Тема: «Виды детских проектов»
методическая разработка на тему

Тихомирова Галина Евгеньевна

Работа направленная на исследование детских проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_detskih_proektov.doc980 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «РАДОСТЬ»

Тема: «Виды детских проектов»

                                                                 

                                                                   

                                                                 

                                                                 

                                                                 

                                                                            Г.Серпухов  

Виды детских проектов.

Педагоги выделяют 9 основных видов проектов.

Исследовательский проект.

Предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Реализация проекта занимает около месяца и включает себя четыре этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Первая из них заключается в том, что педагог создаёт одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос.

Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Затем создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу.

Третья стратегия связана с привлечением родителей, Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса. Что такое? Почему? Для чего?

На второй этапе ребёнок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребёнку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследований. Без помощи взрослого не обойтись. Но надо помнить, что автором проекта является ребёнок.

Третий этап – презентации проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка. Рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвёртый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Организуется выставка проектов, и придумываются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации  знаний, полученных в ходе работы над проектом.

Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Они могут помочь ребёнку справиться со сложными ситуациями, которые встречаются в его жизни.  Кроме того, опыт презентации позволяет детям раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношение со сверстниками.  

Творческий проект.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт

Если исследовательский проект носит, как правило, индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна, выработанная в коллективе.

Здесь дети должны научиться объективно, оценивать идеи своих товарищей. Творческий проект - это долгосрочный проект. Выбор идеи занимает 2-3 недели.

На первом этапе проводится подготовительная работа по выбору темы проекта.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. О важности обсуждаемой темы.

На третьем этапе дети высказывают идеи реализации проекта.

Например, проект « Кормушка для птиц». Задача педагог - подвести детей к идее необходимости изготовления кормушки.

Проводится беседа о птицах. Воспитатель в конце беседы подводит детей к мысли, что зимой птицам очень нужны кормушки. Задает вопрос: из чего можно сделать кормушки? На четвертом этапе. Предлагает нарисовать домики, которые могут дети самостоятельно изготовить. Придумать, из чего можно изготовить кормушки, какой материал будет нужен.

На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о рисунках, отвечают на вопросы. У детей должно сложиться понимание важности выполняемой работы, смысла его деятельности.

В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.

Шестой этап связан с информированием родителей.

На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе готовится презентация готового продукта.

На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. На презентации присутствуют родители, сверстники. Творческие проекты начинать можно с 5 лет.

Нормативный проект.                                                                       Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Проекты такого типа всегда инициируются педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы регулирующей поведение детей в группе.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

*воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые часто повторяются.

*инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

*просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

* рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

*предлагает детям подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий.

*просит зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило не должно быть запрещающим, поскольку оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

*дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на деталях рисунков и просит на основе рисунков создать « знак» правила.

Нормативный проект нужно начинать с раннего возраста.

Ролево – игровой проект. 

Проект без четкой структуры, которая  здесь только намечается и остается открытой до завершения работы.

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций,  они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения

Информационный.

Этот тип проектов направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении.

Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.

Практико-ориентированный.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Открытый проект.

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности  и  социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей  новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии  окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

        

Индивидуальный и коллективный проекты.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и  задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект.  Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Родительское собрание во второй младшей группе детского сада Тема: «Наш детский сад, рад видеть Вас!»

Цель: Главной целью  родительского собрания является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду. Моделирование пер...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Презентация на тему "Виды проектов, этапы проектов на основе проекта "Бумажная куколка""

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод п...