Доклад "Эмоциональное выгорание и поддержка психологического здоровья педагогов"
статья по теме

 

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования по все аспектам деятельности: знаниям, педагогическим   умениям способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям,вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Все это может привести к эмоциональному «выгоранию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразится на самочувствии его самого , а так же окружения.

         Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость). Все эти симтомы свидедельствуют об эмоциональном выгорании педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nalivayko_doc.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования по все аспектам деятельности: знаниям, педагогическим   умениям способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Слайд 2 Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям,вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Все это может привести к эмоциональному «выгоранию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразится на самочувствии его самого , а так же окружения.

         Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость). Все эти симтомы свидедельствуют об эмоциональном выгорании педагогов.

Слайд 3Термин эмоциональное «выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К настоящему времени существует единая точка зрения  на сущность эмоционального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под эмоциональным «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного  истощения,  проявляющееся  в профессиях социальной сферы.

  Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться  среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  собрание  «выгорающих».  

Слайд 4  По  данным  социально-демографических  исследований   труд   педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном  плане  видов  труда . П  степени  напряженности  нагрузка педагогов в  среднем  больше,   чем   у менеджеров и банкиров,  генеральных  директоров  и  президентов  ассоциаций, т.е. тех,  кто  непосредственно  работает  с  людьми.  Исследователь  приводит следующие  данные:  из  7300  педагогов  общеобразовательных  школ,  риск  и повышенный  риск  патологии  сердечно-сосудистой  системы  отмечен  в  30% случаев, заболевания  сосудов  головного  мозга  у  37,%  педагогов,  58% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного  тракта.  Вся выявляемая соматическая патология  сопровождается  клиникой  неврозоподобных нарушений.  Собственно  невротические  расстройства   выявились   в   60-70% случаев. Указанная сторона здоровья педагогов  обусловлена многими социальными,  экономическими,  жилищно-бытовыми  факторами.  Немалая роль   здесь,   конечно,   и   психического   напряжения,    сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что,  в  целях  экономии  своих энергоресурсов,   многие   педагоги   прибегают   к   различным   механизмам психологической  защиты  и,  по  крайней  мере,  обречены  на  эмоциональное выгорание.

   Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный  этому  синдрому  часто  мало  осознает  его симптомы. Он не может увидеть себя  со  стороны  и  понять  что  происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и  обвинении. Сгорание” не является неизбежным.  Скорые профилактические шаги помогут  предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Многие  из причин  эмоционального  выгорания  содержатся   не   только   в   личностных особенностях людей, но и так же  в  определенных  социальных  и  ситуативных факторах.

На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  Эти  подходы  могут  быть  использованы  и  в педагогической  деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 5  Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого- педагогическое  образование  педагога,  постоянное повышение  его   квалификации.  

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны  использоваться методы психологической разгрузки,  релаксация   прямо   на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом  руководители  могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало  более значимым для исполнителей.

Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда,  когда  педагог сталкивается  с  новой,  необычной,  трудноразрешимой  для  него  проблемой, которая  не  имеет   однозначного   решения   или   предполагает   несколько альтернативных вариантов.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности,  которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.  Педагогическая работа связана с интенсивным общением ,как с детьми, так и с  их  родителями, что требует от  педагога  эмоционально-волевой  регуляции.  Сам  аутотренинг представляет  собой  систему  упражнений  для  саморегуляции  психических  и физических  состояний.  Он  основан  на  сознательном  применении  человеком различных средств психологического воздействия  на  собственный  организм  и нервную систему с целью их релаксации и активизации.  Использование  приемов аутотренинга  позволяет  человеку   целенаправленно   изменить   настроение, самочувствие,  что  положительно  отражается   на   его   работоспособности, здоровье.

Широко используется психокоррекция как совокупность  психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия  на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится  с  целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия  повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения  конфликтов с которыми сталкивается человек.  Психокоррекция  может  осуществляться  как индивидуально, так и в группе.

Мною был исследован синдрома эмоционального выгорания педагогов МДОУ д/с №7 «Рябинушка». СЭВ был исследован у 31 педагога МДОУ.

Для проведения данного исследования мною выбрана методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем  фазам,  включающим в себя по 4 симптома. Они перед вами на слайде. Слайд 6

Фаза «напряжения»

      1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

      2. Симптом «неудовлетворенности собой».

      3. Симптом «загнанности в клетку».

      4. Симптом «тревоги и депрессии».

                                             Фаза «резистенции»

      1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

       2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

       3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

       4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

                                                Фаза «истощения»

     1. Симптом «эмоционального дефицита».

     2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

     3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»

     4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Результаты исследования СЭВ представленные в сводной таблице на слайде.

Таблица 1 слайд 7

Сводная таблица результатов показателей симптомов и фаз СЭВ

фаза

напряниеже

резистенция

истощение

симптом

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Симптом не сложился

14

-45%

16

-

52%

13

-

43%

15

-48%

10

-32%

11

-35%

11

-35%

9

-29%

16

-

52%

11

-

35%

14

-

45%

13

-

42%

Симптом складывается

8

-26%

10

-32%

10

-

32%

9

-

29%

9

-29%

11

-

36%

12

-39%

9

-29%

7

23%

8

-

26%

9

-

29%

8

-

25%

Симптом сложился

9

-29%

5

-17%

8

-26%

7

-23%

12

-39%

9

-29%

8

-26%

13

-42%

8

-

26%

12

-39%

8

-

26%

10

-

31%

Фаза не сформирована

15 (48%)

10 (32%)

13 (43%)

Фаза в стадии сформирования

9 (29%)

10 (32%)

8 (26%)

Фаза сформировалась

7 (23%)

11 (36%)

10 (31%)

Анализируя показатели фаз, можно заметить что фаза «напряжения» сформировалась у 23% педагогов; фаза «резистенции» (сопротивлении) сформирована у 36% педагогов; фаза «истощения» наиболее ярко выражена у 31% педагогов.

Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом, находится в фазе «резистенции» – сопротивления (36%). У них происходит сопротивление нарастающему стрессу, педагоги осознанно или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.

Можно предположить, что формирование фаз эмоционального выгорания связано с особенностями возраста и стажем работы.

Возрастные границы педагогов со стажем от 0 – 5 лет  23-29 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас обществом. Например, мы ожидаем, что, как  только  профессионал  закончил   обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда  сталкиваются с ситуациями, ккоторым не были подготовлены. Это также средний возраст создания семьи .Молодых педагогов вступивших в брак ждет не только   начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания.

У педагогов со стажем работы более 20 лет,  возрастные  границы   40   -60 лет, все фазы синдрома эмоционального  выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?». Тот,  кто  избегает работы по изменению себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Единственным ее содержанием могут стать болезни,  одиночество и ожидание смерти. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.

Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его  проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Эти факторы взаимно усиливают друг друга.

          Изучаемая  проблема представляется  очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние  не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие,  но  и на тех, кто находится  рядом с ними. Это и близкие родственники, и  друзья,  а также ученики и воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом. Они становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором  на коррекцию  негативных последствий данного явления.

Слайд 8

9. Используемая литература.

   1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

   2.  Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.! –М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

   3. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального «сгорании» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. «Вопросы психологии»,1994  г.,  N6.

   4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.

   5. Трунов Д.Г. Синдром сгорания»: позитивный подход к  проблеме.  Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

   6.  Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

   7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., ВЛАДОС, 1998 г.

   8. Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство «Флинта», 2001 г.

   9. Колесников  Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск 1985 г.

   10. Маслач К. Профессиональное выгорание: как  люди  справляются.  Статья 1978. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Психологами было проведено исследование, с целью выявления подверженности педагогов эмоциональному выгоранию. Итог: 60 % педагогов находятся на разных стадиях эмоционального выгорания. Появление новых...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ДОУ.

Материал к мероприятиям с педагогами по эмоциональному выгоранию....

Презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

Презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Профвыгорание-это синдром стресса , ведущий к истощению всех психологических функций....

Памятка о профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профессиональное выгорание - это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека....

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов...

презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

выступление с презентацией  на Методическом объединении "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"...