения. | Показ Словесный Игра Наглядный | |
«Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Беседа Наглядный Словесный | |
«Насекомые» | Развивать представления о насекомых. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Беседа Словесный Наглядный | |
Май | Д/И: «Летает не летает». | Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку. | Словесный Игра |
Игровой досуг: «На лесной полянке». | Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к окружающей природе. | Словесный Игра Загадки | |
«Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к животным | Беседа Показ Словесный | |
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение Рассматривание иллюстраций. Чтение. |
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
4. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
6. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
7. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.
Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Отчёт воспитателя МАДОУ Детский сад №4 « Аленушка» Пашковой Людмилы Николаевны о реализации плана по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».
Результаты по самообразованию....

ПЛАН профессионального самообразования Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
самообразование...

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность», 2 младшая группа
Тема: «Экологическое воспитания детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравс...
