Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
консультация (старшая группа) на тему

Якуш Ирина Сергеевна

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряду с единой задачей повышения педагогической культуры родителей, актуальной проблемой настоящего времени, является осуществление дошкольными учреждениями дифференцированного индивидуального подхода к работе с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel-logoped.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

        

Сообщение

«_Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи»

План:

  1. Особенности работы с семьей
  2. Фомы работы логопеда и воспитателя с семьей
  3. Библиотека игр и упражнений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Особенности работы с семьей

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряду с единой задачей повышения педагогической культуры родителей, актуальной проблемой настоящего времени, является осуществление дошкольными учреждениями дифференцированного индивидуального подхода к работе с семьей. При этом важно учитывать различные социальные и педагогические факторы: уровень нравственной и духовной воспитанности родителей, их образование, жизненный опыт, особенности воспитания. Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные контакты предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители внедряют в практику наиболее оптимальные приемы воспитательного воздействия на детей.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной деятельности, рассмотрим и проанализируем

Совместная работа логопедов и воспитателей   с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.               

     Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

  • оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;
  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

     Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем[9]. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

     В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
  • принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между логопедом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;
  • принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  • принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и психиатра).

     Основными направлениями в работе логопеда с семьей детей с нарушением речи, выработанными в науке[6], являются:

  • изучение особенностей семейного воспитания ребёнка;
  • разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку;
  • просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей с нарушением речи и методам обучения коррекционно- развивающей работы с ними;
  • разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями детей с целью коррекции детско-родительских отношений.

     2.Фомы работы логопеда и воспитателя с семьей

В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (по мнению Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной [7], В. В. Ткачёвой В.В. [8], Л. М. Крапивиной [5] и др.)

     1. Коллективные формы взаимодействия.

    2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

    3. Формы наглядно-информационного обеспечения.

    Работая в детском саду, мы используем все заявленные выше формы работы логопеда с родителями. Их  значимость трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям  уделяется особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.).  Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие мелкой моторики” ;
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Нетрадиционна форма работы с родителями – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. За годы работы библиотека пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями. Руками родителей и детей сделаны: “звуковые линейки” для определения места звука в слове, “звуковые полотна” для звукового анализа, “светофорчики” для дифференциации твёрдых и мягких согласных, пособие “окошечки” для составления слогов и слов и т.д.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка [2]. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”.  

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать ее, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Примерные темы бесед:

1. Речевые нарушения и причины их возникновения.

2. Психические особенности детей с системными нарушениями речи.

3. Краткие советы родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи второго и третьего уровня. Воспитание и обучение ребенка с общим недоразвитием речи.

4. Учите детей наблюдать.

5. Что делать, если у ребенка плохая память?

6. Как развить слуховое восприятие у детей?

7. Подвижные игры в системе коррекционной работы.

8. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.

9. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?

10. Как учить запоминать стихотворения?

11. Как и что читать детям с общим недоразвитием речи?

12. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.

13. Труд – важнейшее средство коррекционно-воспитательной работы с детьми дома.

14. Мы учим детей рассказывать.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий.  Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная нашим логопедом библиотечка авторских пособий “Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника”, “Коррекция нарушенной слоговой структуры речи. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет”, “Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника”, “Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника”. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Применяя альбомы, рассчитанные на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Можно использовать «речевой уголок». Он отражает тему занятия. Например, можно  предлагать игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

“Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка.

“Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

“Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Но самое  главное – слаженная работа коллектива, ведь одному специалисту трудно добиться успеха.  Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Библиотека игр и упражнений

Раздел I. Развитие слухового восприятия у детей

1. Краткая вступительная часть о значении развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

2. Игры и игровые проблемы:

Игры:

а) «Где звенит будильник?» Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, на полку, за дверь и так далее. Ребенок должен найти источник звука, по возможности об этом сказать или показать!

б) «Какие часы тикают?» Ребенок должен определить, какие часы издают звук, маленькие или большие и так далее.

Раздел II. Развитие мелкой моторики

1. Краткая вступительная беседа о значении развития мелкой моторики.

2. Игры и игровые приемы:

а) «Обведи по контуру» (обводить трафареты, изображающие различные предметы, штриховать, вырезать). Использовать в дальнейшем детские работы для игр в группе или дома;

б) «Вышивка» (по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение).

в) «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа». Рис и пшено смешивают. Цып любит пшено, Цып-Цып – рис. Ребенок в процессе игры сортирует крупу и кладет соответствующие зерна перед цыплятами (игрушками).

Раздел III. Развитие внимания и памяти

1.         Небольшая информация о нарушении внимания у детей.

2.         Игры, способствующие развитию внимания, памяти.

а) «Телевизор».

