Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе воспитания детей 4 – 5 лет
статья (средняя группа) на тему

Фролова Марина Яковлевна

В последнее время в России происходят преобразования, направленные на демократизацию общества, основными приоритетами которого является создание благоприятных условий  для всестороннего развития личности. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, города, семьи. Поэтому сейчас так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе воспитания детей 4 – 5 лет».

Выполнила Фролова Марина Яковлевна воспитатель  СП  ГБОУ гимназии «ОЦ Гармония» г. о. Отрадный Самарской области «Детский сад № 13».

В последнее время в России происходят преобразования, направленные на демократизацию общества, основными приоритетами которого является создание благоприятных условий  для всестороннего развития личности. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, города, семьи. Поэтому сейчас так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

Цель:

 Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста нравственно – патриотических  качеств.

Для достижения поставленной цели  надо решить следующие задачи.

Прежде, чем начать работу в данном направлении, был составлен план работы с детьми и родителями, изучена методическая литература по данной теме.

 В течение всего года с ребятами были проведены беседы на темы «Что такое Родина для нас», «Моя дружная семья», «Моя малая родина».

Большое место в организации работы с детьми принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. В группе проводились сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад»; дидактические игры - «Назови ласково», «Угадай, чей голосок», «Собери флаг из частей», «Угадай, к какому городу это относится».

Ко Дню защитников Отечества и к Международному женскому дню были изготовлены с ребятами поздравительные открытки, которыми поздравляли пап, дедушек, мам и бабушек с праздниками.

Перед новогодними праздниками в группе прошел конкурс «Новогодняя елочка». Дети изготовляли с родителями елочки и приносили в группу. На выставке ребята рассматривали елочки и выбирали понравившиеся. Победители отмечены грамотами.

К Новому году было решено украсить группу в патриотическом стиле. Родители принимали активное участие и оказывали посильную помощь. В результате этой работы  в конкурсе «Новогоднее окно» получено второе место.

Пополнить уголок по патриотическому воспитанию было решено созданием «Музея боевой техники». Ребята с родителями с удовольствием приносили  экспонаты в музей. Накануне праздника «День Защитника Отечества» была проведена беседа и выставка экспонатов боевой техники. Наш музей интерактивный, все экспонаты можно брать в руки, внимательно рассматривать их и делиться впечатлениями.

С целью просветительской работы для родителей была оформлена папка-передвижка «Роль семьи в воспитании нравственно – патриотических чувств у детей», а также проведена консультация «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей 4-5 лет».

Всем известно, что патриотическое воспитание начинается с семьи. Поэтому было решено пополнить патриотический уголок семейными альбомами. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи.

С целью ознакомления детей с родным городом был создан лэпбук «Моя Родина – Отрадный». Родители принимали участие в его создании: изготовили книжку-малышку, собирали информацию о музеях. Результатом проделанной работы стал диплом за третье место в конкурсе лэпбуков.

Накануне Международного Женского дня в группе было проведено развлечение «Поздравляем мам с 8 марта». Были проведены различные совместные конкурсы, песни, танцы и чаепитие.

Одной из самых интересных форм работы, как с детьми, так и с родителями стал совместный проект «Береза – символ России». Цель которого - расширять знания детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом.

Работа над проектом началась с серии бесед с детьми с показом иллюстраций «Что я знаю о берёзке», «Полезные качества березы», «Береза – доктор», «Праздник березки».

Были проведены дидактические игры: «Друзья и враги березки», «С какой ветки детка?», «Составь дерево из частей», «С кем дружит дерево»; в подвижные игры: «Кто быстрее добежит до березы?», «У медведя во бору».

На протяжении всего проекта читали художественную литературу: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», С. Есенина «Белая берёза», разучили стихотворение А. Прокофьева «Люблю березу русскую».

На прогулках рассматривали березу зимой и весной, отмечали, как она меняется с наступлением весны.

11 апреля – день березы. Этому событию была посвящена экскурсия в библиотеку. На мероприятии дети многое узнали о красавице русских лесов – березе, а так же сотрудники библиотеки провели для детей обзор тематической книжной выставки «Береза кудрявая». В заключении был показан фрагмент мультфильма «Сказка старого дуба».

На занятии по рисованию дети с большим энтузиазмом рисовали весеннюю березку, в группе лепили ее из пластилина. На занятии аппликацией изготовили коллаж «Береза в разное время года». Благодаря продуктивной деятельности, у детей более четко формируются представления о строении березы и ее изменениях в зависимости от времени года.

Родители приняли активное участие в нашем проекте. Они изготовили альбомы «Березы в картинах художников», «Береза – символ России», книжку - малышку «Русская береза», принесли ветку березы в группу. Так как наша ветка березы была без листьев, было решено изготовить их самими и украсить ее. Под песню «Во поле береза стояла» дети водили хоровод вокруг нашей красавицы.

На заключительном этапе была организована выставка поделок «Такая разная береза» и оформлен тематический уголок «Русская березка».

С целью подведения итогов и выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.

Результаты мониторинга показали, что в начале учебного года  32% детей имели низкий уровень, 60% детей средний и лишь 8% высокий уровень.

К концу учебного года диагностика показала, что высокий уровень составил 36% детей, 56% со средним уровнем и 8% детей остались с низким уровнем.

Таким образом, результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Из чего можно сделать вывод:

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к стране, городу, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, национальных праздниках;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...

«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...

План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».

Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умени...