формы работы с негативными эмоциями дошкольников
статья на тему

Пивоварова Светлана Анатольевна

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_negativnymi_emotsiyami.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с негативными эмоциями дошкольников.

Сегодня все больший интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это способность адекватного  постижения, оценки и выражения собственных эмоций, способность понимания эмоций других людей, это знания об эмоциях; способность управления ими. Именно это содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности...

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта может быть продолжаться и в подростковом возрасте, когда важным становится межличностное общение. 

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Под эмоциональной сферой личности принято понимать не только эмоции, а сложный комплекс эмоций и других эмоциональных явлений: тона, эмоциональных свойств личности. Благодаря им появляется понятие эмоциональных типов личности и эмоционально устойчивых отношений (чувств), каждое из которых имеет свои четкие признаки и отличия друг от друга.

В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества.

Язык чувств, обозначающий явления эмоциональной жизни, очень важен. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребёнком себя. Ребёнок, говорящий грамотным языком, обладающий богатым словарным запасом, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он яснее понимает себя, свои переживания, его эмоции становятся более дифференцированными

В практике педагоги довольно часто встречаются со случаями неадекватной реакции сверстников на плохое настроение товарища, вызванное определёнными эмоциями и чувствами. Дети начинают шутить, передразнивать его. Немногие пытаются выяснить причину негативных эмоций, помочь.

Направления работы с негативными эмоциями

Задачи

  • Формирование языка эмоций, то есть вербальных обозначений эмоции

  • Создание условий для открытого проявления эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и др.)
  • Развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования
  • Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать его настроение мимикой и пантомимикой, развитие чувства эмпатии.

Формы работы с негативными эмоциями.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

В игре ребенок или подросток может выражать эмоции более свободно («это же игра», «все понарошку»).

Одним из механизмов коррекционного воздействия игры является формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения своего поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, а также правил поведения в игровой комнате.

         Цели игровой терапии:

  • игровая терапия помогает ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
  • помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка;
  • является средством для работы с механизмами психологической защиты (например, вытеснения проблемы).

Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

2. По структуре материалов для игры:

  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

Материалы для игр

  • проволка
  • глина, солёное тесто, пластилин
  • воздушные шары
  • продукты
  • ткани
  • бумага

1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими.

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочно-игровую форму взаимодействия детей и взрослых для интеграции их личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.  

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

  • - психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;
  • - символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
  • - принятие ребенком в символической форме своей физической активности

При работе с эмоциональным миром ребёнка можно использовать разные типы сказок

- художественные сказки (народные, волшебные, о зверях, авторские)

- коррекционные сказки (Хухлаева О.Е., Алябьева Е. А, Вохмянина Т. В.)

- притчи

- стихотворения, рассказы

Психогимнастика

Психогимнастика один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Данный метод. предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

Адекватное представление ребёнка о собственных чувствах и умение выразить их – залог психического здоровья. Психогимнастические этюды на отработку положительных эмоций (радость, удивление, интерес), обучение их словесному и невербальному (мимика, пантомимика, включая жест)  позволяют создать ресурс психологического благополучия ребёнка. Отреагирование отрицательных чувств (страх, гнев, печаль) учит адекватно выражать и контролировать их.

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.

  • Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.
  • Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз».
  • У детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Арт-терапия

  • Предоставляет возможность для выражения эмоций  и чувств в социально приемлемой манере
  • Ускоряет процесс коррекции. Подсознательные конфликты легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре.
  • Дает основания для интерпретации и диагностической работы
  • Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка
  • Развивает и усиливает внимание  чувствам.
  • Усиливает ощущение собственной личностной ценности.

Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде.

Выделяется четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии.

  • Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
  • Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
  • Развитие навыков межличностного общения.
  • Повышение эстетических потребностей.

Телесно-ориентированные техники

Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.

У ребенка складывается ощущение цельности, ясности, надежности своего тела как необходимой константы физического и эмоционального благополучия. Ребенок учится понимать «язык тела», у него формируется положительный образ своего тела, что ведет к самоприятию и повышению эмоциональной устойчивости.

Формы и направления:

  1. Проработка отдельных сегментов тела, снятие мышечной брони
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Упражнения на релаксацию
  4. Растяжки
  5. Танец

Рекомендуемая литература

  1. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я
  2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией  
  3. Сакович Н. А. Игры в тигры
  4. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика
  6. Хухлаева О. В. Лабиринт души. Терапевтические сказки
  7. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т. В. Практикум по сказкотерапии
  9. Лебедева Л. Д Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий
  10. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной  и развивающей работе с детьми
  11. Гребенникова О. В.  Игры-релаксации в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, проявляющими агрессию и вспыльчивость
  12.  Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности / автор-составитель Д. К. Кайль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

ИГРА – ЭСТАФЕТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Этот материал предназначен для воспитателей по физической культуре....

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...