Проект "МОЯ СЕМЬЯ"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Сухорутченко Ольга Федоровна

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников положительного образа «родного дома»

Понятие «родной дом» включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями, близких друзей и родственников. Постепенно эти понятия расширяются: родными становятся улица, город, край, страна. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.

Семья «вводит» ребенка во всё многообразие родственных отношений, укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени семья готовит ребенка к его будущей семейной жизни.

Однако, некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном жилище, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему. Другие считают, что любовь к дому –врождённое чувство и не требуется прилагать усилия для его развития.

Учитывая значимость данной темы, целесообразно реализовать проект «Моя семья» (Приложение).

Его основной целью является формирование у детей старшего дошкольного возраста положительно насыщенного образа родного дома, а также создание условий для становления основ патриотического сознания.

Проект помогает решить  следующие задачи:

создать условия для выработки у детей ценностного отношения к дому и своей семье;

организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению, поддержанию традиций семьи, вызывающие желание оказывать позитивное влияние на устройство и быт родного дома;

сформировать знания о семье, ее родословной, об истории появления дома, быте, семейных традициях и пр.

В план реализации проекта включаются следующие основные темы: "Семья, родословная", "Дом", "Семейные праздники, традиции". Специфика данного проекта заключается в том, что воспитателем параллельно ведется работа с детьми и их родителями. По каждой теме намечаются цели и задачи, пути их достижения, устанавливаются формы и методы закрепления знаний.

В качестве форм и методов формирования положительного образа семьи  в рамках проекта используются:

  • Разнообразные игры (сюжетно- ролевые, конструктивные, игры- драматизации). В игровых действиях дошкольник воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
  • К эффектным методам относятся также просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, пословиц и поговорок. Важно донести до детей дошкольного возраста суть слова «семья», помогут в этом произведения устного народного творчества, опорными понятиями в которых являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения.  При знакомстве ребенка с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья».
  • Можно оформить семейную газету с фотографиями с забавными надписями, описаниями семейных традиций, профессий, хобби родственников,  рисунками, аппликациями, стихами и мини-рассказами как профессиональных авторов, так и любительскими, написанными ребенком или членами его семьи по темам «Моя семья», «Я люблю…», «Смешная история, которая произошла с нашей семьей» и т.д. Семейными газетами на плотных листах бумаги( не менее 40 Х 60) украшают групповые комнаты, приемные и музыкальный зал).
  • Совместное составление родословной родителями и детьми побуждает у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать такое задание, педагог рассказывает об истории генеалогии. Затем организуется выставка в ОУ , в роли экскурсоводов выступают сами дети, они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижениях и т.д..
  • Создание семейного герба. Для этого воспитателю необходимо подобрать материал о фамильных гербах, их составных частях, символике. Используя полученный знания, семья может создать семейный герб. Практика показывает, что родители и дети, стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, рода, гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные  традиции.

Благодаря таким формам работы появляется реальная возможность познакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного отношения к членам семьи, а главное – научить дошкольников азам такого же отношения.

Литература:

1. Маляева Е.В.Формирование у дошкольников положительного образа «родного дома». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №11/2010/с.60.



Предварительный просмотр:

Особенности усвоения детьми терминов родства

Специалисты в области онтолингвистики, науки, изучающей речь детей, констатируют сложность и неоднозначность процесса усвоения детьми терминов родства. Г. Р. Доброва отмечает наличие двух существенных парадоксов . Первый, по ее мнению, заключается в том, что термины родства занимают одни из самых первых строк в начальном лексиконе ребенка, однако они еще долго не осознаются им полном объеме. Это, в свою очередь, ведет ко второму парадоксу, связанному с тем, что ученые считают термины и отношения родства очень сложными для детей, в то время как родители и вообще взрослые полагают, что они не представляют сложности для ребенка и усваиваются рано. Ж. Пиаже в результате своих исследований пришел к выводу о том, что относительность и взаимность терминов родства осознаются детьми только к 12 годам. Исследования Г. Р. Добровой исландского онтолингвиста X. Рагнарсдоттир показали, что термин и отношения родства ребенок может усвоить в полном объеме к восьми годам. Процесс усвоения детьми терминов родства должен быть организованным — родителям, воспитателям, учителям необходимо беседовать с детьми, объяснять им кто кому кем в их семье приходится. Если процесс усвоения терминов родства протекает стихийно, спонтанно, то вряд ли ребенок начнет ориентироваться в родственных отношениях и к 12 годам. К сожалению, разговоры о родственных отношениях ведутся далеко не во всех семьях, хотя разобраться в них ребенку нужно обязательно. Прежде всего это связано с нравственным воспитанием. Во время бесед о родственных отношениях ребенка воспитывают уважение к старшим поколениям, к родным близким людям, к самому себе. Такие беседы способствуют развита логического мышления, ведь не так просто освоить термины родства и разобраться в родственных отношениях.

Первоначально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначают конкретных людей — мама, папа, деда (дедушка). Постепенно накапливая впечатления и жизненный опыт, в 3—4 года ребенок ум понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4—5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или с: это обязательно дети, а дедушка и бабушка — это пожилые люди. Ребенок 5—6 лет правильно называет свою маму — мамой. бабушку- бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но не всегда понимает, что для его мамы мамой является бабушка.

Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Чтобы понять, кто кому кем приходится, нужно зачастую встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6—7 лет. Существенную роль играют национальные культурные особенности и специфика родного языка. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако многозначность таких слов, как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» и пр., вносит определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения — сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину. В современных семьях не всегда используются термины родства в повседневной жизни, вместо них все чаще используются имена: мама — Ира, бабушка — Лида, папа — Женя. Ребенок не слышит и не использует в семье такие привычные традиционные слова: мама, папа, бабушка, дедушка. Поэтому на вопрос воспитателя на занятии, посвященном празднику 8 Марта в детском саду: «Как ты ласково называешь свою маму?» — пятилетний ребенок отвечает: «Ирочка». На следующий год для него становится открытием то, что бабушка — мамина мама, хотя его товарищ по играм в детском саду усвоил это два года назад, просто потому, что его мама дома, обращаясь к бабушке, называет ее мамой. Трудно судить, насколько новшества в семейных отношениях позитивны или негативны, безусловно только то, что усвоение ребенком терминов родства в такой ситуации происходит гораздо медленнее.



Предварительный просмотр:

Термины родства ( для составления родословного древа)

В традиционном обществе человек осознавал себя не только членом семьи, но целого рода, который в трудную минуту поможет, не оставь в беде, перед которым этот человек несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь. Важно было, чтобы все в роду знали друг друга, общались между собой, воспитывались в духе любви и взаимопомощи.

Рассмотрим наиболее распространенные термины родства, отр жающие внутрисемейные отношения.

Прямое кровное родство

Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда. Ласковые формы обращения: бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька

Дед, дедушка — отец матери или отца (дед по отцу, дед по матери муж бабушки. Ласковые формы обращения: дедуля, дедуся, дединька

Муж — женатый мужчина, супруг, мужчина, связанный брачным а юзом с женщиной (женой), образующий вместе с ней супружескую пар

Жена — замужняя женщина, супруга.

Мать, мама — родительница, женщина, имеющая детей. Ласке вые формы обращения: мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.

Отец, папа — родитель, мужчина, у которого есть дети. Ласковы формы обращения: папочка, папенька, батюшка, тятенька.

Сын — мальчик, мужчина по отношению к своим родителям. Ласковые формы обращения: сынок, сынишка, сынуля, сыночек.

Дочь — девочка, женщина, рожденная отцом-матерью, своими родителями. Традиционно подразумевалась родная дочь обоих родите лей. Ласковые формы обращения: доченька, дочушка.

Брат — каждый из сыновей одних родителей по отношению друг к другу, а также к своим сестрам. Ласковые формы обращения: братик, братец, братишка.

Сестра — каждая из дочерей по отношению к другим детям одних и тех же родителей. Ласковые формы обращения: сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.

Внук, внучек — сын дочери, сына, иногда используется по отношению к сыну племянника или племянницы (двоюродные внуки.

Внучка, внученька — дочь сына, дочери, иногда используется по отношению к дочери племянника или племянницы.

