Консультация для педагогов на тему: «Виды детской музыкальной деятельности»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шашкина Светлана Владимировна

Познакомить педагогов с видами деятельности на музыкальных занятиях. Информировать о возрастных возможностях детей в умении воспринимать и передавать музыку в пении, ритмических движениях, игре на детских музыкальных и шумовых инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 на тему:

«Виды детской музыкальной деятельности»


Дошкольное детство — оптимальная пора для накопления слухового музыкального опыта, формирования первых певческих проявлений, танцевальных движений, усвоения элементарных сведений о музыке.

Существенным видом музыкальной деятельности можно назвать восприятие музыки. И вот почему. В ряду других видов музыкальной деятельности он возникает раньше других и сопутствует всем остальным. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать. Напевая ее, ребенок прислушивается — выразительно ли он спел, как она звучит.

В ритмических движениях музыку необходимо слушать постоянно, следить за ее развитием, выражать настроение, вызванное музыкой в своих движениях.

Подчеркивая значение развития восприятия музыки и приобщения к ней, Д. Б. Кабалевский, например, считает, что дети с первого же урока «учатся самому главному, что должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать музыку, но и размышлять о ней. Несомненно, это положение можно применить в практике детского сада, особенно по отношению к старшим дошкольникам, учитывая их возрастные возможности.

Развитие   восприятия музыки проходит красной нитью через все музыкальное воспитание. Надо только найти формы, интересные для детей каждой возрастной группы детского сада. Прежде всего это то, что в программе называется «слушание музыки». Назначение его — познакомить детей с художественными произведениями, их разнообразными жанрами, яркими средствами музыкальной выразительности. Д. Б. Кабалевский определил подход к созданию определенной системы развития музыкального восприятия. По его выражению, он пользовался «тематическим компасом».

Первые его темы: марш-песня — танец, на основе которых развиваются представления детей начальных классов школы о маршевости, песенности, танцевальности жанра.

Принцип музыкального тематизма несомненно может быть применен и в музыкальном воспитании старших дошкольников. Своеобразие подхода к музыкальному тематизму в программе детского сада может быть обосновано следующими соображениями. Музыка прежде всего язык чувств. Ребенка знакомят с произведениями яркой эмоциональной окраски, побуждают к сопереживанию.

Дети всегда ждут рассказа о содержании музыки. В их представлении музыкальные произведения всегда о чем-то повествуют. Вот почему малыши проявляют явный интерес к программным пьесам, к литературному тексту песен. В свое время известный психолог Б. М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понята вне опоры на немузыкальные средства. Тем более это относится к детям.

Оставлять детей на уровне лишь общего характера музыкального произведения вряд ли целесообразно. Они прислушиваются к музыкальной речи и вполне способны уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и теми выразительно-изобразительными средствами, которыми оно выражено. Ознакомление с этими средствами вполне доступно детям и увлекает их.

Из всего сказанного следует определенная последовательность музыкальных тем при подборе музыкального репертуара: жанры и характер музыкальных произведений (какие чувства передает музыка?); программность и изобразительность в музыке (о чем рассказывает музыка?); развитие музыкальных образов и средств выразительности (как рассказывает музыка?); углубление чувства и закрепление музыкальных произведений (вспомним знакомую музыку).

Каждая из этих тем усваивается последовательно, с начала учебного года.

Однако музыкальный тематизм, хотя и рассчитан преимущественно на раздел «слушание музыки», используется и при обучении пению, ритмике. Многие разучиваемые песни или пьесы для движения также служат средством усвоения той или иной темы. Но дети дошкольного возраста нуждаются в усвоении первоначальных приемов исполнительской деятельности. В процессе их усвоения у детей также развивается музыкальное восприятие. Оно направлено как на целостное произведение, так и на те его элементы, которые предстоит воспроизвести в пении, игре, танце, хороводе и т. д. Так появляется еще один путь формирования музыкального восприятия — уже в процессе исполнительской деятельности.

И, наконец, восприятие музыки формируется в процессе сенсорного развития детей, которое осуществляется в процессе музыкально-дидактических игр. Музыкально-сенсорное воспитание предполагает развитие у детей ощущений, восприятий музыкальных звуков в их простейших сочетаниях. В дошкольном детстве это развитие проходит в процессе усвоения музыкально-дидактических игр.

Музыкальную ткань произведения составляют разнообразные звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание. Первейший составной компонент музыкальной речи — музыкальный звук с его основными свойствами. Сочетание высотных, ритмических, тембровых и динамических свойств складывается в средства музыкальной выразительности.

Музыкально - дидактические игры построены на основе единства музыки и движения. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. Подобные игры вообще сходны с обычными хороводными, подвижными, сюжетно-ролевыми, но служат для развития музыкального восприятия, выделения свойств музыкальных звуков. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и выразить их. Например, музыкальный руководитель исполняет песню «Кто в домике живет?».

Внимание трехлетних детей привлекается к тому, как высоко, нежно мяукает котенок.

И как звучит на низких звуках мяукание кошки.

Несколько детей прячутся за стульями (смотрят в окошко). Один из детей стучит около какого-либо стула и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ребенок в ответ мяукает высоким или низким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить (кошку или котенка). Тот, кто спрашивает, должен отгадать и затем идти в домик.

В этой игре дети слушают нежную, ласковую песню, знакомятся с высокими и низкими звуками и сами произвольно поют («мяу») то выше, то ниже. Вкрадчивый характер музыки передает образ котенка, и дети, чувствуя его, легко усваивают довольно сложное, отвлеченное понятие о различии по высоте звуков и их выразительном назначении в данном случае.

Итак, мы видим, что восприятие музыки как вид детской музыкальной деятельности можно облечь в разную форму:

—  слушание музыки как раздел программы музыкальных занятий;

—  восприятие музыки в процессе разучивания песен, хороводов, танцев,   пьес для музыкального оркестра;

—  восприятие музыки, свойств  ее звуков  в  процессе музыкально-дидактических игр.

Другой вид музыкальной деятельности — детское исполнительство. Это практическая деятельность — пение, игры, танцы, хороводы и игра на детских музыкальных инструментах. Основное ее качество — выразительность, то есть способность непосредственно и искренне выразить эмоциональное содержание музыки, передав чистоту певческих интонаций, точность, изящество движений и слитность их с музыкой.

Пение — самый массовый и доступный вид исполнительства, которому преемственно обучают в яслях, детском саду, школе и в самодеятельных хорах.

За последние годы в теории советской дошкольной педагогики многие исследователи рассматривали особенности детского пения с разных сторон. Были охарактеризованы все разновидности певческой деятельности, исполнение песен, распевание, пение, сопровождаемое движением или игрой на инструментах, пение как средство введения в элементарную нотную грамоту (А. И. Катинене). Установлены приемы преодоления нечистого пения на основе развития слуха (Р. Т. Зинич). Охарактеризованы возможности самостоятельного детского пения детей четырех лет (Т. Волчанская). Показаны интересные приемы привлечения детей к сочинению песен на различный текст (А. И. Ходькова). Разработана система индивидуально - дифференцированного подхода к пению детей на занятиях (М. Ю. Викат). Накоплен хороший педагогический опыт. Во всех республиках можно встретиться с подлинными мастерами своего дела.

Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, дети постепенно приучаются петь негромко, чисто, с радостью выражая свои чувства. Обучение их строится в соответствии с теми же основами вокально-хоровой работы, как и обучение детей, подростков.

На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, формируют певческое дыхание. Это так называемые вокальные навыки. Учат также чистому стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю). Строй и ансамбль относятся к хоровому пению. Ведь •при коллективном пении голоса детей должны быть «выстроенными» и слитными.

Освоение этих навыков — путь к выразительному пению, к формированию слуха и голоса.

На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах.

Детям 4—6 лет в начале занятий пением часто дают упражнения для развития голоса и слуха. Среди таких упражнений — различные попевки, отдельные фрагменты из песен. Каждое из этих упражнений имеет свое назначение, преимущественно для развития певческих навыков или для развития музыкального слуха.

Так, для развития чистоты интонации детям предлагаются попевки в наиболее удобной тесситуре для голоса, с повторяющимися мелодическими оборотами, чаще всего построенными на устойчивых звуках той или иной тональности («Кукушка» Е. Тиличеевой).

Эта попевка построена на трех звуках (соль, ля, си), то есть в основном на устойчивых звуках соль-мажорной тональности. Неоднократно повторяющийся и сходный мелодический оборот помогает детям «закрепиться» на этих звуках и чисто их интонировать.

Применяются попевки и для формирования звукообразования — напевного или подвижного. Особую роль в начальной стадии обучения играет выработка напевности, преодоление типичного детского «говорка». Поэтому такие песни, как «Спите, куклы» Е. Тиличеевой, «Ты не пой, соловей», русская народная попевка, особенно помогают формированию этого навыка. Но детей упражняют и в другом навыке звукообразования — легком, подвижном, подбирая соответствующие попевки.

В песнях очень часто встречаются более сложные интервальные ходы или широкие интервалы. Поэтому повторение в течение нескольких занятий таких попевок, как «Эхо», «Качели» Е. Тиличеевой, где встречаются несколько раз подряд скачки на такие интервалы, как секста, септима, упражняют детей в чистом их исполнении.

В процессе распевания и при разучивании песен детям систематически дают возможность упражняться в различении высотных и ритмических соотношений звуков, изменении направления мелодии (вверх, вниз, на одном звуке, через звук и т. д.).

Эти упражнения систематизированы и изложены в «Музыкальном букваре». Все напечатанные там небольшие песни Е. Тиличеевой последовательно упражняют детей и в развитии голоса, но особо — слуха. Упражнения-песни сгруппированы в определенной последовательности:

— различение звуков по высоте, начиная от широких интервалов до узких. «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница», «Качели», «Эхо», «Курица», «Труба», «Спите, куклы», «Гармоника»

—  различение     звуков     по длительностям    («Мы   идем с флажками»,  «В  школу»,  «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот»);

—  различение    направления движений вверх-вниз   («Лесенка», «Цирковые скачки», «Ученый    кузнечик»),    через    ноту («Динь-дон,   дон»,    «Бубенчики»), на одной ноте («Андрей-воробей»);

—  нахождение     тоники   по слух.   («Наш дом»).

Певческая деятельность на занятиях в основном связана с ознакомлением, разучиванием, исполнением песни.

Восприятие песни целостно, ребенок схватывает в единстве музыкальный и литературный текст. Повторная встреча с песней активизирует деятельность восприятия и побуждает детей к ее исполнению.

Разучивание песни — центральная, наиболее длительная часть работы. Воспитатель должен продумать, как исполнить песню, в чем особенности каждой из них, что должны усвоить дети и в какой последовательности.

Вот, скажем, поэтичный образ березки и веселого хоровода вокруг нее в русской народной песне «Во поле береза стояла». Она исполняется легким, высоким, напевным звучанием. Для этого надо следить, чтобы дети брали дыхание вовремя, через три такта. Это нелегко, так как нужно выдержать дыхание на протяжении этих тактов. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на выразительную фразировку, подчеркивая слова по смыслу (например, «во поле береза стояла»). При разучивании мелодии .важно своевременно проследить, чтобы дети точно спели в двух первых одинаковых фразах появившееся изменение (звук ре в четвертом такте). Ритмическая сложность — выдерживание длительности (четверть с точкой). Исполняя песню, важно следить за постепенным ускорением темпа.

Надо не забывать, что все навыки тесно связаны между собой; так, если дыхание не выдерживается, то качество звучания голосов снижается.

Одновременно разучиваются несколько песен, но усвоение их находится на разном уровне: если одну песню дают впервые, другую разучивают уже на нескольких занятиях, а третья — почти усвоена детьми — ее выразительно исполняют. Поэтому важно наметить определенную поэтапность в разучивании песни. Возьмем, например, песню «Во поле береза стояла».

1-е занятие. Первоначальное слушание детьми песни. Проведение беседы — дети знакомятся с ласковым, напевным характером песни, передающим образ белой березы, вокруг которой они водят хороводы, поют, играют.

2-е занятие. Повторное слушание песни. Детям предлагается обратить внимание на запев и припев (в припеве слова /'все время повторяются). Дети начинают подпевать в припеве.

3-е занятие. Разучивание припева, правильная передача ритма мелодии. Педагог поет запев, дети — припев. При этом внимание детей привлекается к различному исполнению двух первых фраз.

4-е занятие. Разучивание всей песни, легкое, напевное звучание. Индивидуальное пение детей, уже усвоивших мелодию. Остальные дети оценивают качество пения.

5-е занятие. Поочередное пение каждым ребенком музыкальных фраз. Контролируется качество усвоения песни каждым ребенком. Выразительное исполнение песни всеми детьми.

В связи с поэтапным разучиванием дети последовательно усваивают самые разнообразные способы певческой деятельности.

Если ребенок запел песню по собственной инициативе, вне занятий — это показатель того, что он полюбил и усвоил ее. И хотя при этом качество исполнения снизится, важно, что песня стала достоянием ребенка.

Разумеется, поэтапное разучивание песни зависит от степени ее сложности. Многие песни усваиваются в более сжатые сроки. Певческие действия детей - формируются тогда, когда на каждом занятии вносятся новые задания, представляющие новые сложности.

На основе приобретенных певческих умений дети способны довольно рано начинать импровизировать простейшие мелодии. Интересно отметить, что дети младших возрастов по предложению педагога охотно поют свою колыбельную кукле. Творческая деятельность детей естественно развивается, усложняясь, если с малышами ведется соответствующая работа.

Итак, пение как вид музыкальной деятельности включает в себя:

— упражнения в певческих и слуховых действиях, предложенные в виде . «распевания», различные задания по различению звуковысотных, ритмических соотношений;

— поэтапное разучивание песни, направленное на ее последовательное усвоение, на развитие певческого голоса и слуха;

— песенное творчество, возникающее как по инициативе детей, так и взрослых, формирующих эту способность у маленьких «композиторов»;

Ритмика — деятельность ребенка, завоевавшая прочное место в дошкольной педагогике очень многих стран.

Советская система музыкально-ритмического воспитания разработана прежде всего профессором Н. Г. Александровой, а также М. А. Румер, Е. В. Коноровой, В. А. Гринер и др. Проведены исследования вопросов музыкально-ритмического движения детей дошкольного возраста А. В. Кенеман и ее учениками. Опытные педагоги-практики создали ритмические игры, упражнения, танцы.

Основная задача ритмики — формировать у детей восприятие музыкальных образов и выражать их в музыке. Музыкально-ритмические движения — средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование чувства ритма.

Музыкально - ритмическая деятельность условно делится на две группы действий: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении.

Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, в комплексе всех ее средств. Дети прослеживают развитие музыкальных образов, знакомятся со структурой произведения, его характером, настроением. Постепенно их восприятие становится все более точным, отчетливым, и они уже выделяют в своем сознании некоторые яркие средства— регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, акценты, ритмические рисунки. Они воспринимают структуру произведения: его мотивы, фразы, предложения и т. д.

Вторая группа действий направлена на освоение навыков разнообразного движения. Эти движения облекаются в форму музыкальных игр, хороводов, танцев. Их черпают из различных источников: из области основных движений физических упражнений (ходьба, бег, поскоки), сюжетной драматургии (инсценированные музыкально-игровых образов, развертывание сюжета) и танца (в основном элементов народного танца, частично — отдельных современных бальных движений).

Основное требование к качеству движений — это их слитность с музыкой. Чем качественнее эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения – одно из самых любимых видов музыкальной деятельности ребенка.

Можно назвать еще одну исполнительскую деятельность — игру на детских музыкальных инструментах. Эта деятельность применялась в практике уже многие годы. Она носила несколько прикладной характер, главным образом сопровождая различные игры детей. Чаще всего использовались музыкальные игрушки, иллюстрирующие топот копыт лошадей (кастаньеты), барабанный бон, сопровождающий шаг марширующих солдат, и т. д.

В последние годы широкая общественность заинтересовалась возможностью применения детских музыкальных инструментов в практике работы детских садов и школ. Они вводятся и в подготовительных классах музыкальных школ. Научно-исследовательский институт музыкальной промышленности и институт игрушки разрабатывают технологию их производства.

Ведутся интенсивные педагогические поиски применения их в различных педагогических системах.

В советской дошкольной педагогике признано значение обучения игре на детских музыкальных инструментах. Возросшие требования к эстетическому развитию детей, продиктованные современными задачами воспитания, разработка теории обучения и сенсорного воспитания, все увеличивающийся интерес к детским музыкальным инструментам в практике детских садов и, наконец, активизация промышленности по изготовлению инструментов — все сказанное создает благоприятные условия для развития этой деятельности.

Институт дошкольного воспитания и его лаборатория эстетического воспитания разработала педагогические требования к детским музыкальным инструментам. Изложены методические указания к программе обучения игре на детских музыкальных инструментах (Ветлугина Н. А. Детский оркестр. М., 1976).

Таким образом, этот вид музыкальной деятельности получил признание в детских садах. У детей, помимо певческого голоса и музыкально-ритмических движений, появилась еще одна возможность практического выражения своих музыкальных переживаний. Дети испытывают большое удовольствие от своего музицирования.

Действия детей при игре на инструментах разнообразны.

Прежде всего дошкольников знакомят с инструментами, с тембром их звучания — звенящий у металлофонов, нежный у треугольников, звучный у аккордеонов и т. д. Детей знакомят также с расположением высоких и низких звуков, показывают приемы игры.

Действия детей могут быть воспроизводящими и творческими. В первом случае дети исполняют точно мелодию, ритм попевки, песни, свою партию из' фортепианной пьесы. Во втором случае — они подбирают по слуху, играют по нотам ритмические попевки  транспонируют, импровизируют свои мелодии и т. д.

Дети играют индивидуально, небольшими ансамблями и в оркестре.

Важно, чтобы каждый ребенок хорошо умел обращаться с инструментом, неоднократно его «обследовал» и упражнялся в игре по собственной инициативе. В этом случае он исполняет те попевки, которые ему особенно нравятся, учится преодолевать трудности в овладении приемами игры. В ансамбле и оркестре перед ребенком возникают уже новые задачи. Он исполняет свою партию, поэтому должен сохранять внимание в течение всей пьесы, чтобы вступить вовремя, соблюдать общий темп и динамику.

Перед чтим видом детской деятельности открывается большая перспектива, так как еще многое надо сделать, чтобы ее оценили, чтобы овладели методикой обучения.

Итак, мы видим, что «певческий», «инструментальный», «танцевальный» жанры составляют исполнительский вид детской деятельности. Главное требование к нему — чтобы исполнение было выразительным и непосредственным.

Следующий вид деятельности — детское музыкальное творчество.

Известный психолог Б. М. Теплов подчеркивает, что эстетическое воспитание в раннем детстве не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер.

В чем же проявляется детское музыкальное творчество?

В пении — импровизации простейших мотивов, часто возникающих у детей непроизвольно, по собственной инициативе. Эти проявления возникают очень рано, и, основываясь на них, можно давать детям творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, спеть несложный мотив без слов, но в определенном жанре: марш, вальс. Передать при этом в своем напеве грустное, веселое настроение. Конечно, творческие певческие действия детей бывают успешными, если у детей ведется активная слуховая подготовка.

Музыкально-игровое творчество детей проявляется в создании образов различных персонажей, характер которых навеян музыкой программной пьесы. Инсценировки песен, разумеется, определяются литературным текстом. Но здесь существует опасность появления у детей стереотипных движений. Инсценировки можно назвать творческими лишь в том случае, если дети придумывают оригинальные движения для характеристики персонажей (в соответствии с мелодией и литературным текстом песни, заданным сюжетом и программой музыки).

Музыкально - танцевальное творчество проявляется в комбинировании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца типа польки. Последнее обычно выполняется небольшой группой детей. В этом случае дети обсуждают, какой вариант лучше, запоминают созданную ими пляску, иногда исполняют ее на утренниках.

Таким образом, музыкальное творчество связано с пением, движением, игрой на детских инструментах. Дети напевают свои мелодии, иногда воспроизводят их, иногда же просто импровизируют, находя красивые сочетания мелодических ходов или ритмического рисунка.

Музыкальное творчество активизирует фантазию детей, побуждает их к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам воплощения музыкального замысла в разных формах. Оно способствует лучшему усвоению песен, танцев, хороводов. В старшем возрасте дети участвуют в составлении маленьких партитур для оркестра. Прослушав пьесу, они определяют, какие инструменты лучше подходят для исполнения того или иного фрагмента.

Музыкальное творчество — процесс, исключительно активизирующий виды музыкальной деятельности.

Теперь еще об одном виде деятельности — образовательно-познавательном. Так же как и творчество, он не оформлен в виде определенного раздела в программе детского сада Однако это не означает, что музыкальное воспитание сводится только к обучению практическим способам действий и навыков. Весь процесс музыкального обучения детей предполагает наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие осознанности детьми своих действий.

С какими же сведениями следует познакомить детей к концу их пребывания в детском саду? Такие сведения можно разделить на две группы: а) сведения общего характера, относящиеся к музыке и связанной с нею музыкальной деятельностью; б) сведения специального характера в связи с тем или иным видом музыкальной деятельности.

Первая группа сведений знакомит детей с тем, что музыка всегда выражает разные чувства, определенные мысли, о чем-то повествует, и поэтому она так различна по своему характеру, настроению.

Если слушать музыкальное произведение, то можно отметить в нем сходные и контрастные отрывки.

Внимание детей обращают на то, что музыка тоже имеет свой «язык», свои средства (мелодия, темповые, регистровые изменения, ритм и т. д.). Хотя не все эти термины объясняют или даже называют детям, но мысль о единстве содержания и формы стараются до них донести, особенно для детей старших групп. Дошкольники понимают, что, скажем, музыка, печальная по настроению, чаще всего передается тихим звучанием, медленным темпом, грустными интонациями мелодии.

Детям сообщают, что музыку сочиняют композиторы, народ, называют фамилии наиболее известных композиторов, их произведения.

Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности.

При обучении пению дети узнают о характере певческого звучания. Песни исполняются протяжно, отрывисто, напевно, легко, произношение должно быть ясным, отчетливым, выразительным. Мелодия в песне постоянно развивается: она движется вверх, вниз, ее звуки могут быть высокими, низкими, повторяться и т. д. Дети узнают, что звуки могут быть короткими, долгими. Сопоставление их обычно происходит на примере двух противоположных звуков по высоте и длительности. Построение детских песен обычно бывает в одночастной или двух-трехчастной форме. И дети определяют и называют запев, припев песни, ее вступление.

В музыкально-ритмическом движении внимание детей обращается на слитность движений и музыки. Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки. Если музыка бывает бодрой, плавной, легкой, стремительной, то и движения (ходьба, бег, поскоки и т. д.) должны быть соответствующими. Дети осознают также, что выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени, их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Ребенок может понять, что на разные части произведения следует менять или направление движения в построении, или его вид (шаги, поскоки, элементы танца), или его характер (плавный, подвижный). Так дети осваивают понятие о структуре произведения. Они начинают узнавать и различать наиболее характерные признаки программной музыки, следить за вариационной обработкой народной мелодии, отличать жанры танцевальной музыки. Разумеется, знания, которые дети получают, различны по степени их уровня, точности. Например, дети 5—7 лет легко отличают и называют жанры танца — польку, вальс, народную пляску и могут назвать некоторые их характерные признаки. Так же они понимают смысл музыкальных фраз по аналогии с фразами обычной речи. Понятие же о программной музыке, о вариациях фортепианной обработки народных песен даются им лишь в общей форме, представления о них. у детей не отчетливы. Знания о пррстейших нюансах динамики (громче, тише, усиливая, затихая), темпа (быстро, медленно, ускоряя, замедляя), регистров (высокий, средний, низкий) дети усваивают путем простого перечисления их конкретных признаков без обобщающих понятий: «темп», «динамика», «регистры».

Задача пропедевтического введения в нотную грамоту в основном практического характера. Упражнения рассчитаны на развитие музыкального слуха, на пропевание примеров выразительных интервальных ходов с целью осознания их высотных и ритмических соотношений. Образовательные сведения очень ограничены и сводятся к простейшим понятиям высокого или низкого звука (в разных регистрах и в пределах одной октавы); долгого и короткого (преимущественно соотношение четвертей и восьмых), гаммообразного движения мелодии вверх и вниз.

Игра на детских музыкальных инструментах знакомит детей с тембром звучания инструментов, с особенностями расположения клавишей, издающих высокие и низкие звуки, со способами звукоизвлечения. Следовательно, знания непосредственно помогают детям ориентироваться в игре на инструментах.

Как видим, музыкально-образовательный вид деятельности весьма ограничен по объему, носит в основном прикладной характер. Но он принципиально важен, общение детей с музыкой и весь учебный процесс становятся осознанными и поэтому особо продуктивными.

Подводя итог, мы можем сопоставить музыкальную деятельности взрослых и детей, установить то общее, что их роднит, и то своеобразие, что характерно лишь   для маленьких.

Общее в том, что истоки всех видов музыкальной деятельности взрослых (за исключением педагогической) намечаются еще в дошкольном детстве. Различие в уровне ее развития и в своеобразии форм организации, в которые облекаются музыкальная деятельность. Можно говорить лишь о становлении, о появлении первых ее истоков. Отмечается также ясно выраженный игровой ее характер (музыкально-дидактические игры, инсценировки песен, хороводы, музыкальные игры), имеет определенное значение музыкально-сенсорное развитие, без которого трудно формировать, более сложные музыкальные способности.

В структуре музыкальной деятельности охарактеризованы ее виды. Ясно назначение каждого, его специальное содержание. Однако еще важнее подчеркнуть многочисленные взаимосвязи, которые устанавливаются между ними. Ведь все они призваны решать общие задачи музыкального воспитания и развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Виды и типы музыкальных занятий"

В реферате раскрывается понятие музыкального воспитания, виды и типы музыкальных занятий, основные виды деятельности на занятиях, методика работы над песней и музыкально - ритмической деятельностью....

Музыкально-ритмические движения - один из видов детской музыкальной деятельности.

Музыкально - ритмические движения- это активная деятельность, которая является отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения.- в основе музыкально -...

Консультация для родителей "Игра на детских музыкальных инструментах - творческий вид музыкальной деятельности"

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей....

Презентация "Музыкально-ритмические движения-как один из видов детской музыкальной деятельности"

В презнтации я обобщила опыт работы по музыкально-ритимическим движениям( теория и фоотчет)...

Презентация из опыта работы «Музыкально – ритмические движения – один из видов детской музыкальной деятельности"

Музыкально-ритмические движения    - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения....

Музыкально- игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности.

Консультация для воспитателя "Музыкально - игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности...