путь к преодолению заикания
консультация на тему

Келепури Светлана Валерьевна

Речь осуществляется только благодаря четкой, правильной и согласованной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.

А у заикающихся речевое дыхание нарушено, артикуляция вялая, смазанная, голос, как правило, тихий, темп речи неравномерный, гласные звуки «проглатываются», согласные звуки «застревают».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.odt24.51 КБ

Предварительный просмотр:

. Дыхательная гимнастика

Речь осуществляется только благодаря четкой, правильной и согласованной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.

А у заикающихся речевое дыхание нарушено, артикуляция вялая, смазанная, голос, как правило, тихий, темп речи неравномерный, гласные звуки «проглатываются», согласные звуки «застревают».

Одним из важных элементов нашей речи является дыхание. При заикании оно почти всегда нарушено. Поэтому самая первая и необходимая задача — овладеть правильным речевым дыханием.

Ознакомимся с органами дыхания и их работой. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (нос, рот, глотка, гортань, дыхательное горло).

Жизненное дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание имеет свои особенности. Оно призвано участвовать в создании голосового звучания на плавном равномерном выдохе. Речевое дыхание необходимо все время рассчитывать: вдыхать столько воздуха, чтобы выдоха хватило на всю фразу, которую вы хотите сказать. Нужно экономно расходовать выдыхаемый воздух до нового вдоха. В речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, а выдох длинный. Соотношение вдоха и выдоха во время речи примерно 1:5, 1:6.

Наиболее правильный и целесообразный тип дыхания для речи — нижнее — диафрагмальное дыхание.

При правильном вдохе диафрагма, благодаря своей подвижности, быстро опускается и увеличивает объем легких вглубь. Для того чтобы научиться правильному речевому дыханию, нужно научиться сознательно управлять диафрагмой.

Делайте следующие упражнения.

1. Лежа на спине, полностью расслабьте все мышцы.

2. Положите одну руку на живот, другую на грудь.

3. Спокойно и глубоко вдохните, приподнимая стенку живота.

4. Медленно выдыхайте, слегка нажимая рукой на живот, пока не почувствуете, что его стенка не приняла исходного положения.

5. Грудь во время дыхания должна быть спокойной. Одежда должна быть свободной.

Эти упражнения надо проделывать до тех пор, пока движения живота будут не механическими, а полностью согласованными с дыханием, т. е. стенка живота будет подниматься при вдохе и опускаться при выдохе.

Старайтесь постоянно пользоваться этим дыханием. Сделайте его вашей привычкой.

Основные требования к речевому дыханию

Не начинайте говорить, не сделав вдоха, говорите только на выдохе.

Вдох и выдох делайте через рот, стараясь дышать неслышно, бесшумно.

Вдох должен быть легким и коротким, а выдох — длительным и экономным.

При вдохе выпячивается живот и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опадает, а ребра занимают исходное положение.

Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе.

Плечи должны быть совершенно неподвижны.

После выдоха перед новым вдохом необходимо сделать остановку на 2 — 3 секунды.

Выдыхаемый воздух надо расходовать в основном на гласные звуки.

Следите, чтобы в процессе речевого дыхания не было никакого напряжения мышц в области шеи, рук, живота, груди.

Бережно и экономно расходуйте выдыхаемый воздух, не допускайте утечки воздуха между словами.

8. Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Выработать ясное и чистое произношение — это значит проверить и улучшить работу ротовых органов, устранить неповоротливость губ, скованность челюстей (произношение сквозь зубы), вялость языка.

А. Прянишников

Упражнения делать перед зеркалом.

1. Высовывание языка «лопатой».

Язык должен быть плоским широким, чтобы своими боковыми краями касался уголков рта. Вначале язык держать не напряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, затем удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

произносится вялым языком между губами «бя-бя» или «мямя»;

на расправленный язык сильно задувают;

нараспев тянут «И» или улыбаются, язык распластывается.

2. Высовывание языка наружу «жалом».

Языку придается возможно более заостренная форма. Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая или с боков, или тянутся к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, или нужно сильно вытягивать его наружу, вправо, влево, и, когда он в углу рта сужается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

3. Поочередное высовывание языка «лопатой» и «жалом».

9. Речевые упражнения

Основная цель этих упражнений — отработка «чистой» техники речи. Так как при заикании мы имеем дело с нарушением координации движений речевых органов, то основная цель на 1-м этапе — наладить эту координацию путем систематических упражнений.

Не пропускайте никаких упражнений, какими бы скучными, на первый взгляд, они вам ни казались. И, главное, не прерывайте ни на один день работы над собой. Запомните восточную пословицу: «Стоит перестать грести, и течение сразу же относит назад».

Упражнения

Петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

Один звук на выдохе:

а

э

0

у

ы

и

я

е

е

ю

Два звука на выдохе

аэ

ао

ау

аы

аи

ая

ае

ае

аю

эа

эо

эу

эы

эи

эя

эе

эе

эю

оа

оэ

оу

оы

ои

оя

ое

ое

ою

уа

уэ

уо

уы

уи

уя

уе

уе

ую

ыа

ыэ

ыо

уы

ыи

ыя

ые

ые

ыю

иа

иэ

ио

иу

иы

ия

ие

ие

ию

яа

яэ

яо

яу

яы

яи

яе

яе

яю

еа

еэ

ео

еу

еы

еи

ея

ее

ею

еа

еэ

ео

еу

еы

еи

ея

ее

ею

юа

юэ

юо

юу

юы

юи

юя

юе

юе

Три звука на выдохе:

аэо

оаэ

ыаэ

яаэ

еаэ

аоу

оэу

ыэо

яэо

еэо

ауы

оуы

ыоу

яоу

еоу

аия

оыи

ыуи

яуы

еуы

аяе

оия

ыия

яыи

еыи

аее

ояе

ыие

яие

еия

аею

оее

ыее

яее

еяе

эао

оею

ыео

яею

еею

эоу

уаэ

иаэ

еаэ

юаэ

эыи

ыоу

иэо

еэо

юэо

эия

ыуи

иоу

еоу

юуо

эяе

ыия

иуы

еуы

юуы

эсс

ыяе

иыя

еыи

юыи

эею

ыею

ияе

еяе

юяе

Четыре звука на выдохе:

аэоу

оаэу

ыаэо

яаэо

еаэо

аоуы

оэуы

ыэоу

яэоу

еэоу

ауыи

оуьш

ыоуи

яоуы

еоуы

аыия

оыия

ыуия

яуыи

еуыи

аияе

оияе

ыияе

яыие

еыия

аяее

ояее

ыяее

яиее

еияе

эаоу

уаэо

иаэо

еаео

юаэо

еоуы

уэоы

иэоу

еэоу

юэоу

эуыи

уоыи

иоуы

еоуы

юоуы

эыия

уыия

иуия

еуыи

юуыи

эияе

уияе

иыяе

еыия

юыие

эяее

уяее

ияее

еияе

юиее

эеею

уеею

иеею

еяею

юеея

Пять звуков на выдохе:

аэоуы

эаоуы

оэоуы

уэоуы

еэоуы

аоуыи

эоуыи

оэуыи

уоуыи

ыэоуи

ауыия

эуыия

оуыия

уоыия

яоыия

аыияе

эыияе

оыияе

уыияе

ыуияе

аияее

эияее

оияее

уияее

ыияее

аяеею

эяеею

ояеею

уяеею

ыяеео

иаэоу

яаэоу

еаэоу

еаэоу

юаэоу

иэоуь1

яэоуы

еэоуы

еэоуы

юэоуы

иоуыя

яоуыи

еоуыя

еоуыя

юоуыи

иуыяе

яуыяе

еуыяе

еуыяе

юуыия

иыясе

яыиее

еыяее

еыяее

юыияе

ияеею

яиеею

еяеею

эяеею

юияее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...

Развитие зрительного внимания, как одно из средств в преодолении заикания.

Игры  для детей с неврозоподобной и невротической формами заикания...

Драматизация- как одно из средств в преодолении заикания на этапе облегченных форм речи.

Особый эмоциональный настрой характерный при работе с детьми, страдающими заиканием, над перевоплощением в того или иного персонажа, либо в элементах самостоятельного владения какой-либо частью заняти...

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...