Программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию старших дошкольников «От песочных рисунков до анимаций»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Чернова Татьяна Анатольевна

     Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и

индивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии в работе с

дошкольниками, которые способствуют повышению качества дошкольного образования, ориентированы на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребенка к школе согласно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ot_pesochnyh_risunkov_do_animatsiy.docx56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                               

Программа

дополнительного образования по

художественно – эстетическому развитию

старших дошкольников

 «От песочных рисунков до анимаций»

                                                                         

                                                                                                                                     Разработала:

                                                                                                                                     Чернова Т.А.

                                                                                                                                                  воспитатель МБДОУ

                                                                                                                                                                   «Детский сад «Аистёнок»

                                                                                                                                   г. Рославль

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Принципы, лежащие в основе программы.

1.3. Цель. Задачи.

1.4. Целевые ориентиры.

1.5.Условия реализации программы.

II. Содержательный раздел

2.1.Структура занятий.

2.2. Методы и приёмы работы.

2.3.Тематический план.

2.4. Учебно-тематический план.

2.5. Мониторинг.

III. Организационный раздел

3.1. Направления работы кружка.

3.2. Этапы реализации программы.

3.3. Модель реализации программы.

3.4. Предметно-пространственная развивающая среда песочной изостудии.

Литература

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

                                                                                                                                           Вожу руками, мысли воплощая,

                                                                                                                                           Они ложатся явно без прикрас,

                                                                                                                                                   Воздушных замков силуэты тают

                                                                                                                                                    И открывают новый нам пейзаж…

     Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и

индивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии в работе с

дошкольниками, которые способствуют повышению качества дошкольного образования, ориентированы на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребенка к школе согласно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.

     Особый интерес у детей  вызывает  рисование песком. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности. Удивительным образом горсть песка, струящаяся из детской ладошки, с помощью света и тени превращается в оживающие  образы. Дети песком создают  неповторимые картинки, а по мере освоения техники песочного рисования, различные сюжеты, плавно сменяющие друг друга (песочные анимации). Этот необычный вид искусства называется Sand art, т.е. "искусство песка".

     Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

  • развитие плавности, изящества и точности движений;
  • умения работать кистью и пальцами обеих рук;
  • развитие координации руки и глаза;
  • овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определение амплитуды происходящего, скорость, ритмичность, изменение размаха и направления движения руки при рисовании, гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности:

  • направленность образовательной деятельности на развитие творческого потенциала ребенка;
  • создание необычной творческой атмосферы, способствующей непринуждённому восприятию окружающего мира;

Программа дополнительного образования разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
  • Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468;
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г., регистрационный №30384);
  • Основной образовательной программой ДОУ, за основу, которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

                                                                                                                     

1.2. Цель программы - всестороннее художественно -  эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста,

посредством обучения  технике рисования песком и созданию  песочной  анимации по музыкальным и литературно –

художественным произведениям.

Задачи:

Образовательные:

  • .
  • Дать представление о свойствах песка, как изобразительного материала, о способах его использования и выразительных возможностях при создании рисунка и песочных анимаций.
  • Формировать практические навыки рисования песком,  умение анимационно изменять рисунок.
  • Учить воспринимать музыкальные и литературно-художественные произведения, придумывать сюжет по их содержанию и отражать его в песочных  анимациях.

Воспитательные

  • Вызвать у детей интерес к рисованию песком:
  • Воспитывать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить умение слушать и слышать музыку.
  • Развивать чувство композиции, зрительно - двигательную координацию, мелкую моторику рук, цветовосприятие    (рисование цветным песком).
  • Развивать чувство света и тени.
  • Развивать творческое мышление и воображение.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

1.3. Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- демократичности (взаимодействие педагога и воспитанников: рисование в паре);

- «от простого к сложному» (от предметного рисования до песочных анимаций).

1.4. Целевые ориентиры:

  • желание и умение самостоятельно создавать песочные анимации;
  • сформированность практических навыков работы в песочном рисовании;
  • развитие мелкой моторики рук, умения рисовать обеими руками одновременно, зрительно-двигательной координации;
  • развитие творческого воображения, композиционных навыков, цветовосприятия;
  • развитие способности воспринимать музыкальные и литературно-художественные произведения и отображать их в песочных анимациях.

Условия реализации программы: художественно-эстетическое развитие детей, посредством обучения технике рисования песком и созданию песочных анимаций будет эффективно развиваться при условии организации предметно-развивающей среды для песочного рисования и системы работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.

II. Содержательный раздел

Программа кружка «Сыпучие картинки» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия, продолжительностью 25-30минут проводятся по подгруппам, по 6 человек в каждой, 1 раз в неделю в течение календарного года, в песочной изостудии, в соответствии с тематическим планом.

2.1.Структура занятий

Занятие в песочной изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики рук, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова, проведение игр для привлечения внимания детей, беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи, приёмы стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.

2.2. Методы, приемы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (беседа, рассказ, устное объяснение);
  • наглядный ( наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, просмотр видеороликов с песочными анимациями);
  • практический (самостоятельное выполнение работ)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

  • объяснительно – иллюстративный (воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа детей);

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
  • индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Приемы:

Приемы, используемые при проведении занятий:

  • музыкальное сопровождение;
  • игры и игровые ситуации;
  • создание проблемных ситуаций

Приёмы рисования песком:

  • насыпания: из кулачка, щепотью, сквозь пальцы;
  • прорисовывания: пальцами, ладонью, ребром ладони, кулачком и т.д.

2.3. Тематический план по обучению детей рисованию песком.

Месяц/ тематика

Тема

Задачи

Сентябрь

Анимационное предметное рисование

1.Песочное искусство

2.Фрукты, овощи

3.Посуда

4.Транспорт

Уточнить знания о свойствах песка; познакомить детей с рисованием песком, с приемами рисования песком: прорисовыванием и насыпанием, рисованием обеими руками; учить подготавливать и приводить в порядок рабочее место, воспитывать аккуратность в работе.

Познакомить с формообразующими движениями, учить, дорисовывая и убирая необходимые детали, преобразовывать один предмет в другой.

Развивать интерес к рисованию песком, вызывая эмоционально-положительное настроение.

Октябрь

Иллюстрации

1 – 4 «Игрушки» А.Барто

Учить создавать иллюстрации к стихотворениям А.Барто из цикла « Игрушки», рисовать известными приемами и движениями; анимационно передавать эмоциональное состояние героев стихотворений; учить прорисовывать детали, выразительно читая стихотворение. Развивать чувство композиции, мышления, мелкую моторику рук.

Ноябрь

Пейзажи

1 -4 Времена года

Осень

Зима

Весна

Лето

Учить под музыку А.Вивальди создавать песочные пейзажи, соответствующие времени года, воспринимать эмоциональное содержание музыки; продолжать развивать умение рисовать обеими руками; вызвать желание вспомнить стихотворения к пейзажам. Развивать формообразующие движения и мелкую моторику рук, мышление, чувство композиции, умение слушать и слышать классическую музыку.

Декабрь

Анимационные пейзажи

1 -4 «Времена года»

(анимация)

Учить под музыку П.Чайковского « Времена года» создавать анимационные пейзажи по смене одного времени года другим, смене погоды, соответствующие музыки; продолжать учить рисовать двумя руками, воспринимать эмоциональное содержание музыки, придумывать и разнообразить сюжет пейзажей, дорисовывая детали по временам года, сопровождать описательным рассказом свои рисунки, развивать мышление, фантазию и связную речь.

Январь

Портреты

1.Дед Мороз и Снегурочка

2.Снова за окном Снежная Королева

Учить рисовать портреты, давать описание изображаемых героев для получения точного изображения портретов конкретных персонажей; учить отражать свои мысли в рисунках, прорисовывать детали, закреплять полученные ранее приемы рисования песком; развивать мелкую моторику рук, создавать эмоционально- положительное настроение.

Февраль

Сказки

1. «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

2. «Сказка об умном мышонке» С.Маршак

3. « Приключение снежного колобка»

(сочиняем сказку)

4. «Народные заклинки»

Учить создавать песочные анимации по сюжетам сказки, рассказывать сказку с одновременным рисованием сюжетов и образов, плавно переходя от одного сюжета к другому, дорисовывая недостающие детали приемами прорисовывания и насыпания; закреплять умение работать двумя руками. Учить сочинять сказку по вопросам с одновременным рисованием сюжетов, плавно переходящих из одного в другой; развивать фантазию, творчество, учить отражать свои мысли и впечатления в песочных анимациях. Приобщать к фольклору в искусстве, учить рисовать сюжеты календарно - земледельческих обрядов « Народные заклинки», вызвать эмоционально- положительное настроение от процесса.

Март

Рисуем музыку

 1.«Вальс цветов»

Из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

2. «Танец маленьких   лебедей»

Из балета П.И.Чайковского

«Лебединое озеро»

3. «Бабочки» Ф.Куприн

4.Рамирес

« Паломничество»

Учить слушать, слышать и рисовать музыку, воспринимать эмоциональное содержание музыки и отражать его в песочных рисунках; учить создавать композиции из различных образов цветов, анимационно преображая один цветок в другой; учить плавно передавать в рисунках движения птиц, насекомых, животных, соответствующее музыке; развивать фантазию, чувство композиции; закреплять формообразующие движения, умение рисовать обеими руками; создавать эмоционально – положительное настроение от пересыпания теплого песка, музыки и процесса рисования.

Апрель

Сказка в музыке

  1. «Три чуда»

Из оперы

Римского - Корсакова

« Сказка о царе Салтане»

2. «Золушка»

Прокофьев

3.«Кикимора» Лядов

4. «Восточные танцы

    в замке Черномора» из оперы

« Руслан и Людмила»

 М. И. Глинка

Познакомить со сказкой в музыке на примерах симфонических картин, учить передавать свои музыкальные впечатления в анимационных песочных рисунках; развивать активное слуховое восприятие, фантазию, чувство композиции, мелкую моторику; умение эмоционально расслабляться, вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические, поэтические, музыкальные произведения.

2.4. Учебно-тематический план

Наименование

Количество часов

этапов

Подгруппа 5-6 лет

подгруппа 6-7 лет

Анимационное предметное рисование

4

4

Иллюстрации

4

4

Пейзажи

4

4

Анимационные пейзажи

4

4

Портреты

4

4

Сказки

4

4

Рисуем музыку

4

4

Сказка в музыке

4

4

Мониторинг

4

4

Всего

36

36

                                                                                                                 

2.5. Мониторинг

Тест

Выполнение

Что это? (зрительно)

Детям предлагаются зарисовки разнообразных фигур, надо придумать названия к рисункам и объяснить их.

Рисование "Нарисуй то, не знаю что"

Детям предлагается нарисовать  что-то необычное, сопровождая рассказом о нём.

"Что не дорисовано?"

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать - оценка целостного восприятия.

"Пальчик, пальчик, где ты был?"

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.

"Образы"

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке.

"Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя любые приёмы песочного рисования.

«Волшебное превращение»

Ребенку предлагается предметный или сюжетный рисунок, который необходимо преобразовать в другой, путём дорисовки и изменения деталей (например: осень-зима, котёнок-зайчонок и т.д.)

Итоговая диагностика в конце учебного года

Фамилия, имя ребенка

Активность и самостоятельность в рисовании

Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства

     III.Организационный раздел

3.1. Направления работы

  • Оформление фотоальбомов с песочными рисунками.
  • Создание видеороликов с песочными анимациями.
  • Проведение песочных шоу и презентаций.

3.2. Этапы реализации программы:

  1. – Организационный  (июнь - август)
  2. – Практический (сентябрь – апрель)
  3. – Диагностический (август, май)
  4. – Обобщающий (апрель - май)

3.3. Модель реализации программы

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Работа с детьми

  1. Игры-занятия в песочной изостудии

  1. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков рисования песком

  1. Чтение художественной литературы

  1. Слушание музыкальных произведений

  1. Просмотр видеозаписей с  песочными анимациями

  1. Продуктивная деятельность детей (создание песочных рисунков)

  1. Индивидуальная работа с детьми с целью отработки навыков песочного рисования

  1. Фото и видеосъемки детских работ

  1. Творческие отчеты-выставки работ (фото и видеосъемок), видео презентации

  1. Оформление фотоальбома

«Мы рисуем песком»

  1. Выставка-презентация – песочное шоу

В течение года – 1 раз в неделю

2 раза в год – январь, май

В течение года – 2 раза в неделю

В течение года – 2 раза в неделю

В течение года – 1-2 раза в месяц

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

май

май

Сотрудничество с родителями

1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом (речным просеянным, прокаленным или кварцевым песком) песочной изостудии; изготовление столов для проведения песочных пленэров.

2.Консультация « Песочное   искусство»

3.Семинар-практикум « Учимся рисовать песком»

4.Консультация « Рисуем песком дома»

5.Помощь в фото и видеосъемках

6. Участие в презентации песочного шоу совместно с детьми

июнь - октябрь

июнь

ноябрь

декабрь

в течение года

май

Методическое сопровождение

1.Организация предметно -пространственной развивающей среды для  художественно-эстетического развития детей.

2.Подборка художественной литературы для песочного рисования (создание библиотеки)

3.Подборка музыкальных произведений для сопровождения песочных анимаций и создания музыкального фона на играх-занятиях кружка (создание фонотеки).

4.Разработка перспективного плана на год по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию песком.

5.Конспекты игр-занятий.

6.Оформление

фотоальбома «Мы рисуем

 песком».

8.Подборка консультативного материал для педагогов и

 родителей.

8.Обобщение и распространение наработанного материала.              

                                   

9.Создание видеотеки детских песочных анимаций.

10.Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу.

июнь-сентябрь

в течение года

июнь-сентябрь

июнь - август

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в конце года

Работа с педагогами

1.Консультации для педагогов

«Песочное искусство»,

«Развитие мелкой моторики через песочное рисование»

2.Мастер-классы по созданию песочных анимаций для педагогов ДОУ и методического объединения педагогов города.

3.Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу.

в течение года

в течение года

в течение года

май

3.4. Предметно-пространственная развивающая среда песочной изостудии.

  1. Демонстрационный стол со стеклом и подсветкой для песочного рисования.
  2. Столы-планшеты со стеклом и подсветкой для рисования песком.
  3. Фотовидеокамера со штативом.
  4. Магнитола.
  5. Масляные художественные краски (для окрашивания песка).
  6. Кварцевый и речной (просеянный и прокалённый) песок.
  7. Подборка литературы, видеороликов с  песочными анимациями, аудиозаписей с классической и современной музыкой.

Литература:

1.Зейц М. « Пишем и рисуем на песке». Практические рекомендации, ИНТ, 2010

2. Большебратская Э.Э. « Песочная терапия». Методическое пособие, Петропавловск, 2010

3. Климова Е.П. « Художественно - эстетическое развитие дошкольников», Учитель, 2005

4. Войнова А. «Песочное рисование». Практические рекомендации, Феникс, 2014

5. Комарова Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду», Мозаика-Синтез, 2010  

6. Лыкова И.А., Буренина А.И. «Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей), Цветной мир, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию дошкольников «ВОЛШЕБНАЯ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе.Основное преимущество пла...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....