Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы» «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
материал на тему

Афанасьева Вера Анатольевна
Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы»
«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы»

«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

 

Тема доклада:  «Игры с правилами в дошкольном возрасте»

Докладчик:  Афанасьева В.А.

В отечественной психологии принята концепция Д. Б. Эльконина, в который утверждает, что игра с правилами формируется к концу дошкольного возраста. В своих работах он так же выделял следующие этапы развития детской игры: предметная игра ( в младшем дошкольном  возрасте), ролевая игра ( средний-старший дошкольный возраст), игра с правилами (старший дошкольный возраст). Таким образом игру с правилами мы можем наблюдать у детей ближе к концу дошкольного возраста, высокий уровень ее развития продолжается до подросткового возраста). Детские игры можно сравнить по их специфическим характеристикам как сюжетные игры и игры с правилами. По форме организации и по мере их регламентации взрослым с целью решения воспитательно-образовательных задач на самостоятельную игровую деятельность детей и дидактическую игру( со специально вносимым педагогическим содержанием). Специфические характеристики игры с правилами наиболее отчетливо выступают при ее сравнении с сюжетной игрой. Игра с правилами по сути своей всегда деятельность совместная, в отличии от сюжетной игры, которая может протекать как в совместной, так и в индивидуальной  форме. Игра с правилами же является деятельностью , которая осуществляется при взаимодействии: сначала взрослого и ребенка, где взрослый вступает с ребенком (или группой детей) во взаимодействия разного типа, формирует умение организовывать деятельность или играет вместе с ними. В дальнейшем дети переносят это в самостоятельную совместную деятельность.

Для определения игры с правилами мы берем характеристики О. С. Газмана и Н. Я. Михайленко. В своей характеристике О. С. Газман  в определении игры с правилами  указывает на ее особенность как организованную взрослым деятельность, позволяющую развивать детей. Н. Я. Михайленко дает характеристику игры с правилами, как специфическую  детскую деятельность с характерными признаками. Оба автора указывают на неотъемлемую принадлежность игры с правилами детской субкультуре.

Игра с правилами - частное дидактическое средство, позволяющее развивать у детей двигательные, сенсорные операции, развивать познавательную активность, проводится взрослым в организованной деятельности. ( О. С. Газман, В. М. Григорьев).

Специфические характеристики игры с правилами:

  • Организованная, формализованная структура.
  • Состязание (наличие двух и более соревнующихся сторон).
  • Критерии для определения победителя.
  • Договор, соглашение, относительно правил.
  • Всегда совместная деятельность
  • Действия участников  реальны и однозначны.
  • Определенный, конечный результат, определяющий первенство-выигрыш.

Для игры с правилами характерна определенная структура или схема развертывания. Первоначально играющие должны занять равные исходные позиции. Это значит справедливо ( с равной для всех возможностью) распределить функциональные места в игре. Для того, чтобы дети приняли ситуацию выигрыша или проигрыша, равные исходные позиции имеют важное значение и задача взрослого дать детям понимание справедливости. Затем должен быть развернут игровой цикл,  реализованы конкретные действия,  предполагаемые игрой, которые завершаются определением выигравшего. Далее для повторения игрового цикла должны быть вновь определены исходные позиции играющих.

Эта схема развертывания будет справедлива независимо от роли взрослого.

На примере игры в кегли можно увидеть этапы формирования игры с правилами в целом. На первом этапе  дети осуществляют однотипные действия с повторением.

-Я ставлю красную кеглю, и ты поставь красную.

Второй этап предполагает выполнение правил игры, заложенных в смысле или игровом материале. Построение игры с правилами в соответствии с ее характеристиками.

-Поставьте кегли в ряд. Кегли сбивают кегельным шаром. Кто больше сбил, тот и выиграл.

На третьем этапе  происходит преобразование существующих правил, придумывание новых и следование им.

-Поставим кегли в ряд. Кто собьет больше зеленых кеглей, тот и выиграл.

Для возникновения в самостоятельной детской деятельности игры с правилами необходимо создать определенные условия. В первую очередь, понимать, что возникновение игры с правилами в дошкольном возрасте происходите постепенно. Так в младшем дошкольном возрасте – это простые действия, манипуляция с материалом с повторяющимися действиями. Дети среднего дошкольного возраста развивают сюжет, в котором имеются скрытые правила, но не формулируют их. В старшем возрасте правила формулируются до игры, основанием для выработки правила являются общественные, реальные правила, правила других игр. Немаловажным условием при организации работы по освоению детьми игры с правилами является введение правила: на первом этапе это действия – повторения с общим игровым материалом,  в дальнейшем дети ориентируются на специфические признаки: распределение игровых позиций и игровой цикл с определением выигравшего и элементы состязания и, наконец, преобразование правил в известных и освоенных детьми видах деятельности. Педагог учитывает эти условия, особенно в старшем возрасте, помогает увидеть новые стороны, усложняя и внося разнообразие в среду.

Соответствие игрового материала – речь идет о подборе игрового материала так же на протяжении всех возрастных этапов формирования. Младший возраст – в этом возрасте возможно использование любого яркого материала, допускающего любые  простые поочередные действия участников по правилу. Для детей среднего возраста – это игры на удачу, которые с той или иной вероятностью гарантируют выигрыш каждому ребенку и ставит участников в равные условия. В  старшем дошкольном возрасте игровой материал должен быть разнообразный и не позволяющий в привычном виде реализовывать готовую схему игры.

Немаловажным условием является  создание не нарушаемого, самостоятельного  общения детей.

Можно выделить несколько групп игр с правилами, их деление условно и зависит от дидактического содержания и педагогических задач: речевые игры, музыкальные, с экологическим содержанием, настольно-печатные игры. Развивающие игры с правилами: интеллектуальные, логические, художественно-развивающие.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист  марксизма доказывал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содер...

Выступление на семинаре «Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в пр...

Реферат " Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

Реферат " Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"...

Самообразование на тему: "Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

Игра как вид деятельности человека издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека. Ученые изучают игр...

Выступление на педагогическом совете Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования (основные инновации пятого издания)

По программе «От рождения до школы » работают более 70 процентов детских садов России. В 2019 году издательство «Мозайка-Синтез» выпустила инновационную версию программы, котор...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».Наш проект долгосрочный, ра...