Программа кружка по правовому воспитанию «Я – маленький гражданин большого мира»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Биккинина Зульфия Талгатовна

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, именно на нас, педагогов, возложена  особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны, и начинать уже надо с дошкольного возраста. Именно поэтому я вплотную занялась этой проблемой. И разработала программу по правовому воспитанию, по которой уже занимаюсь третий год.

Наш детский сад осуществляет право ребенка – дошкольника на образование, которое направлено на обогащение психического развития детей, дает возможность сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье, обеспечить нормальное гармоничное развитие. С этой целью в группах продумана и организована предметно – развивающая среда, созданы зоны для различных видов деятельности детей: обучению грамоте, математике, театральной, изодеятельности, физического развития и т.п. Все это помогает педагогам развивать индивидуальные творческие способности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка по правовому воспитанию

«Я – маленький гражданин большого мира»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее»

                 (Джеймс Грант)

  Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства.

В течение многих лет, наблюдая в разных регионах Российской Федерации                 за переходом воспитанников детских садов в школу, пришла к выводу, что низкий уровень общей, правовой и психолого-педагогической культуры современных родителей      в сочетании с социально-экономическими трудностями привел к росту случаев жестокого обращения с детьми в семье.

Виды наказаний, информацию о которых получено от самих родителей, врачей, специалистов  психолого-медико-социальных центров помощи детям поражают разнообразием и жестокостью. Специальное изучение видов наказаний, которые применяют родители к детям позволяют в достаточно полном объеме представить существующую ситуацию. При этом было установлено, что следы побоев детей тщательно скрываются родителями, и, тем не менее, существуют случаи, когда воспитатели фиксируют их на теле ребенка. Удивительным фактом является то, что даже при наличии ярко выраженных следов побоев и даже гематом, дети не обращаются              за помощью и защитой к воспитателю своей группы. Несмотря на жестокое обращение родителей с ними, дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей только один ребенок (в возрасте 5 лет 10 месяцев) выразил желание «убить своего папку», который, будучи пьяным, бьет его ремнем.  

К большому сожалению, сегодня семья, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить      о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах                        в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования               и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

   Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье                                           и в образовательном учреждении.

   В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка                    во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

     Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение                 к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

- защиту его от всех форм жестокого обращения,

- права на охрану здоровья,

- защиту его права на образование,

- права на игру,

- права на сохранение своей индивидуальности.

   В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка                            и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, именно на нас, педагогов, возложена  особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны, и начинать уже надо с дошкольного возраста.

   Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Дошкольное детство — не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать             их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.

    Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Отсюда назрела необходимость создания программы кружка

«Я – маленький гражданин большого мира»

Нормативной основой правового воспитания

детей дошкольного возраста являются:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Резюме прав, определенных

МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (Юнисеф, Великобритания)

  1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
  2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
  3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
  4. Дети имеют право на медицинский уход.
  1. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
  2. Дети имеют право на отдых.
  3. Дети имеют право на бесплатное образование.
  4. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
  5. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
  1. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
  2. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Резюме к статьям КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

(Юнисеф, Великобритания)

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 20. 27 ( I ). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 2.3. Дети-Инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 2Н (1а ). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе                  с целью выражения своих взглядов.

Цели программы: 

  • дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления                            о международном документе по защите прав ребенка;
  • формировать  элементарные знаний детей о своих правах и обязанностях;

Задачи программы:

  • создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо                   от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
  • повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;
  • формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка.

Актуальность программы  обусловлена потребностью   в воспитание маленьких  граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

      Работа  по  программе   проводиться  по следующим ПРИНЦИПАМ:

  • Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
  • Принцип учета возрастных особенностей. НОД, игры, беседы, развлечения  важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
  • Принцип постепенности  предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип интеграции.  Тематика работы по правовому воспитанию   включается                   в тематику других образовательных областей, например по изобразительной деятельности, а также и другие виды ежедневной деятельности детей.
  • Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
  • Принцип наглядности: иллюстрации, фотографии и т.д. Предлагаемый материал должен в обязательном порядке быть в доступном месте и  меняться в зависимости                         от изучаемых тематических блоков.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным и непременно в игровой форме. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей                         не заучивания материала, а перехода теоретических знаний в практические умения.
  • Принцип преемственности : работы  детского  сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Все эти принципы взаимосвязаны между собой  и  реализуются в единстве.       Ожидаемые результаты

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

   В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

  • активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
  • формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
  • формирует чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности;
  • обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
  • пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования;
  • развивает уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.

Реализация программных целей и задач так же позволит создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава                   и вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

Форма и режим занятия  расписание занятий  кружка состоит в соответствии                       с возрастными  требованиями  из расчета 2 раза в месяц, во вторую половину дня длительность  –  20-25мин.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. С  детьми:
  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  2. Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация,

       конструирование.

