Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая группа) на тему

1. особенности  детский  эмоций.

2. эмоционально - волевая  сфера  дошкольников.

3. игры для  дошкольников на тренировку  эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx83.64 КБ

Предварительный просмотр:


1

Эмоциональное развитие  детей  дошкольного  возраста.

Особенности  детских  эмоций.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что  такое  эмоции?  

Эмоции – это  психические  процессы, которые  постоянно  проявляются человеком  в периоды значимых  ситуаций и каждодневных  окружающих  явлениях.  Они возникают в результате  жизненной  деятельности  человека  и являются  одним из регуляторов  его  состояния.

Ученые  выделяют  несколько  форм  проявления  эмоциональности:

  • Реакции, возникающие  на  сторонние  раздражители;
  • Сопровождающие  слуховые;
  • Вкусовые;
  • Нейтральные;
  • Аффекты.

К  положительным  относят  восторг, радость, симпатию, нежность, удовольствие.

Негативные  эмоции: гнев, зло, тревога, горе, месть, боязнь, отчаяние.

Нейтральные  эмоции  могут  выражаться  в  виде  любопытства или  безразличия.  В  особую  категорию  стоит  отнести  проявление  аффектов.  Этот  вид  эмоциональных  явлений  отличается  краткостью  протекания,  характеризуются  большой  силой  проявления.

Такие  состояния  не  проявляются  «сами  по  себе»  и  могут  быть  спровоцированы при  критическом  состоянии  человека,  например,  в  момент  сильного  и  резкого  испуга.

Особенности  проявления  детских  эмоций  заключаются,  в  первую очередь, в их краткосрочности.  Настроение  детей  чаще всего изменчиво, они могут огорчиться  чему, расплакаться, но уже через несколько минут хохотать.

Второй  особенностью  детских  эмоций  до  определенного  возраста является их  искренность.   До  определенного  возраста  дошкольник  проявляет  только  то,  что  действительно  чувствует  и  только  к  возрасту  выпускника  детского  сада  он  учится сдерживать  чувства  и  управлять  ими.

В  определенный  момент  жизни  ребенок  научится  предвосхищению, т.е. станет заранее  угадывать, какая эмоция последует за определенным действием  или  событием. Например, он узнает о том, что если построит правильно пирамидку, то мама и папа начнутся радоваться этому событию, радость и испытывает ребенок. Поэтому он может построить пирамидку и обратить на это факт внимание взрослых, чтобы снова испытать радость.

Важно  помнить и о такой особенности  эмоционального  развития  ребенка, как  подражательная.  Для  эмоциональной  сферы  этот факт  особенно актуален. Эмоциональная  среда, в которой ребенок растет, очень сильно влияет на становление его личности и умение декодировать те или иные чувства.

Эмоционально – волевая  сфера  дошкольника.

Эмоционально – волевое  развитие  ребенка  главным  образом влияет на становление его личности и формирование определенных черт характера. Развитие эмоционально – волевой сферы происходит постепенно, ведь ребенок несколько дней учится контролю своих чувств и их проявлению.

В период взросления ребенка ему все больше придется решать самые разные задачи, справляться с жизненными проблемами. В зависимости от того, какой эмоциональный отклик произойдет у ребенка в той или иной ситуации, можно судить о степени его эмоционально – волевого развития.

Необходимо с раннего возраста тренировать  эмоционально – волевую сферу ребенка.  Если вы внимательный  родитель и много занимаетесь своими детьми, уделяете большое внимание их эмоциональному и физическому развитию, то интуитивно будете знать, когда дать ребенку  самому принять решение. Поверьте, вволю своего ребенка и помогите ему ее проявить, выбрав мотивацию. Если  вы  наблюдаете  у  вашего  ребенка  нарушения  эмоционально – волевой сферы  проявления  чувств, то вам нужно уделить особенное  внимание  этому аспекту. То необходимо  обратиться  к  специалисту.

Проявление  нарушений  эмоционально – волевой  сферы.

Часто  нарушения  в  этой  области  у  ребенка имеет  характерные  особенности, но диагностировать их самостоятельно получается не всегда.  Если  родители  наблюдают  в  поведении  своего  ребенка  сразу несколько следующих особенностей поведения, то им рекомендует  обратиться  к  специалистам:

  • Ребенок  нередко показывает чрезмерную, необъяснимую  агрессивность;
  • Малыш  много  плачет  и  часто  застревает на этой эмоции;
  • Пассивность,  практически  полное  отсутствие  интереса  к  играм  со  сверстниками  и  окружающему миру;
  • Неумение  следовать  правилам  поведения  и  нормам  общественного  порядка (для  детей  старшего  дошкольного  возраста);
  • Несамостоятельность, неумение ухаживать за собой (для детей дошкольного старшего возраста);
  • Нарушение или полный отказ от социального взаимодействия. Здесь имеется в виду боязнь и нежелание  любых разговоров, игр и присутствия  людей. Если приходят гости, ребенок может спрятаться и отказаться выходить, может начать агрессировать в сторону родителей, требуя таких же действий от них;
  • Неадекватная самооценка;
  • Отсутствие  эмпатии  у  детей  старшего  дошкольного возраста.  В  возрасте 5-7 лет ребенок уже вполне может понимать чувства другого человека и показывать соответствующую реакцию (жалость, сопереживание и т.п.);

В чем заключаются причины  таких нарушений?  Любого  рода  сильные  стрессы  могут  негативно  отразиться  на  эмоциональной  сфере.  Но  если  не  было  ничего  «страшного»  в  жизни,  то  здесь  причинами  могут  быть  отставание  в  интеллектуальном  развитие  ребенка,  влияние  компьютерных  игр,  фильмов,  которые  просматривает  ребенок.

Родители  могут  сыграть  ключевую  роль  в  становлении  личности  ребенка.  Если  вы  хотите  помочь  малышу  в  этой  области,  то  всегда  обращайте  внимание  на  факторы,  способствующие  развитию  его  эмоциональной  сферы.

Факторы,  которые помогают  развитию  эмоций  ребенка:

  • Живое  общение.  Чтобы  ребенок  понял,  что  такое эмоции,  как  стоит  их  выражать  и  «жить»  с  ними,  он  должен  видеть  наглядный  пример.
  • Раскрытие  сути  эмоции.  Если  ребенок  будет  понимать  суть  ситуации, он  быстрее  сможет  понять  ту  или  иную  эмоцию  и  научиться  ею  пользоваться.
  • Дополнительная  деятельность. Например,  занятия  танцами  способствуют  развитию  эмоциональной  сферы  ребенка  и  в  большей  степени  помогают  испытывать  яркие положительные  эмоции.
  • Игры  на  развитие  эмоциональности. Здесь  хорошо  подходят  игры  сюжетно – ролевой  направленности, например,  классические «дочки - матери». Они учат  ответственности, сопереживанию, радости и т.п.
  • Трудовая деятельность. В  процессе трудовой  деятельности  ребенок  может  испытывать  яркий  спектр  самых  разных чувств:  от  разочарования  от  права  до  радости  от  удачного  выполнения  дела.

Если  родители  будут  уделять  внимание  эмоционально – волевой  сфере  малыша,  то  он  быстрее  освоит  самые  разные  эмоции  и  расширить  их  спектр.  Такая  тренировка  поможет  ему  перейти  от  проявления  простых  эмоций,  такие  как  радость, грусть, к  более  сложным.

Игры  для  дошкольников  на  тренировку  эмоций.

Игры  на  тренировку  эмоциональности  преследуют  несколько  важных  целей.  Так  они  знакомят  малыша  с  самыми  разными  эмоциями,  учат  их  распознавать  в  повседневной  жизни,  обогащают  словарный  запас  за  счет  появления  в  нем  новых  слов – обозначений  чувств,  настроения.  Кроме  того,  в  таких  играх  искусственно  создаются  ситуации  из  реальной  жизни,  благодаря  которым  ребенок  учится  применять  полученные  в  этой  области  знания  на  практике  и  проявлять  определенную  реакцию  в  ответ.

Игры  на знакомство  с  эмоциями и  их  развитие:

«Что  за  эмоция?».  Для  игры  необходимо  подготовить  карточки  с  рисунками  отдельных  эмоций.  Каждый  участник  игры  достает  одну  карточку  из  колоды,  не  показывая  ее  всем  остальным.  Его  задача – изобразить  эмоцию  с  картинки  так,  чтобы  ее  отгадали  другие  участники  игры.  Эмоции  изображаются  с  помощью  жестов,  мимики,  голосовых  интонаций.

«Покажи  свое  настроение».  Ребенку  предлагается  ряд  карточек  со  схематическими  изображениями  отдельных  эмоций.  Он  должен  выбрать  ту,  которая  похожа  на  его  настроение  в  данный  момент.  Далее  можно  попросить  показать  эмоцию,  когда  приходят  гости,  дарят  подарки  и  т.п.

«Встреча  эмоций». Необходимо  подготовить  ряд  карточек  с  противоположными  эмоциями,  например, «радость» и  «грусть». Взрослый  выбирает  одну  эмоцию,  а  ребенок  должен  подобрать  к  ней  соответствующую.  С  детьми  постарше  можно  играть  в  более  сложный  вариант,  когда  эмоции  необходимо  не  просто  найти,  а  нарисовать.

«Телефон  эмоций».  Все  участники  закрывают глаза,  кроме  одного  игрока  и  ведущего.  Ведущий  показывает  эмоцию  без  голосового  сопровождения.  Игрок  «будит»  следующего  игрока  и  показывает  эту  эмоцию  ему  и  так  далее  по  кругу. В конце  игры  можно  спросить  всех  участников,  какую  эмоцию  им  показали  и  как  они  ее передали  дальше.