Рамка с изображением экрана телевизора поочередно накладывается на предметные картинки, которые могут быть подобраны по форме, цвету и так далее или по определенной лексической теме и так далее. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести в определенной последовательности увеличивается постепенно (2-3-4-5…). Перед проведением игры взрослые должны убедиться, что названия картинок детям данной группы знакомы, они верно различают цвет, величину предметов… Предварительно задают вопросы (Что это? Кто это? Какой?…)

Если речь детей ограничена, рассматривание картинок сопровождается конкретной, четкой речью взрослого, после чего ребенок отбирает аналогичные картинки из ряда других картинок и предъявляет их ведущему.

Для игры могут быть использованы изображения с простым сюжетом. Так, составив короткие предложения по картинкам (из двух-трех слов), ребенок запоминает, а потом воспроизводит их. Этот вариант полезен на этапе работы над предложениями. Ведущий произносит перед игрой «Передачу начинаем. Телевизор мы включаем. Ты внимательно смотри, а потом нам расскажи» (о том, что видел, ребенок рассказывает любимой кукле, Мишке…).

б) «Угадай, чего не стало?»

в) «Угадай, что прибавилось?»

г) «Кто больше увидит предметов на картинке?» и так далее.

Раздел IV. Развитие речи.

Материал для ширмы: «Знакомим детей с темой «Одежда».

Уважаемые родители, проверьте, запомнили ли ваши дети названия предметов одежды и могут ли ее назвать самостоятельно. Обратите внимание на точное употребление следующих слов: шуба – пальто – плащ; куртка – комбинезон; свитер – безрукавка; пижама – ночная рубашка и так далее. Ребенок должен принести сначала шубу, а потом пальто, затем плащ, то есть запомнить, в какой последовательности названы предметы, и правильно выполнить просьбу взрослого. После того, как ребенок принесет вещи, еще раз спросите: «Что ты принес? Как называется эта вещь?» Взрослый благодарит ребенка: «Спасибо, ты мне помог(ла)». Если ребенок справится с подобным заданием, его можно усложнить.

Ребенок должен назвать детали одежды.

Предложите показать воротник зайкиной рубашки и назвать его. Затем показать воротник мишкиной и зайкиной рубашек и назвать их. Что это?

Можно спросить: «У моего платья есть рукав? Покажи его. Что это? (Рукав) Где у твоего платья рукава? Где карманы? Что это (карманы)» и так далее (манжеты, пуговицы, петли, пояс, пряжка и так далее).

Дети должны иметь представление о назначении одежды, знать, в какое врем года какую одежду носят (зимняя, летняя, верхняя, нижняя одежда) и почему называют одежду так.

Приучайте детей правильно употреблять слова-действия (глаголы) «надень» и «одень». А для этого прежде всего проследите за собой, проверьте, правильно ли вы употребляете слова «надень на себя», «одень на кого-то» (Таня надевает кофту. Таня одевает Оле кофту и тому подобное).

Собираясь с ребенком на прогулку, предложите ему выполнить разные задания: повесить халатик на спинку стула, снять пальто, шапку (развязать, завязать, сложить, отряхнуть, очистить щёткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребенок понимает и правильно выполняет ваши задания, задайте ему вопросы: «Что ты думаешь? Что ты уже сделал?» и так далее.

Нужно научить ребенка самостоятельно, аккуратно, быстро одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать бантики. Сначала дети учатся застегивать пальто куклы, завязывать у нее на голове бант, заплетать кукле косички, зашнуровывать и расшнуровывать специальный игрушечный башмачок, зашивать дырку, пришивать пуговицу, плести из полосок бумаги коврики.

Обучая ребенка тем или иным действиям (развитие мелкой моторики), нужно проверить, правильно ли он называет их, может ли он точно ответить на ваши вопросы: Что ты делаешь? Что ты сделал?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы - М: Просвещение, 1968. – 445с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: Издательство Ювента, 2001.-176с.
  3.  Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.-  М.: Издательство Мозаика - Синтез, 2010. – 240с.
  4. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – 160с.
  5. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок. Дидактические материалы для логопеда по развитию целенаправленного выдоха. М.: Издательство Школа – Пресс, 1999.
  6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской – М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.
  8. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование/ Под ред. И. Ю. Левченко – М.: Издательство Книголюб, 2008. – 144с.
  9. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2001. – 314с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарущениями речи.

Системный подход в реализации логопедической работы по автоматизации и исправлению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушениями речи

Направления взаимосвязи логопеда и воспитателя:• развитие лексико-грамматического строя речи;• развитие фонетико-фонематического слуха;• развитие общей и мелкой моторики;• выработка артикуляционной мо...

Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"

Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"...

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.

   В группе  дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...

«Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все вебинары.ру»...