Боковые линии родства

Дядя — брат отца или матери, дядя по отцу, дядя по матери. В . временном языке обозначает также мужа сестры отца или матери. Ласковые формы обращения: дядюшка, дяденька.

Тетя — сестра отца или матери, тетя по отцу, тетя по матери В .:-временном языке обозначает жену брата отца или матери. Ласкова формы обращения: тетушка, тетенька.

Племянник — сын брата, сестры.

Племянница — дочь брата, сестры.

Свекор — отец мужа.

Свекровь — мать мужа, жена свекра.

Тесть — отец жены.

Теща — мать жены.

Сноха — жена сына..

Невестка — жена сына, жена брата, жены двух братьев между собой.

Зять — муж дочери, сестры, золовки. Один и тот же человек приходится зятем: тестю, теще, шурину и свояченице.

Золовка сестра мужа, иногда употребляется в значении жена брата, невестка.

Деверь — брат мужа.

Шурин — брат жены.

Свояченица (своячница) — сестра жены.

Свояк — муж свояченицы. Мужчины, женатые на двух сестрах, друг другу приходятся свояками.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЯ СЕМЬЯ» (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)

Тема

Цели и задачи

Пути достижения цели

Формы ми метода закрепления знаний

в ОУ

в семье

в ОУ

в семье

в ОУ

в семье

«Семья,

родословная»

Закрепление знаний своей фамилии, имени и отчества родителей. Формирование представлений о семье, ее составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Составление родословной. Формирование интереса к истории семьи и дома

Конкретизация представлений детей о жизни семьи (быт, обязанности, совместный отдых, хобби и достижения членов семьи).

Воспитание на собственном примере желания заботиться о членах семьи, поддерживать родственные отношения. Составление вместе с ребенком родословной семьи, поддержание интереса к ее истории. Воспитание интереса к семейным реликвиям и наградам.

Формирование на собственном примере теплого и уважительного отношения к своему роду и семье

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий на занятиях по развитию речи. Рисование на темы: "Моя семья", "Портрет мамы", "Портрет папы". Беседы на занятиях по изодеятельности на темы: "Мои близкие", "Самые дорогие люди". Изготовление сувениров и подарков для членов семьи. Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семьи. Обсуждение ситуаций: "У меня большая семья", "Мой детский альбом", "На кого я похож?". Беседы на темы: "Моя родословная" (с использованием фотографий из семейного архива), "История моего дома", "Как росли мои родители, бабушка, дедушка".

Сюжетно-ролевые игры "Моя семья", "Дочки-матери".

Просмотр мультипликационного фильма "Морозко". Чтение сказки "Крошечка-Хаврошечка".

Изготовление с привлечением родителей семейного герба, составление родословной или генеалогического древа семьи

Рассматривание с детьми семейных фотографий, демонстрация взрослыми уважительного отношения к членам семьи и близким родственникам. Углубление понимания того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговоры по телефону, посещения и т. д.). Рассматривание с детьми семейных реликвий, различных наград, беседы об истории их появления в доме. Рассказывание детям о предках, об их жизни, интересных и значительных случаях в их судьбе. Демонстрация бережного отношения к почетным грамотам и подаркам, регулярное обращение на это внимания детей

Составление рассказов о семье. Составление семейного альбома группы. Проектная деятельность с детьми "Мой дом — моя крепость". Творческая деятельность детей (ИЗО, лепка, аппликация). Совместные развлечения с родителями и детьми. Игры-драматизации, режиссерские игры: "Дом", "Семья", "У Бабушки в гостях" и т. д.

Совместный поход в гости. Написание вместе с ребенком письма кому-то из родственников, вложение в конверт детского рисунка. Показ на собственном примере проявления любви, заботы и уважения к членам семьи.

Составление вместе с детьми генеалогического древа семьи.

«Дом»

Воспитание любви к родному дому и отношения к нему как к ценности. Расширение представлений детей о родном доме, адресе, формирование интереса к истории дома (переезду в дом). Знакомство с поговорками о доме и семье.

Воспитание любви и интереса к игровому уголку, желания творчески преобразовывать его, привычки содержать его в порядке

Знакомство детей с историей появления дома (переезда в дом), где живет семья. Воспитание у детей привычки, в том числе на собственном примере, выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному дому и предметам быта.

Оформление игрового уголка, формирование интереса к нему, привлечение ребенка к играм в нем

Привлечение родителей к расширению знаний детей об истории появления дома (переезда в дом). Беседы на темы: "Дом, в котором мы живем", "Моя комната", "Почему я люблю свой дом ". Рисование на занятиях по изодея-тельности на тему "Мой дом". Обсуждение ситуаций: "Новая семья", "Чтобы в доме стало веселей", "Моя комната", "Мой игровой уголок"

Рассказывание детям об истории переезда в дом, с теплыми отзывами о доме, в котором прошло детство самих родителей. Привлечение ребенка к изменениям, происходящим в доме (перестановке мебели, перемене интерьера, ремонту). Проявление интереса к его отношению к переменам, особенно в детской комнате

Сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Новоселье", "Ремонт в квартире"; игры-драматизации: "Кошкин дом", "Теремок", "Три поросенка", "Лиса и Заяц". Конструктивная игра "Дом моей мечты"

Совместный поход в магазин для выбора обоев в детскую комнату, сувениров, игрушек, мебели. Оформление игрового уголка вместе с ребенком

«Семейные праздники и традиции»

Знакомство с культурными традициями разных семей.

Воспитание интереса и желания продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснение ценности семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград

Знакомство с культурными традициями семьи. Поддержание интереса и желания продолжать семейные традиции. Воспитание интереса и желания принимать активное участие в подготовке и проведении домашних праздников

Беседы на темы: "Выходной в нашей семье", "Семейные праздники", "Традиции нашей семьи". Разучивание и исполнение песен на праздничные темы. "Уроки вежливости" (прием гостей, правильное поведение в гостях

Разнообразие досуга семьи новыми, нетрадиционными празднично-игровыми видами деятельности с постепенным закреплением их как семейных традиций. Регулярное привлечение детей к посильному участию в подготовке домашних праздников, поощрение их инициативы. Знакомство детей и активное вовлечение их в свои любимые занятия и хобби

Сюжетно-ролевые игры "День рождения мамы", "Папин праздник". Просмотр мультипликационного фильма "Малыш и Карлсон" (день рождения Малыша).

Праздничный утренник "Мама, папа, я — дружная семья"

Изготовление вместе с ребенком пирога для бабушки, гостей; кашпо для комнатного растения; модели корабля. Проведение традиционных семейных мероприятий с активным участием в них детей



Предварительный просмотр:

Игры и игровые ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи

"Назови себя"

Цель: научить представлять себя коллективу сверстников.

Описание: ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

"Зеркало"

Описание: дети встают парами друг напротив друга. Они решают, кто из них человек, а кто — зеркало (затем меняются ролями). Человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно точно повторять все его действия. Ведь неточных зеркал не бывает! Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

"Выбери партнера"

Описание: дети сидят в кругу. Воспитатель предлагает им разделиться на пары. Сделать это нужно молча, выбрав партнера так, чтобы никто не заметил. Например, можно незаметно подмигнуть. На счет три дети должны подбежать к своему партнеру и взять его за руку. Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз. Воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.

"Из семечка - в дерево"

Описание: дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает им превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу и закрыть голову руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по головке и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки, растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок наклоняется к земле. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как они "сворачиваются" на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

"Старенькая бабушка"

Описание: воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. "Поводырю" нужно уберечь "старичков" от машин.

"День помощника"

Воспитатель собирает с утра всю группу. Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его. В течение дня педагог напоминает детям о задании. Вечером он вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто ему помогал.



Предварительный просмотр:

Примерная диагностика знаний и представлений детей о семье

Первая младшая группа

К концу года дети могут:

  • называть свое имя, фамилию;
  • называть имена членов своей семьи;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Рекомендации для родителей:

  • учить ребенка узнавать свой дом и квартиру;
  • беседовать о членах своей семьи, их именах;
  • беседовать о необходимости жалеть друг друга, сочувствовать близким.

