консультация " Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников с помощью изучения традиций и обрядов Кубани"
консультация на тему

Шарафан Ольга Григорьевна

Воспитание дошкольников с помощью изучения традиций Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot2.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38

                

Консультация

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с помощью изучения традиций и обрядов Кубани».

Воспитатель старшей разновозрастной группы

                                        Шарафан О.Г.

«Мы не должны забывать о своем 
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные  отличия  сохраняются
и в ХХ1 веке, если будем  озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»

Д. Лихачев

    Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития  гуманитарной культуры, ориентирующей  педагога на воспитание  подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей.  В Законе   РФ «Об  образовании» в  «центр»  воспитания  поставлены гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих  ценностей, свободного развития личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.

   Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

   Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

   Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа добра и красива народная.

   Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего детства.

   Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.

    Мы считаем, что введение  культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению  исторической памяти  к приостановке духовного обнищания.

    В силу специфики своего исторического развития Кубань  является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской   культуры тесно взаимодействуют  с элементами южно русской культуры.

Наш край, не смотря на многие утраты современности     по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь  к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая  с детьми.

На протяжении многих лет мы  целенаправленно, углубленно работаем по нравственнjо - патриотическому воспитанию  детей. В нашей деятельности  предусмотрены разнообразные формы работы  с детьми, педагогами и родителями.

Основы образовательной  деятельности нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Содержание образования:

События  в потоке времени:  даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события  в жизни  семьи, города, края.

Судьбы  людей  в истории (близких ребенку, участников исторических событий).

Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.

Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны..

Задачи образования:

Познавательные

обогащение  представлений о жизни, быте, взаимоотношениях людей  в истории;

знакомство  с историческими  личностями, оказавшими влияние на ход  истории;

уточнение простейших понятий связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности  в жизни культуре россиян.

формирование  интереса к источникам  информации людей и страны.

Воспитательные:

возбуждение, стимулирование эмоционального отклика  (сочувствия, сопереживания, сострадания, гордости) к событиям и    судьбам людей в истории;

расширение, обогащение познавательного интереса, любознательности как качеств  личности;

формирование ценностного отношения к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;

воспитание личностной культуры и патриотических качеств  и побуждений.

Развивающие:

развивать  интеллектуальные способности детей;

совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);

развивать  мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;

развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;

развивать эмоционально-волевую  сферу: (культуру, духовный  отклик)

Дидактические средства:

Традиции, обряды  народных праздников и быта россиян;

Былины, сказки, пословицы (фольклор);

Народные  игрушки;

Предметы  быта;

Предметы декоративно-прикладного  искусства;

Книги: энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;

Фотографии;

Репродукции, иллюстрации;

 Схемы, модели, символы (геральдика);

Видео, аудио продукция.

Методы формирования сознания:

Воспитание через познание окружающего мира:

Представление о доме, как месте, в котором живут люди

Знакомство  с понятиями «Планета Земля» (знакомство  с глобусом)

Представление  о появлении на земле человека

Ознакомление детей с различиями и сходством живущих  на земле людей

Формирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах

Формирование представлений о существовании «Деколорации прав человека».

    Согласно плану мы   последовательно проводим ознакомление детей  не только с казачьим фольклором, но в меру возрастных возможностей дошкольники получают знания об обычаях, традициях, обрядах  казачества, знакомим  с народными героями. Великими подвижниками земли  русской (Александром Невским, Сергеем Радонежским и др.) Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы   о родном крае, мы понимали, что эта  информация  трогает детские сердца. Они внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, но мы чувствовали, малышам чего-то не хватает для полного восприятия информации о своей малой Родине Кубани. Когда познакомили детей с историей нашего края, дети узнали, почему казачий язык похож на русский, украинский и белорусский говор.

    Несомненно, ценным элементом воспитательной системы является использование русских народных праздников  в различных формах работы с детьми. Например: праздника «Казачий круг»,  «Зимняя сказка»,», развлечение «Кубанские игры», «Рождество» «Масленница»и т.д. Детей знакомим  с местными диалектом, песнями, играми.  
   Наш край славится богатым урожаем хлеба, риса. На занятиях и вне занятий знакомим детей с трудом хлеборобов. Рассматриваем картины, читаем детскую художественную литературу, Дети учат много пословиц      и поговорок о хлебе. Проводим вечера развлечений, викторины по знанию пословиц  и поговорок о хлебе. Кроме того, знакомим детей  с ярмаркой. Славилась наша Кубань богатыми ярмарками. Ярмарка – это плоды труда работников сельского хозяйства. Так на осенней ярмарке знакомим детей с дарами нашего родного края. В  ярмарке  участвуют скоморохи, «цыгане», кумушка с русским самоваром, дети  в кубанских костюмах.  Поем задорные частушки, русские народные песни, водим  хороводы..

   В процессе, прогулок и на специальных занятиях детей знакомим с породами деревьев (хвойные, лиственные), лесными и полевыми цветами, злаковыми культурами (рожь, пшеница и т.д.). с птицами кубанских лесов, рыбами и животными.
Читаем произведения из сборников местных писателей и поэтов: В.Д. Нестеренко «Веснушки», В.Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Русский порт Новороссийск»  и т.д.
   Однако, учитывая, что Кубань многонациональна, стало необходимо ввести в наши планы ознакомительные занятия с традициями, обычаями других национальностей.
В целях воспитания толерантности, мы проводим работу с ближайшим окружением ребенка: тех народностей, представители которых есть в нашем саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»

Данный проект направлен на изучение традиций празднования Нового года в России и на оценку уровня влияния традиций на патриотическое воспитание дошкольников средней группы детского сада....

Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»

Богатство и духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к с...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю),...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ...