"Самоценность детства"
статья на тему

Фоменок Тамара Николаевна

"Самоценность детства — понимание детства, как важного периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий. Значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что на этом периоде есть подготовка к следующему этапу". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samotsennost_detstva.docx572.64 КБ

Предварительный просмотр:

     Фоменок Тамара Николаевна

ГБОУ «Школа № 305»/3 г. Москвы

                                                                                    Воспитатель

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

С. Маршак

Самоценность детства.

    Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к проблеме самоценности детства. При этом многие идею о самоценности детской жизни и детской личности воспринимают как новую, оригинальную и передовую. Между тем она имеет длинную историю.  В педагогике идея самоценности детской жизни и детской личности провозглашалась, начиная с Ж. Ж. Руссо; в последствии она получила свое развитие в русле «теории свободного воспитания» (К. Н. Вентцель и др.).

    Значимый вклад в становление, развитие идеи самоценности детства внес польский педагог Я. Корчак, воплотивший её не только в печатных работах («Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правда жизни» и др.), но и непосредственно в своей педагогической деятельности, взаимодействии с детьми.  Согласно Янушу Корчаку, ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность. Он утверждает тезис о полноценности ребенка, как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Корчак говорит, что дети - такие же, как и взрослые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта. [1]

      Активным защитником идеи самоценности дошкольного детства, как отдельного периода онтогенеза был выдающийся психолог, основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец. Он обосновал концепцию амплификации детского развития - его обогащения за счет ресурсов, присущих специфическим видам деятельности дошкольников (игре, продуктивным деятельностям, чтению художественной литературы, детскому творчеству и др.). Насколько мы понимаем Александра Владимировича, в самом точном смысле слова амплификация означает лишь одно: содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому сама деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации - ребенка. Александр Владимирович - выступал против неразумной торопливости, искусственного форсирования, акселерации детского развития. В каждом возрасте «ребенок оказывается особо чувствительным, сензитивным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…» [2].

        Ярким примером воплощения идеи о самоценности детства является Ш.А. Амонашвили, по мнению которого детство- это безграничность и неповторимость, особая миссия для себя и людей. «Ребёнок со своей миссией - это значит, что каждый ребёнок есть неповторимость и наделён от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть общие для всех возможности, и способности, но есть и своя изюминка у каждого» [3].

     Дошкольное детство- пора «закладки всего и вся», где вершится судьба будущего развития. Сегодня человечество пришло к пониманию значения детства в жизни человека и ответственности взрослых перед детьми.

     Задачи ФГОС дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности детства, социализация и развитие ребенка как субъекта деятельности; приоритетные формы организации образовательного процесса - игра и возрастосообразная деятельность, в которой обучение не лидирует. Ведущими становятся игровые ситуации, проблемные задачи и вопросы, проекты, экспериментирование и исследовательская деятельность детей. Принципиально важно развитие у ребенка в дошкольном детстве познавательных интересов, воображения и фантазии, разнообразия способов познания и целостной картины мира.  Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребенка, его разностороннему и гармоническому развитию.

Литература.

  1. Януш Корчак. Как любить ребенка. - Издательство "Книга", 1980.
  2. В.Т. Кудрявцев. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства- к принципам амплификации детского развития. - Опубликовано в сб.: Науки о детстве и современное образование. М., 2005
  3. А.Ш. Шахманова. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми. – Человек и образование №1 (30) 2012

     

     C:\Users\Тамара\Desktop\IMG_0350.JPG 

C:\Users\Тамара\Desktop\IMG_0351.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства».

Доклад   «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства». Презентация к докладу  «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценно...

Консультация для воспитателей на тему: ФГОС ДО - ориетир на сохранение уникальности и самоценности детства.

Повышение компетентности педагогов по вопросам решения первоочередных задач образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

Консультация ФГОС дошкольного образования –ориентир на сохранение уникальности и самоценности детства и ориентирование на индивидуализацию воспитания ребенка».

цель повышение компетентности педагогов по вопросам решения задач образовательной деятельности в соответствии с ФГОС...

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Перед педагогами детского сада стоит н...

Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с ОВЗ

Коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...