  1. Игровая деятельность:  настольно – печатные, дидактические, обучающие,  подвижные, СРИ, театрализованные.
  2. Знакомство с художественной литературой.
  3. Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
  4. Беседы.
  5. Просмотр DVD дисков и презентаций.
  6. Развлечения и досуги.
  7. Разгадывание ребусов и кроссвордов.
  8. Выставка книг.

Одним из условий успешного усвоения дошкольниками своих прав является создание соответствующей материальной базы . Это :

  • художественная литература: А.Барто:  «Я расту», «О человечестве»,  «Мама или я?», «Признание», «Мой папа рассердился», «Однажды я разбил стекло», «Нечистое дело», «сколько раз меня ругали», «мне помогает похвала». А Усачёв «Приключения маленького человечка» (всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей                          и взрослых);  Носов «Огурцы» (проступок или преступление); Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (малыш мечтающий о щенке» ; С.Михалков «Мы                 с приятелем» ; «Несбывшиеся мечты»;  Джани Родари «путешествие голубой стрелы»
  • разнообразный иллюстративный материал, плакаты,  сюжетные картины;
  • мультимедийный материал:  презентации: «Права ребенка», «Правовое воспитание»
  • атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм

картотека разнообразных игр по правам ребенка: «Делать друг другу что-то приятное»,  «Ты скажи мне, как тебя зовут», «Где это улица, где этот дом?»,  «Дружная семья», «Отгадай и назови», «Угадай, кто это», «Помоги себе сам», «Я не должен...»,                  «Я имею право…»  и т.д

  • методическая литература;
  • уголок «Права ребенка» для родителей

  1. С  родителями:
  1. Анкетирование.
  2. Консультации.
  3. День открытых дверей (открытые занятия)
  4. Неформальные беседы.
  5. Деловые игры.
  6. Круглые столы.
  7. Групповые родительские собрания.
  8. Совместные развлечения детей и родителей
  9. Помощь родителей в оформление уголков  по правовому воспитанию.
  10.  Конкурсы  поделков и рисунков.
  11.  Стенд «Права ребенка»
  12.  Ширма «Правовой ликбез»

Правовое просвещение родителей:

  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
  • Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей.
  • Декларация прав человека.
  • Гражданский кодекс РФ
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Семейный кодекс.
  • Закон РФ об образовании.

СЕМИНАР  «Знаете ли Вы о правах ребенка»

Цель: повысить правовую культуру родителей; знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

ПЛАН:

  1. Сценка для родителей с участием педагогов других групп «Право на »
  2. Объявление темы семинара
  3. Актуальность темы (воспитатель)
  4. Рассказ воспитателя об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.  
  5. Тест «Знаю ли я о Конвенции ООН о правах  ребенка»
  6. Игра КВН (родители делятся на 2 команды : «Родители», «Дети»)
  7. Просмотр детских рисунков и обсуждение.
  8. Деловая игра «Слабое звено»
  9. Итог семинара.

  1.  С педагогами:
  1. Педагогические советы.
  2. Консультации по планированию и организации работы
  3. Семинары-практикумы
  4. Деловые игры
  5. Тренинги
  6. Конференции
  7. Открытые просмотры НОД.
  8. Круглые столы.
  9. Творческие отчеты
  10.  Самообразование.

Наш детский сад осуществляет право ребенка – дошкольника на образование, которое направлено на обогащение психического развития детей, дает возможность сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье, обеспечить нормальное гармоничное развитие. С этой целью в группах продумана и организована предметно – развивающая среда, созданы зоны для различных видов деятельности детей: обучению грамоте, математике, театральной, изодеятельности, физического развития и т.п. Все это помогает педагогам развивать индивидуальные творческие способности детей.

Характеристика возрастных возможностей детей
старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами. Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление (слушают и понимают).

Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (прилагает волевые усилия).

Личностные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности.

(внеситуативно-личностное)

Отношения

со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).

Отношения

 со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам.

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи (речь «про себя»).

Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

Внутренний план действий.

Проявление произвольности всех психических процессов.

Возникновение соподчинения мотивов.

Самосознание. Обобщенное и вне ситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива.

Перспективное планирование занятий  кружка «Я – маленький гражданин большого мира»

Сентябрь

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Я и мое имя. Что значат наши имена» (Ст.№6.Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь).  Цель: закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает; дать понятие о том, что такое «отчество», «фамилия», их происхождение.
  • Тема: «Моя семья»(Ст.№9.Ребенок имеет право жить вместе с родителями). Цель:  Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Рассматривание семейных фотографий.

  1. Работа с родителями: Анкетирование «Знаете ли Вы Конвенцию о правах ребенка»
  2. Работа с педагогами:  Анкетирование «Конвенция о правах ребенка»

Октябрь

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Все мы разные». Цель: Закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим,

 уважать их выбор.

