Главные вкладки

    Доклад «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства».
    консультация на тему

    Доклад   «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства». 

    Презентация к докладу  «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovnoy_doklad.docx37.88 КБ
    Файл prezentatsiya.pptx1.85 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конференция для педагогического и родительского сообщества

    «Обсуждение механизма внедрения ФГОС  ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций».

    Доклад по теме

    «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства».

                                                            Составлен

                                                            старшим воспитателя МБДОУ

                                                              детского сада №29 «Полянка» г. Павлово

                                                            Л.В. Шанц.

    Декабрь, 2013год

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства.

         С 1 сентября 2013 года система образования в Российской Федерации живет  в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – является полноценным уровнем непрерывного общего образования.

         Это событие знаковое: именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Логичным продолжением,  такого решения является принятие федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования. Разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования велась с 30 января 2013 года.

         В состав рабочей группы разработчиков входили  представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Группу возглавил Александр Григорьевич Асмолов – директор Федерального института развития образования, советник Министра образования и науки РФ, академик Российской Академии Образования, доктор психологических наук, профессор.  

         17 октября 2013года вышел Приказ Министерства и Науки РФ №1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". Признаются утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

    • от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299);
    • от 20 июля 2011 г. № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303).

    Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

    По словам А.Г. Асмолова, ФГОС   обеспечивает  государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

         Стандарт дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Самоценность детства – рассматривается  как период жизни человека  значимый сам по  себе,  без  всяких  условий;  значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,  что  этот  период  есть   период подготовки к следующему периоду, как мы раньше рассматривали: подготовки к школе. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Как сказал  Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку». При этом работа по обеспечению равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу заключается не столько в целенаправленной подготовке к школьному обучению дошкольников 6–7 лет, сколько в создании условий для общего развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, одним из результатов которого является полноценная готовность к школе. Это предполагает доступность для всех детей от 2месяцев до 8 лет качественного дошкольного образования вне зависимости от социального  статуса семей и территории проживания.

         В первой главе «Общие положения» ФГОС определено, что главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. В детском саду  ребенок впервые сталкивается с так называемым “общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Именно  здесь формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Отсюда и  одна из важнейших задач дошкольного образования  —  введение ребенка в мир культуры, приобщения к окружающему социальному миру: семьи, общества, государства, социокультурным ценностям нашего народа.

         Согласно стандарту, педагог должен учитывать индивидуальные и личностные особенности ребенка и выстраивать для него индивидуальный вектор развития, то есть найти такое содержание, такие способы, методы и приемы, с помощью которых он поможет ребенку развиться, открыть какие-то его  способности, преодолеть проблемы, сформироваться личности ребенка, как носителя ценностных установок современного мира.

    Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

         С выходом стандартов дошкольного образования детские сады получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы с разной продолжительностью пребывания детей в организации, для Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет.

         ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента требований:

    1. К структуре Программы и ее объему.
    2. К условиям реализации Программы.  
    3. К результатам освоения Программы.   

         Структура образовательной программы ДОУ включает описание соотношений части обязательного образовательного минимума - 60% и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений -40%.

        В данное время авторами комплексных программ, в соответствии с ФГОС создаются примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые они определяются как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программы обучения детей. Содержание этих примерных программ будет  учитываться дошкольным учреждением при разработке своей образовательной программы в обязательной ее части, которая  и составит 60%  Программы. В части  Программы формируемой детским садом – это 40%,  Стандарт ориентирует на  выбор тех  развивающих технологий, методик,  парциальных образовательных  программ или разработку самостоятельных авторских, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива (в познавательном, художественно–эстетическом, физическом, социальном развитии), включая коррекционную работу или инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.  

         Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

    • социально-коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие.

        Социально-коммуникативное развитие.   Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и сверстниками;  становление  самостоятельности,  саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания,    формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,   формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей  и  взрослых;  формирование   позитивных установок к различным  видам  труда  и  творчества;  формирование   основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

         Познавательное  развитие  предполагает  развитие  интересов   детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе,  других   людях, объектах окружающего мира,  о  малой  родине  и   Отечестве, о  планете  Земля  как  общем  доме    людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

          Речевое развитие включает владение речью как  средством  общения  и культуры; знакомство  с   книжной   культурой,   детской литературой,  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Физическое развитие включает развитие  таких  физических    качеств, как координация  и  гибкость;   способствующих   правильному     формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия,   координации движений, крупной и мелкой моторики; формирование     начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение  подвижными  играми  с правилами; становление  ценностей  здорового  образа  жизни,    овладение его элементарными нормами  и  правилами  (в  питании,  двигательном   режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

         Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Игра – основный вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому  многие методики и технологии сейчас пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой и осуществляться в основных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная, двигательная.

         Каждым дошкольным учреждением в образовательной программе будет разработан Дополнительный раздел Программы, который будет являться краткой её презентацией. Краткая презентация Программы будет ориентирована   на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

         В третьем разделе ФГОС дошкольного образования «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»   даны ориентиры обеспечивающие эффективность ее реализации и качество работы с детьми. Это требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям , а также к развивающей предметно-пространственной среде, в которых должна реализовываться программа образования  ДОУ.

    Новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях «разнообразия детства», и основная задача детских садов – создавать условия, при которых  дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым  и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

         Любой стандарт   предполагает какой-то результат. Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики,  должна  стать  социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных  базовых ценностей культуры  мира.

    Особое внимание  должно уделяться развитию мотивационной сферы  (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем?, почему?,  желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация  достижений, гордость за свои достижения и т.п.)

         Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС, директор федерального государственного научного учреждения «Института психологических проблем детства» Российской академии образования, кандидат педагогических наук говорит:  "Стандарт дошкольного образования нацелен именно на общее развитие ребенка, на развитие его личностных качеств. На то, чтобы ребенок стал добрым, внимательным, ласковым к своим родителям, внимательным ко всему окружающему в том числе и к природе, чтобы ребенок мог общаться со своими друзьями и в том числе с окружающими его взрослыми." Стандарт дошкольного образования, в отличие от других, не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.

          "Стандарт не нацеливает детей и взрослого на получение какого-то жесткого результата. Мы сейчас говорим о проживании ребенком детства как этапа его развития. Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет", — добавила Волосовец.  Стандарт  дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

            ФГОС дошкольного образования  вводится поэтапно до 2016 года. Этого времени   достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей.   

         Автор Стандартов А.Г. Асмолов говорит «Стандарт писался достаточно сложно. Обычно такие документы излагают сухим канцелярским языком. На этот раз мы старались писать по-другому - понятнее и четче. Чтобы прочесть его смог не только чиновник, но и родители».

          На сегодняшний день, главными  задачами, для педагогического и родительского сообщества, становится изучение Стандарта дошкольного образования, создание образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС, предоставление родителям возможности ознакомится с Программой  для дальнейшего совместного обсуждения вопросов, связанных с  её реализацией.

          Таким образом, хочется подвести итог и сделать следующий вывод:  Стандарт указывает на то, что - пребывание в детском саду   обеспечивает всестороннее личностное развитие ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, развития инициативы  и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства. Старший воспитатель МБДОУ детского сада №29 «Полянка» г. Павлово Л. В. Шанц

    Слайд 2

    разработан на основе Конституции РФ №273- ФЗ «Об образовании в РФ» Конвенции ООН о правах ребенка

    Слайд 4

    Приказ Министерства Образования и Науки РФ №1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17 октября 2013года. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.

    Слайд 5

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТА Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека Личностно-развивающий и гуманистичес кий характер взаимодействия в зрослых и детей Р еализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы Уважение личности ребенка

    Слайд 6

    ФГОС I .о БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. П.1.5 Цели ФГОС ДО Повышение социального статуса дошкольного образования Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

    Слайд 7

    ФГОС I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . П .1.3 В Стандарте учтены Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации

    Слайд 8

    ФГОС I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . П .1.8

    Слайд 9

    ФГОС II. Требования к структуре образовательной программы. п.2.5. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ

    Слайд 10

    ФГОС II. Требования к структуре образовательной программы. 2.6 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

    Слайд 11

    ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Слайд 12

    Д ополнительный раздел программы

    Слайд 13

    III. Т ребования к условиям реализации ооп до РЕЗУЛЬТАТ - создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды , которая: гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивают эмоциональное благополучие детей способствуют профессиональному развитию педагогических работников создают условия для развивающего вариативного дошкольного образования обеспечивают открытость дошкольного образования создают условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

    Слайд 14

    ФГОС IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Целевые ориентиры ДО – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

    Слайд 15

    ФГОС IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. П .4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

    Слайд 16

    ФГОС IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. П .4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

    Слайд 17

    Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность

    Слайд 18

    Спасибо за внимание! Успехов в работе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Эмоциональное выгорание и поддержка психологического здоровья педагогов"

    Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования по все аспектам деятельности: знаниям, педагогическим   умениям способам деятельности и, конечно, к личностным...

    Буклет "Родителям о ФГОС. Стандарт поддержки разнообразия детства"

    В ФГОС ДО сформулированы  и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с се...

    Личностно-ориентированный подход - стандарт поддержки разнообразия детства

    В публикации оописываются концепции детства как методологические ориентиры современной дошкольной педагогики. Расркрываются основные составляющие понятия "поддержка разнообразия детства", "личностно-о...

    Статья «ФГОС ДО - стандарт поддержки о взаимодействии разнообразия детства».

    В нашем детском саду прошла тематическая неделя по теме «Домашние животные и птицы».  Мы с детьми тоже изучили эту тему.  Я внесла в работу с детьми новшество.  Изобрели с детьми ...

    Стендовый доклад "Технологии развития и поддержки детской инициативы"

    Стендовый доклад "Технологии развития и поддержки детской инициативы"...

    Доклад на тему "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО"

    1 слайд Требования стандарта напрямую зависят:- специфики дошкольного детства – это гибкость, пластичность развития, высокий разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность...

    "ФГОС ДО - стандарт позитивного детства"

    В презентации представлен цикл мероприятий  с использованием элементов твистинга и аэродизайна  «ВЕСЕЛАЯ ЗАТЕЯ». Предложенный материал можно использовать для работы с детьми...