Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Плехотко Ольга Владимировна

Тема самоанализа: "Познавательная деятедьность дошкольников в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_vospitatelya_dou.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности». 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Решетовский детский сад «Ручеёк» Новосибирская область, Кочковский район »

Плехотко Ольга Владимировна

Дата рождения – 30.06.77г.

  1. Образование –средне- специальное .(Новосибирский педагогический колледж №2, учитель начальных классов).

Присвоена квалификация – Воспитатель ДОУ.(2016г)

Педагогический стаж – 5л…….

Стаж работы в занимаемой должности – 4г.

Наличие квалификационной категории – соответствие занимаемой должности

Прохождение курсов – Курсы повышения квалификации в НИПиКРО, переподготовка в Московском психолого-социальном университете.

Возрастная группа – подготовительная.

Общая характеристика группы.

В своей работе руководствуюсь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 1 января 2014 года, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Уставом МКДОУ «Решетовский детский сад «Ручеёк» .

В подготовительной группе «Колокольчики» всего 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей от 6 до 7лет. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, танцевальной школе. Со всеми детьми в течение трёх лет было очень интересно сотрудничать. На протяжении этого времени дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты.

Активность детей хорошо проявляется на утреннем сборе. Им очень нравятся ритуалы: приветствие, новости, счет, наблюдение за состоянием погоды. Для развития познавательного интереса, внимания, памяти использую разные приемы и методы: малоподвижные игры, пальчиковые игры, потешки, загадки.

   Большое внимание уделяю творческому преобразованию предметно – развивающей среды, создавая ее таким образом, чтобы она питала ребенка новыми впечатлениями, формировала познавательную активность, давала ему возможность развиваться.  Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры (Центр природы, центр изобразительной деятельности, центр познания, центр физкультуры, центр художественно-эстетического развития) .

Воспитанники моей группы участники концертов (районные конкурсы, всероссийские, международные олимпиады и викторины, см. приложения), а также постоянные участники всех конкурсов, утренников и творческих выставок, проводимых в нашем учреждении. Дети получают благодарности , которые будут вложены в портфолио при поступлении в школу.Также у меня в группе очень активные родители, которые с удовольствием участвуют в конкурсах, выставках к 8 марта, ко дню матери, 23 февраля, 12 апреля, 9 мая, праздник осени, и т.д.

Программа «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Основная задача программы:

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, труд.

Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важную базу для начала систематического обучения. Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного материала и дидактических игр в развитии дошкольников.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Сложность же использования дидактических игр в НОД по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме.

 Главная моя задача – выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развития математических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель: способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей. Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путём ненавязчивой игры привить ребёнку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т.д. Если вмешиваться в игру ребёнка ненавязчиво, побуждать его действовать по определённому сюжету, поиграть на глазах у ребёнка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например, «Я доктор». Ребёнок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя и эти действия. Я , как неравнодушный к своей работе педагог, очень много внимания уделяю игровой деятельности с детьми. Они, выходя на прогулку, сами предлагают столько игр, что мы даже не успеваем во все игры поиграть. Мне нравится играть с детьми, что-то рассказывать им, учить их правильно выполнять условия игры. Ведь игра для ребёнка не только отдых и развлечение, но и труд, и средство общения, познания и самопознания. И ещё очень важное назначение: игра- единственный способ освободится от роли ребёнка, оставаясь ребёнком. И нужно иметь смелость отдаться игре целиком. Ведь только изнутри игры постигается подлинный мир и душа ребёнка. Игра- это дверь из Действительности в Возможность. И она всегда открыта в обе стороны. А это  стихотворение в продолжение темы:

***Улыбка ребёнка, как солнечный лучик,

А глазки - росинки, то утра рассвет.

Живёт на земле миллион «Почемучек»,

Ты каждому дай непременно ответ.

Где солнышко спит? Почему плачет тучка?

Пытливое детство нам смотрит в глаза.

Твори, удивляй, восхищай и конечно,

Тогда покоришь ты ребячьи сердца.

Как важно понять, что в профессии нашей

Любить детвору- вот успеха залог.

Внимание, тепло отдавать им с лихвою

И скажут, призванье твоё – Педагог!!!***

К концу года мои воспитанники очень выросли, в плане познавательного развития. Они с удовольствием участвуют в викторине  « Правнуки Победы», «Знатоки космоса», международной интернет- олимпиаде по окружающему миру тема «Деревья» и т.д. Я сама люблю участвовать в всероссийских конкурсах , имею множество дипломов (см. приложения). Также я проводила в своём детском саду открытое комплексное  занятие  (районное методобъединение , тема «Современный воспитатель ДОУ») на тему «Путешествие в страну знаний».Являюсь участником  районной конференции по теме «Дети с ОВЗ», посещаю  районные методобъединения на темы: « Нормативно- правовые документы ДОУ», «Здоровьесберегающие технологии ДОУ», «Проектирование рабочей программы педагога ДОУ на год», « Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ».Также я провожу экскурсии, например в библиотеку, занимаюсь проектной деятельностью, например Проект «Новогодняя композиция» , здесь участвовали и родители и дети. Ещё мы с детьми выращивали лук, рассаду цветов, проводим разные опыты со снегом, водой, песком и т.д.Я активно участвую в утренниках и праздниках нашего детского сада, была и Дедом Морозом, Снегурочкой, Карлсоном и т.д.Зарегистрировалась  на НСпортале соц.сеть работников образования, пользуюсть интернет-ресурсами, выставляю свои конспекты занятий на конкурсы.

 Мной был выбран следующий путь осуществления задач:

- изучить новинки литературы по проблеме обучения и воспитания детей с использованием дидактических игр.

- найти и экспериментально обосновать педагогические условия организации дидактических игр, влияющих на развитие математических представлений у дошкольников.

- обогатить предметно-развивающую среду группы.

- опираясь на полученные результаты, разработать мероприятия и методические рекомендации для коллег и родителей.

С первых лет работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приемов. Работа с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребенка. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр, электронных образовательных ресурсов) обнаруживала новые приемы руководства и оформления игр и механически переносила их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы позволяли достичь результата лишь в тех случаях, если их применяла системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знала и чувствовала каждого ребенка.

 Для лучшего усвоения знаний в групповом и индивидуальном порядке мною были использованы игры:

«Геоконт»

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками».

На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии игры – зашифровано слово «геометрия».

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

«Волшебная Восьмерка» развивает в ребенке интеллект: умение составлять цифры, складывать образные фигуры, тренирует внимание,  словесно-логическую память. Также хорошо развивается мелкая моторика рук: точные движения кистей рук и детских пальчиков, координация глаз-рука.

Набор «Грибочки» состоит из 15-ти деревянных фигурок грибов и подставки-поляны со штырьками. Грибочки разного цвета и размера и имеют разные рисунки на шляпке.

С этим пособием возможно несколько вариантов игры:

Один из них – сравнение грибочков по величине: понятия «большой», «маленький», «средний», вначале сравнивая грибы с помощью прикладывания, потом и визуально, на глаз. Подбор по цвету. Также обратите внимание на рисунки на шляпках грибов, что позволяет группировать их по признаку подобия. Научите малыша отбирать грибы по определенному признаку: только по цвету, только по размеру, по рисунку на шляпке. Мой личный вариант игры: на грибочках  с одной стороны наклеены числа от 1 до 10. Воспитатель просит детей описать грибок с цифрой 3 и т.д. и наоборот: по описанию воспитателя дети находят загаданную цифру. Также можно решать простые задачи на сложение и вычитания, используя разноцветные грибочки.

Дидактический материал – счетные палочки я старалась использовать очень часто.

 Доказано, что игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение и, безусловно, логическое мышление. С детьми мы составляли геометрические фигуры из палочек, цифры, предметы.

Хотела бы отметить, что знания и навыки, полученные детьми во время непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, мы систематически закрепляем и применяем в различных видах деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, дежурство по столовой, дежурство в уголке природы, определения количества детей в группе).

Результат проведённых исследований показывает, что развитие детей происходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты. У меня в подготовительной группе нет детей с низким уровнем развития, и это меня очень радует.

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находится в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.Чем я и занимаюсь с большим удовольствием, правда в силу недостаточного опыта работы, имеются трудности.

Анализируя опыт работы с детьми в данной возрастной группе детского сада, могу сделать следующие выводы.

  1. Подбор дидактических игр осуществляется мной с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.
  2. При отборе заданий, игр и упражнений учитываю их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой образовательной деятельности, проводимых с помощью других дидактических средств. Достаточно эффективным оказалось использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми.
  3. Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможность реальную и наглядную картину развития ребенка.
  4. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствует реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ

Самоанализ педагогической деятельностивоспитателя ДОУКутузовой Елены Валерьевны. Я работаю воспитателем в ГБДОУ детский сад №53 Красногвардейского района  г. Санкт-Петербурга с 2010 го...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя дошкольного образования

отчёт о проделанной и запланированной работе воспитателя подготовительной группы...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя средней группы

Всвязи с тем, что оплата труда воспитателея формируется не только из оклада, но и из работы над стандартом, воспитатели готовят самоянализ. В самоанализ педагогической деятельности входит: аналитическ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 «Родничок» КУЗНЕЦОВОЙ НАДЕЖДЫ ИЛЬИНИЧНЫ

Кузнецова Надежда Ильинична – воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  № 13 «Родничок». Образование сре...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Попович Н.И.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Попович Н.И....

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»...