  • Тема: «Радиоэфир»(Ст.№12,13,15. Дети имеют право выражать свое мнение              и собираться вместе с целью выражения своих взглядов). Цель: совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников; привлекать детей к созданию сообщества друзей.
  1. Работа с родителями:  Семинар-практикум «Защита прав ребенка»
  2. Работа с педагогами:  Педагогический совет «Знаем ли мы права детей»

Ноябрь

  1. Работа с детьми:
  • Тема «Если вдруг тебя обидели».( Ст.№19. п.1. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления ). Цель: Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».
  • Тема: «Цветик-семицветик»(Ст.№23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение). Цель: формировать умение сопереживать,

замечать боль других; совершать по собственной воле добрые поступки                                по отношению к детям-инвалидам.

  1. Работа с родителями: Консультация «Советы родителям, над которыми следует задуматься, разрабатывая стратегию воспитания без применения наказаний»
  2. Работа с педагогами:  Консультация «Методы и формы правового воспитания»

Декабрь

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Сохрани свое здоровье сам».(Ст.№24, п.1,2,4. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья). Цель: Формировать у детей представление                         об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни.
  • Тема:«Играем в театр»(Ст.№26,27.Дети имеют право на приемлемый уровень жизни). Цель: дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого ребенка необходимы хорошие условия: дом, одежда, игрушки, предметы быта.
  1. Работа с родителями:   Конкурс рисунков «Права и ребёнок»
  1. Работа с педагогами: Семинар «Есть ли нарушение прав персонажей в сказках?»

Январь

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «10 декабря – День прав человека ». Цель: продолжить знакомить детей                     с основами правового знания: все люди на Земле защищены Законом, никто не может нарушать право, написанные в Декларации.
  • Тема: «Грамоте учится - всегда пригодится»( Ст.№ 28. Дети имеют право                          на бесплатное  образование). Цель. Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения; рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными.
  1. Работа с родителями: Консультация «Переживания детьми дошкольного возраста физического наказания»
  2. Работа с педагогами:    Памятка:  «Алгоритм работы с родителями»

Февраль

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Дети планеты  Земля»( Ст.№30. Дети имеют право говорить на своем родном языке,исповедовать свою религию, соблюдать обряды  своей культуры ). Цель: дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей; продолжать воспитывать в них уважение к национальным культурам разных народов.

  • Тема: «Как и зачем люди отдыхают»( Ст.№31, п.1.2. Право ребёнка на отдых                    и досуг ). Цель: познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость, обучать детей способам организации самостоятельной деятельности.
  1. Работа с родителями:  Оформление памятки "Советы родителям" - "Семь правил взрослых"
  2. Работа с педагогами: Педагогический совет «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Март

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Я на солнышке лежу». Цель: закрепить знания о том, что отдых необходим для сохранения здоровья, о том, что родители и другие взрослые должны заботиться                   о сохранении здоровья путем обеспечения условий для отдыха.
  • Тема: «Я- гражданин России». Цель. Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт; воспитывать чувство гордости своим гражданством.
  1. Работа с родителями: Анкетирование «Детский сад и права ребенка»

Апрель

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Я не должен…». Цель: развивать  навыки разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»
  • Тема: «Кто нарушил права». Цель: развивать умение анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права; воспитывать чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать свои права.
  1. Работа с родителями:  Конкурс «Герб моей семьи»
  2. Работа с педагогами: Консультация «Должна ли быть злость и жестокость                           у воспитателя»

       Май

  1. Работа с детьми:
  • Тема: «Конвенция о правах ребёнка». Цель: закрепить знания  детей о Конвенции                    о правах ребёнка (её адаптированным содержанием), закрепить  значимость документа для каждого ребёнка.
  • Тема: «День прав ребенка». Цель:  обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;  способствовать развитию правового мировоззрения                                   и нравственных представлений;  развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
  1. Работа с родителями: Родительское собрание «Наши дети на свет родились, чтобы радостно  жить! Защита прав и достоинства маленького ребенка »
  2. Работа с педагогами:  Творческий отчет перед педагогами.

Программно-методическое обеспечение

  1. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи                         и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2002.
  2. Конвенция о правах ребенка// Дидакт, декабрь 1993 — март 1994. - № 2-3.
  3. Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» М., Амрита-Русь, 2008
  4. Права ребенка: Основные международные документы. -М.: Дом, 1992.
  5. Права ребенка: Сборник документов и статей. М., 1992.
  6. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов/ Сост. Л.Н. Шестаков. М., 1990.
  7. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
  8. Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов// Дошкольное воспитание, 1994. № 3.
  9. Татарникова Л.Ю. «Права маленького гражданина» С.-П., Дом «Литера», 2007
  10. Шабелъник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. для учащихся начальных классов. М.: Вита-Пресс, 1995.
  11. Шабелъник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. М.: Вита-Пресс, 1995.

12.Усачев А. Всеобщая декларация права человека для детей и взрослых. М., 1992.

13.Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Проект " Маленький гражданин большого мира" Формирование правовой грамотности у старших дошкольников.

Формирование  у старших дошкольников знаний о своих правах и обязанностях....

модифицированная программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин большой страны!"

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантног...

Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...