Статья на тему: "Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста"
статья

Романова Екатерина Александровна

Учитесь, играя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Романова Екатерина Александровна ГБДОУ детский сад №10 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Удовлетворить детскую любознательность,  

позволит игра.

Ш.А. Амонашвили

Учиться, играя! Эта идея увлекла многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник, теперь хорошо известный всем Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни .

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести, семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами .  

Маленькие дети играют как правило в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности.

Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Игры детей – это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного развития, формирования личности и интеллекта ребенка.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Мир игр очень разнообразен. В дидактической игре ребенок познает мир, знакомится со свойствами предметов, при этом он много «экспериментирует» проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление ребенка, развиваются такие важные качества, как активность, стремление самостоятельно решить игровые задачи. В игре начинается формирование человека, как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.

По мнению известного детского психолога Д.Б. Эльконина, игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна в сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу» – писал Д. Б. Эльконин.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так, девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, укладывает спать куклу, которая в будущем станет дочкой.

 Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность, например, режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил, жестко контролируется другими детьми. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2 – 3 становятся любимыми.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно – ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно – ролевой игры являются строительные игры и игры – драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводят с помощью ролей и игровых действий .

Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Строительные игры расширяют представления детей об окружающем рукотворном мире, способствуют приобретению коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков.

Подвижные игры не только развивают основные движения и формируют двигательные качества, они оказывают огромное влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно –волевой сферы личности.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Главная цель любой дидактической игры – обучающая. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Таким образом, игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, а также основы рефлексивного мышления – способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Игра способствует развитию чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность). Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. На протяжении всего дошкольного периода ребенок активно познает мир. Ведущая деятельность игра, продолжает собой укреплять все знания, умения и навыки, полученные ребенком в более раннем возрасте.

Воспитатель старшей группы Романова Екатерина Александровна ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового   района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В данной работе  рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра".  Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", ...

Тема: Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

А.С. Макаренко – один из самых известных педагогов России – охарактеризовал значение детских игр следующим образом: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 ФГ...

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»...

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста...