Семинар - практикум "Путешествие в экологию"
материал на тему

Кочубей Оксана Сергеевна

Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksana-kochubey-seminar-praktikum-1.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                        О.С.Кочубей, воспитатель

МБДОУ «Ольгинский детский сад»

Семинар– практикум «Путешествие в экологию»

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей. 

Задачи: 

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;

2.формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;

3.развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить  профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум  на тему: «Путешествие в экологию».

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Вы наверное поняли, о чем мы будем говорим на нашем семинаре. Да, о природе, об экологии. Я подготовила задания, которые помогут выявить ваши знания об экологии, об экологическом образовании наших детей и немного повысить   компетентность в вопросах экологического воспитания.

          Итак, начинаем.

1. Дискуссия «Что мы знаем об экологии»  

Первое задание: Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии. (ответы коллег)

Давайте теперь посмотрим на слайдах, где я  подготовила  ответы, опираясь на определения  ученых и практикующих педагогов. (слайд 3,4,5)

2. Сформулируйте актуальность темы «экологическое воспитание дошкольников»:

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». Президент РФ четко наметил конкретные цели тематического года (слайд 6): 

- Привлечь внимание граждан к проблемам экологии.

- Обезопасить существующие экосистемы.

- Сохранить многообразие биологических видов.

Самое время изменить экологическую ситуацию в России, позаботиться о заповедниках, заняться оздоровлением водных ресурсов и воздуха, начать пользоваться возобновляемой системой энергоснабжения и раздельной утилизацией отходов.

 Поэтому перед образовательными учреждениями поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность  и занимаемое место в природе (слайд 7)

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

 С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Поэтому важнейшей задачей экологического воспитания в ДОУ являются (слайд 8):

- ввести ребенка в мир природы,

- сформировать реалистические представления – элементарное знание о её объектах и явлениях,

- формирование у детей трудовых навыков и умений,

- воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи, стоящие перед ДОУ, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников т.е. структуру экологического образования «Наш дом природа», которая представлена на слайде 9.

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина»), затем - с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»).

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.

  1. А теперь немножко поупражняемся в выявлении наших знаний об экологическом воспитании дошкольников.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для  (слайд 10):

• познавательного развития ребенка;

• эколого-эстетического развития ребенка;

• оздоровления ребенка;

• формирования нравственных качеств ребенка;

• формирования экологически грамотного поведения;

• экологизации различных видов деятельности ребенка.

Назовите составляющие предметно – развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в детском саду (слайд 11):

Можно выделить два направления:

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих.

В первом направлении: экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки.

Второе направление - это элементы среды, которые мы с вами рассмотрели.

4. Предлагаем вам побыть детьми.

Дид/игра «Найди свой дом» (слайд 12)

Цель игры: Найти целый предмет по части.

Игровое действие: Поиск «домика» по определённому признаку.

Правила: Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование: На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные). В нашем случае просто карточка, с нарисованным деревом.

Ход игры:

Дети, в данном случае педагоги – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом».

5. Вспомним основные принципы экологии, которые  американский эколог Барри Коммонер сформулировал так  (слайд 13):

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.

Я вам представляю отрывок из книги «Замыкающийся круг», где Барри Коммонер предлагает все эти четыре закона, сформулированных им в виде афоризмов.

Закон 1. Всё связано со всем. Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.

Закон 2. Всё должно куда-то деваться. Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. Законы 1 и 2 в качестве следствия определяют концепцию замкнутости (закрытости) природы как экологической системы самого высокого уровня.

Закон 3. Природа знает лучше. Закон утверждает, что любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для неё. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству. В своём становлении и развитии природа выработала принцип: что собирается, то и разбирается.  В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путём не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности.

Закон 4. Ничто не даётся даром. Иными словами, за всё надо платить. По существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т. е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов. Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия - они «пошлин» не берут. Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в теплоту и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но, если мы делаем обратное, т. е. хотим произвести работу за счёт запасов внутренней энергии системы, т. е. через теплоту сделать работу, мы должны платить. Всю теплоту превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который, как налоговый инспектор, производит сбор пошлины. Это и есть плата за полезную работу, своеобразный налог природе».

6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) (слайд 14);

- Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование);

- Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

- Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников  (наблюдение);

- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Слайд 15  - ответы

7. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического образования дошкольников:

Игра «Экологическое лукошко»         (слайд 16)

- Наука о животных. (Зоология)

- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

- Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

- Лесной петух. (Глухарь)

- Пингвин птица или животное? (Птица)

- Наука о растениях. (Ботаника)

- Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

- Какую траву любят кошки? (Валериана)

- Самая высока трава? (Бамбук)

- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

- Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

- Трава от 99 болезней. (Зверобой)

- Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

- Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

- Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

Слайд 17 – ответы на вопросы.  

8. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

А теперь, назовите объекты экологической тропы (слайд 19):

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. К выбору объектов и их созданию мы привлекали родителей и детей, например, родители приняли участие в посадке лекарственных растений (подорожник, мать – и – мачеха). Тем самым детям дали возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки», еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции: «Теневой навес» (беседка), «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка», «Госпожа Ель», «Цветочная поляна», «Пернатый мир»,  «Муравьиный дом», «Мусоринка» и др.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада представлены на слайде 20.

Слайд 21 – заключительный

 

Вот и подошел к концу наш семинар – практикум.

Ответьте на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, им нужно заниматься с дошкольного возраста?»  (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

 Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

- красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;

- желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;

- зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

Нормативные документы:

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2017).

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения: 10.03.2017).

Литература:

1. ВолосниковаТ.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20

2.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 176с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М.:  ТЦ Сфера, 2005.

5.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. - СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

6. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: М 94 «Детство – пресс»,  2004 -240 с.

7. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии»

          Поможет в развитии творческого потенциала педагогов, их компетентности            в сфере экологи...

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Семинар по экологии

«Экологический дневник дошкольника» - как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.»...

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Презентация семинара по экологии для педагогов ДОУ

Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире...