Консультация для родителей "Оказывается, я могу читать!"
консультация (подготовительная группа) по теме

Матвеева Людмила Анатольевна

родителям подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazyvaetsya_ya_mogu_chitat.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Советы родителям.

«Оказывается, я могу читать!»

   Вовсе не обязательно сообщать дошкольнику школьную теорию письма. Ребенку не нужно знать, что мягкость согласных обозначается гласными буквами Я, Е, Ю, Е, И, а твердость – буквами А, Э, У, О, Ы, ему надо уметь пользоваться этими письменными знаками мягкости и твердости. И он готов этому научиться.

   Глядя на запись слова, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед – он «озвучивает» букву Л, не обращая внимания на то, что стоит за ней – У или Ю. Поэтому в словах ЛУК и ЛЮК, НОС и НЁС, МАЛ и МЯЛ первые буквы он прочитает одинаково: его еще не умеют готовиться к мягкому или твердому произнесению согласного в зависимости от того, какую гласную видят глаза.

   Координации и «разминке» губ и глаз поможет пособие «Окошки». Его вырезают из картона, в окошки должны вставляться картонные полосочки с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первое окошко вставьте любую согласную (она должна легко тянуться: В, Л, С, но не К, Т, П) и протягивайте полоску с десятью гласными, расположенными обязательно парами: А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Ребенок должен читать слоги: ВА-ВЯ, ВУ-ВЮ, ВО-ВЁ и т.д. Через несколько дней усложните задачу: вставьте согласную в третье окошко, чтобы получился закрытый слог: ВАС-ВЯС, ВУС-ВЮС, ВОС-ВЁС.… Еще сложнее ребенку читать слоги, начинающиеся или заканчивающиеся стечением согласных: СЛА-СЛЯ или ЛАСТ-ЛЯСТ…

   При чтении закрытых слогов среди бессмысленных сочетаний звуков начинают встречаться и осмысленные слова. Чтобы первые занятия чтением не вырождались в чисто физиологическое упражнение губ и глаз, чтобы чтение с самого начала было направлено на поиск смысла, постоянно спрашивайте ребенка, получилось ли слово. Помогите узнать знакомые слова в их буквенном обличии.

   Как помочь ребенку справиться с этой «зарядкой» губ?

   Во-первых, когда вы видите, что ребенок забыл букву, надо немедленно подсказать, называя нужный звук, и делать это без упреков и сетований.

   Во-вторых, после того как ребенок начал тянуть согласный звук и вы видите, что ему трудно перейти к гласному, поспешите на помощь: поставьте палец на гласную букву и спойте ее сами, пусть ребенок только повторяет за вами.

   В-третьих, после того как ребенок пропел МА, помогите ему переориентироваться на мягкое произнесение. Если вы ставите в окошко слог МЯ, а ребенок начинает тянуть твердо, скажите сами мягко М, или напомните: «Теперь мягко».

   Чтобы внимание ребенка во время слоговой зарядки было направленно на значение слова, а не только на усилия пропевания затейте игру «Малыш». Сюжет этой игры прост: маленький ребенок только учится говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит КУ; глядя на собаку, шепчет СА (заметьте, что не СО, а именно СА!). Сначала поиграйте в «Малыша» устно: «Я буду малышом, а ты – мамой. Давай мне то, что я прошу. МА (ребенок может предложить вам машину, матрешку, молоко, морковку…) Теперь ты будешь малышом. Я буду показывать предметы, а ты их называй…»

   Познакомив ребенка с условиями игры «Малыш», используйте ее при чтении слогов: «Ты – малыш. Ты говоришь вот это (покажите слог). А я буду мамой малыша и угадаю, что малыш просит». Ребенок читает ВА. Вы сразу спрашиваете: «Малыш, наверное, хочет вафлю? Или пряник? Что принести?» - «Конечно, вафлю, - убеждает вас малыш, - я же прочитал ВА». Другой поворот сюжета: на столе много предметов-выигрышей. Выиграть предмет ребенок сможет в том случае, если в окошках найдет тот слог, которым этот предмет назвал бы малыш.

   После того как ребенок начнет сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начнутся основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения еще настолько слаба, процесс чтения еще так труден, что читать самостоятельно, тренироваться малышу не хочется. В самом деле, за минуту он с трудом одолевает 6 – 8 коротких слов. Он устает от напряжения, а до конца сказки так же близко, как до горизонта. Следовательно, перед вами теперь стоят 2 задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребенка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить малышу труд по овладению техникой чтения, чтобы читать ему было не слишком сложно, ибо от непосильной работы ребенок либо откажется, либо надорвется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Читайте детям сказки"

Сказки - первые произведения с которыми знакомятся дети. Они вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Учат доброму отношени...

Консультация для родителей: "Какие сказки читать детям".

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют песонажу....

Консультация для родителей: "Какие сказки читать детям".

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют песонажу....

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в  поколение. Сказка...

Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку на ночь?» консультация (средняя группа)

Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни....

Консультация «Я сам! Хочу! Могу и Буду!»

Ребенок, начиная с 2-х летнего возраста, все хочет делать сам. Именно в это время формируется личностный уровень развития и в речи ребенка появляется первое «Я»...