Выступление на семинаре «Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»
консультация

Флигерт Татьяна Викторовна

 Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar_word.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

«Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид    деятельности детей дошкольного возраста.»

1.Королева игр.

2.Что такое  сюжетно-ролевая игра?  

 Игра-отражение жизни. Здесь всё «как будто» или

« понарошку»,но в этой условной обстановке ,которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего.

Действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни .

 

 3 .Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид    деятельности детей дошкольного возраста.

Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей, в котором они получают новые навыки поведения, общения с другими детьми и взрослыми.

Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста:

  • творческое воображение,
  • образное мышление,
  • самосознание.

4.Общая  характеристика  игры  дошкольника

Для того чтобы понять ,что такое  сюжетно-ролевая игра , нужно углубиться в научное определение :

Из определения делаем вывод :

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра есть  спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.

Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.


5. Сюжетно-ролевая игра –
королева игр.

Ее принято называть « спутником детства», она составляет основное содержание жизни. В игру вовлекаются все стороны личности : ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

6.Значимость игры в педагогическом процессе :

С введением нового  Закона  РФ  «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей  образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.

Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ   позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и  сообразно задачам возраста.

Таким образом, игра должна  пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования  введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс  –  это детская игра и она  является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

7.Место и роль игры.

Игра как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения.

Но как же так? Спросите вы. «Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?   Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника. Она вытесняется другими видами деятельности :так дети дома больше времени проводят у    ТВ, компьютера, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Отмечено, что  и в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой.

Сюжетно-ролевые игры  бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и  для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

 Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31). Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.

 

8.Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития.

Начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры  "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

9.Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице

10.Виды сюжетно-ролевых игр:

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война, выборы президента, космические путешествия, какой-то телесериал»).

Но в  истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери», « больница», « парикмахерская». ).

11.

Представляю вашему вниманию опыт работы по организации сюжетно-ролевой игры « Поликлиника»

В начале года  выяснили   знаниях у детей, о работе медицинского  персонала. 

12. Подобрали познавательную литературу, стихи, загадки.

13.Разработали беседы и занятия

14.Провели экскурсию в медицинский кабинет,  где  строго разграничили  обязанность медсестры и врача.

 15.  Вместе с детьми готовили атрибутов для игр , рисовали.

В ходе игр все эти полученные знания закреплялись  и повторялись, пополнялись посредством бесед, рассматривания картинок, чтения художественной литературы

16.  Для родителей был проведен семинар-практикум « Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

В ходе семинара предложили родителям    во время посещения поликлиники обратили внимание детей на работу регистратуры, шофёра скорой помощи, санитарок.

В конце года запланировали сходить на экскурсию в подготовительную группу и понаблюдать за игрой старших детей в больницу.

В итоге проделанной работы к концу года все дети могут выполнять в игре роли врача, медсестры, шофёра, санитаров.

После бесед, просмотра  мультфильма «Доктор Айболит»  преобразовали игру поликлинику   в больницу для больных зверей.

Свое выступление я хочу закончить  красивыми словами:

«Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!»

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.

Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 ФГ...

Выступление на семинаре по теме: "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре  по теме: "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста"...

Выступление на семинаре "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольногоь возраста....

Выступление на педагогическом совете. Деловая игра "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"

Игра для воспитателей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста, дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие комму...