Консультация для родителей "Оказывается, я могу читать!"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация.
Советы родителям.
«Оказывается, я могу читать!»
Вовсе не обязательно сообщать дошкольнику школьную теорию письма. Ребенку не нужно знать, что мягкость согласных обозначается гласными буквами Я, Е, Ю, Е, И, а твердость – буквами А, Э, У, О, Ы, ему надо уметь пользоваться этими письменными знаками мягкости и твердости. И он готов этому научиться.
Глядя на запись слова, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед – он «озвучивает» букву Л, не обращая внимания на то, что стоит за ней – У или Ю. Поэтому в словах ЛУК и ЛЮК, НОС и НЁС, МАЛ и МЯЛ первые буквы он прочитает одинаково: его еще не умеют готовиться к мягкому или твердому произнесению согласного в зависимости от того, какую гласную видят глаза.
Координации и «разминке» губ и глаз поможет пособие «Окошки». Его вырезают из картона, в окошки должны вставляться картонные полосочки с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первое окошко вставьте любую согласную (она должна легко тянуться: В, Л, С, но не К, Т, П) и протягивайте полоску с десятью гласными, расположенными обязательно парами: А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Ребенок должен читать слоги: ВА-ВЯ, ВУ-ВЮ, ВО-ВЁ и т.д. Через несколько дней усложните задачу: вставьте согласную в третье окошко, чтобы получился закрытый слог: ВАС-ВЯС, ВУС-ВЮС, ВОС-ВЁС.… Еще сложнее ребенку читать слоги, начинающиеся или заканчивающиеся стечением согласных: СЛА-СЛЯ или ЛАСТ-ЛЯСТ…
При чтении закрытых слогов среди бессмысленных сочетаний звуков начинают встречаться и осмысленные слова. Чтобы первые занятия чтением не вырождались в чисто физиологическое упражнение губ и глаз, чтобы чтение с самого начала было направлено на поиск смысла, постоянно спрашивайте ребенка, получилось ли слово. Помогите узнать знакомые слова в их буквенном обличии.
Как помочь ребенку справиться с этой «зарядкой» губ?
Во-первых, когда вы видите, что ребенок забыл букву, надо немедленно подсказать, называя нужный звук, и делать это без упреков и сетований.
Во-вторых, после того как ребенок начал тянуть согласный звук и вы видите, что ему трудно перейти к гласному, поспешите на помощь: поставьте палец на гласную букву и спойте ее сами, пусть ребенок только повторяет за вами.
В-третьих, после того как ребенок пропел МА, помогите ему переориентироваться на мягкое произнесение. Если вы ставите в окошко слог МЯ, а ребенок начинает тянуть твердо, скажите сами мягко М, или напомните: «Теперь мягко».
Чтобы внимание ребенка во время слоговой зарядки было направленно на значение слова, а не только на усилия пропевания затейте игру «Малыш». Сюжет этой игры прост: маленький ребенок только учится говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит КУ; глядя на собаку, шепчет СА (заметьте, что не СО, а именно СА!). Сначала поиграйте в «Малыша» устно: «Я буду малышом, а ты – мамой. Давай мне то, что я прошу. МА (ребенок может предложить вам машину, матрешку, молоко, морковку…) Теперь ты будешь малышом. Я буду показывать предметы, а ты их называй…»
Познакомив ребенка с условиями игры «Малыш», используйте ее при чтении слогов: «Ты – малыш. Ты говоришь вот это (покажите слог). А я буду мамой малыша и угадаю, что малыш просит». Ребенок читает ВА. Вы сразу спрашиваете: «Малыш, наверное, хочет вафлю? Или пряник? Что принести?» - «Конечно, вафлю, - убеждает вас малыш, - я же прочитал ВА». Другой поворот сюжета: на столе много предметов-выигрышей. Выиграть предмет ребенок сможет в том случае, если в окошках найдет тот слог, которым этот предмет назвал бы малыш.
После того как ребенок начнет сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начнутся основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения еще настолько слаба, процесс чтения еще так труден, что читать самостоятельно, тренироваться малышу не хочется. В самом деле, за минуту он с трудом одолевает 6 – 8 коротких слов. Он устает от напряжения, а до конца сказки так же близко, как до горизонта. Следовательно, перед вами теперь стоят 2 задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребенка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить малышу труд по овладению техникой чтения, чтобы читать ему было не слишком сложно, ибо от непосильной работы ребенок либо откажется, либо надорвется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-147562-1353314543.jpg)
Консультация для педагогов и родителей "Читайте детям сказки"
Сказки - первые произведения с которыми знакомятся дети. Они вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Учат доброму отношени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-293247-1382463511.jpg)
Консультация «Какие художественные произведения рекомендуем читать детям младшего дошкольного возраста».
Консультация «Какие художественные произведения ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-197900-1417719779.jpg)
Консультация для родителей: "Какие сказки читать детям".
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют песонажу....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-197900-1417719779.jpg)
Консультация для родителей: "Какие сказки читать детям".
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют песонажу....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-125338-1351932571.jpg)
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказка...
Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку на ночь?» консультация (средняя группа)
Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-1501138-1702444806.jpg)
Консультация «Я сам! Хочу! Могу и Буду!»
Ребенок, начиная с 2-х летнего возраста, все хочет делать сам. Именно в это время формируется личностный уровень развития и в речи ребенка появляется первое «Я»...