Не весь программный материал может быть реализован на практике непосредственно в детском саду, поэтому мы выделили некоторые задачи познавательного характера, которые должны решаться в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Родителям, бабушкам и дедушкам необходимо дать некоторые рекомендации. Забирая ребенка из детского сада, следует спросить у малыша: «Куда нам нужно идти? Покажи. Где наш дом?» Если поначалу ребенок затрудняется, то взрослый должен ему показать, в какую сторону нужно идти, объяснить, что ему нужно постараться запомнить дорогу. Далее целесообразно попросить ребенка показать подъезд, квартиру.

Вопросы к детям:

  • Как тебя зовут?
  • Какое у тебя имя?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?

Ситуация для обсуждения: «Родители пришли с работы уставшие. Как нужно себя вести?»

При выполнении этого задания можно предложить детям игрушки (куклы, плюшевых животных или стилизованные изображения членов семьи, например, пирамидки), используя которые ребенок может показать, как он будет вести себя в этой ситуации

Примерная диагностика знаний и представлений детей о семье

Вторая младшая группа

К концу года дети могут:

  • называть свои имя, фамилию;
  • называть имена членов своей семьи;
  • знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
  • понимать родственные отношения: родители — дети (мама, папа — сын, дочь); бабушка и дедушка — внук и внучка; брат — сестра.

•        проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать), проявлять элементарную заботу и оказывать взрослым посильную помощь.

Рекомендации для родителей:

  • беседовать с детьми о членах семьи,
  • объяснять им родственные отношения,
  • подчеркивать заботу членов семьи друг о друге.

Важную роль в работе с детьми 3—4 лет играет знакомство с родственными отношениями. На занятиях в детском саду рассматриваются следующие отношения: родители — дети (мама, папа — сын, дочь), бабушка, дедушка — внук, внучка, брат-сестра. Дома с детьми можно рассматривать семейные фотографии, беседовать о том, что "лоушки и дедушки — это родители мамы и папы, что папа и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабушкой. Родителям следует посоветовать внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится: привлекать к посильной помощи в домашних делах.

Вопросы к детям:

  • Как тебя зовут?
  • Какое у тебя имя?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Как зовут твою бабушку?
  • Как зовут твоего дедушку?

Ситуация для обсуждения: «Кто-то из твоих близких, родных устал, болеет, расстроен (грустный). Как ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для твоих родных?»

В процессе диагностики можно предложить детям игровую ситуацию с использованием игрушек. Достоверные результаты могут быть также получены путем наблюдения за детьми, например, во время игры в семью, когда игровой сюжет включает аналогичную ситуацию.

Задания детям. Рассмотреть рисунок с изображением членов семьи (брат, сестра, мама, папа, дедушка, бабушка). Показать и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Воспитатель просит ребенка показать на рисунке родителей (маму и папу), детей, дедушку и бабушку. Задает вопросы:

  • Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью.)
  • Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)

—        Мальчик и девочка, изображенные на рисунке, кем приходятся друг другу? (Они брат и сестра.)

—        Кто изображен на рисунке? (Люди, родные, семья.)

Примерная диагностика знаний и представлений детей о семье

Средняя группа

К концу года дети могут:

  • называть имена и отчества родителей;
  • знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка);
  • понимать родственные отношения: дети — родители (мама, папа — сын, дочь; бабушка и дедушка — родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка — внук, внучка;
  • иметь представление о том, что семья — это мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры; семьи бывают разные (большие и маленькие); в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково; в семье у всех — и у взрослых, и у детей есть свои обязанности;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние родных и близких; заботу о них и желание им помогать;

  • проявлять интерес к выполнению домашних обязанностей. Рекомендации для родителей:
  • определить круг обязанностей ребенка;
  • поощрять их выполнение ребенком;

  • продолжать беседовать с ребенком о членах семьи, о родственных отношениях; об обязанностях и взаимопомощи в семье;
  • рассказывать ребенку о профессиональной деятельности членов семьи.

Вопросы к детям:

  • Как тебя зовут? Назови свои имя и фамилию.
  • Назови имя, фамилию и отчество папы.
  • Назови имя, фамилию и отчество мамы.
  • Как зовут твою бабушку?
  • Как зовут твоего дедушку?
  • Какие у тебя есть домашние обязанности? Ситуации для обсуждения:
  1. Кто-то из твоих близких, родных устал, болеет, расстроен, ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для своих родных
  2. Ты любишь своих родных, уважаешь старших (папу, маму, бабушку, дедушку). В каких поступках проявляется твоя любовь по ношению к твоим родным и забота о них?

Задания детям. Рассмотреть рисунок с изображением членов семьи: брат, сестра, мама, папа, дедушка, бабушка. Показать на рисунке членов семьи и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь( внук, внучка). Объяснить родственные отношения (кто кому приходится).

Воспитатель задает следующие вопросы:

  • Кто изображен на рисунке? (Люди, родные, семья.)
  • Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью или дочкой)
  • Как можно назвать маму и папу одним словом? (Родители)

—        Кем приходятся друг другу мальчик и девочка, изображен! на рисунке? (Они брат и сестра.)

  • Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)
  • Кем приходятся друг другу мама и папа? (Они муж и жена)
  • Кем приходятся друг другу бабушка и дедушка? (Муж и жена)

Примерная диагностика знаний и представлений детей о семье

Старшая группа

К концу учебного года дети могут:

  • знать имена и отчества родителей, называть имена и отчеств дедушек и бабушек;
  • иметь элементарные представления о том, что такое семья что у семьи есть история и традиции;
  • знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
  • понимать родственные отношения: дети — родители (мама, папа — сын, дочь, бабушка и дедушка — родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка — внук, внучка, брат-сестра (дядя или тетя — брат или сестра мамы или папы);
  • иметь интерес к истории своей семьи и ее традициям.
  • уважительно относиться к окружающим (к родным и близким);
  • радовать старших своими хорошими поступками;
  • выполнять постоянные обязанности по дому;

•        уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи. Рекомендации для родителей:

  • рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей.
  • знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников.

Задания для детей:

1.Используя дидактические наглядные материалы (карточки, на ко-
изображены члены отвлеченной, идеальной модели семьи, фото-
и из семейных альбомов детей), назвать слова, обозначающие род-
объяснить родственные отношения.

С этой целью можно использовать дидактические упражнения «Семейный

хоровод», «Где-то в шумном городе», которые знакомы ребятам со средней группы.

2.Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин,фотографии членов своей семьи), постараться ответить на вопрос: «Что такое семья?»

3. С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек и дедушек), братьев и сестер.

В процессе индивидуальных бесед, а также наблюдений в ходе занятий и игр необходимо обращать внимание на наличие у детей интереса к семейным традициям, профессиям их родных.

Ситуации для обсуждения. Чем ты можешь порадовать своих родных: в обычные дни, в повседневной жизни; в праздничный день; когда кому-нибудь из твоих родных нездоровиться или он чем-либо строен (грустит, сердится).

Примерная диагностика знаний и представлений детей о семье

Подготовительная к школе группа

К концу учебного года дети могут:

  • знать свое отчество, имена и отчества родителей, дедушек и бабушек;
  • иметь представления о родственных отношениях;
  • иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции;
  • иметь представления о родословной как истории семьи и народной традиции, характерной для народов России;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, помогать им;
  • понимать, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его;
  • иметь волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Рекомендации для родителей:

Напоминать ребенку дату его рождения и даты рождения членов семьи. Рассказывать об увлечениях родных, знакомить с их интересами. Беседовать о профессиях взрослых членов семьи, об их трудовых достижениях. Рассматривать семейные альбомы с фотографиями. Познакомить ребенка с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаями из жизни. Хранить и показывай ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедов и отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи.

 Задания для детей:

  1. Интервью для телевидения детского сада «Что такое семья и за! чем она нужна». Такую диагностику можно провести в начале учебного года, записав индивидуальные ответы детей на видеокамеру. Желательно, чтобы дети не слышали ответы друг друга и не могли рассказать остальным, о чем их спрашивали. Видеозапись помогает оценить знания детей о семье и может быть использована на занятии, посвященном обобщению и закреплению представлений о семье.
  2. Используя наглядные материалы (родословные, составлена совместно детьми и родителями, образы семьи, созданные детьми, ил люстрации пособия «Славянская семья: родство и занятия», фотографии из семейного альбома), показать и рассказать на элементарно» уровне: о том, что такое родословная; о традициях своей семьи; о ста- ринных традициях народов России; о семейных поколениях.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.

Какие семейные праздники проводятся у вас дома?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Какие семейные традиции есть в вашей семье?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Знают ли ваши дети, где они родились?________________________________________        

Знают ли ваши дети, где родились их родители?________________________________        

Знают ли ваши дети имя и отчество ваших родителей?        

Имеется ли в вашей семье фотоальбом, где последовательно отражается история вашей семьи? ______________________________________________________________        

Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши дети?____________________________________________        

Чем, на ваш взгляд, ваша семья отличается от других семей? ____________________________________________________________________________        

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки о семье

Пословицы и поговорки о семье

  1. А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел тещиной курице как пришелся?
  2. Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
  3. Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.
  4. Брат брата не выдаст.
  5. Брат с братом на медведя ходят.
  6. Братская любовь крепче каменной стены.
  7. Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка — Щиток, кулак — молоток.
  8. В гостях хорошо, а дома лучше.
  9. В дружной семье и в холод тепло.
  10. В недружной семье добра не бывает.
  11. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
  12. В своей семье всяк сам большой.
  13. В своей семье какой расчет?
  14. В своем доме и стены помогают.
  15. В семье и каша гуще.
  16. В семье разлад, так и дому не рад.
  17. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  18. В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  19. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  20. В хорошей семье хорошие дети растут.
  21. Везде хорошо, но дома лучше.
  22. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  23. Где мир да лад, там и Божья благодать.
  24. Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  25. Густая каша семьи не разгонит.
  26. Двойня — и счастья вдвое.
  27. Девичье смиренье дороже ожерелья.
  28. Дерево держится корнями, а человек семьей.
  29. Дети родителям не судьи.
  30. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
  31. Доброе братство лучше богатства.
  32. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  33. Дома все споро, а вчуже житье хуже.
  34. Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
  35. Дружная семья не знает печали.
  36. Жизнь родителей в детях.
  37. За общим столом еда вкуснее.
  38. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
  39. И ворона воронят хвалит.
  40. Каков брат, такова и сестра.
  41. Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.
  42. Когда нет семьи, так и дома нет.
  43. Коли внучек маю, так и сказки знаю.
  44. Куда мать, туда и дитя.
  45. Лучших братьев и сестер не бывает.
  46. Люблю своих детей, но внуки милей.
  47. Любовь братская крепче каменных стен.
  48. Любовь да совет — там горя нет.
  49. Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
  50. Материнская молитва со дна моря достает.
  51. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  52. Мать всякому делу голова.
  53. Мать кормит детей, как земля людей.
  54. Мать приветная — ограда каменная.
  55. Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.
  56. На что и клад, когда в семье лад.
  57. Намеки да попреки — семейные пороки.
  58. Не будет добра, коли в семье вражда.
  59. Не прячь свои неудачи от родителей.
  60. Нет добра, коли меж своими вражда.
  61. Нет друга супротив родного брата.
  62. Отец наказывает, отец и хвалит.
  63. Отца с матерью почитать — горя не знать.
  64. При солнышке тепло, при матери добро.
  65. Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
  66. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  67. Родительское слово мимо не молвится.
  68. Свои люди — сочтемся.
  69. Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
  70. Свой своему не враг.
  71. Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.
  72. Семейное согласие всего дороже.
  73. Семейный горшок всегда кипит.
  74. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
  75. Семьей дорожить — счастливым быть.
  76. Семьей и горох молотят.
  77. Семья без детей, что цветок без запаха.
  78. Семья — опора счастья.
  79. Семья в куче, не страшна и туча.
  80. Семья дает человеку путевку в жизнь.
  81. Семья крепка ладом.
  82. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  83. Сердце матери греет лучше солнца.
  84. Сердце матери отходчиво.
  85. Сестра с сестрою, как река с водою.
  86. Согласие да лад — в семье клад.
  87. Согласную семью и горе не берет.
  88. Согласье в семье — богатство.
  89. Ссора в своей семье — до первого взгляда.
  90. Старший брат как второй отец.
  91. Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
  92. Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
  93. Терпенью матери нет предела.
  94. Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
  95. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  96. У милого дитяти много имен.
  97. Хоть тесно, да лучше вместе.
  98. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
  99. Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

100.Человек без семьи, что дерево без плодов.

      101.Что есть — вместе, чего нет — пополам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....