Консультация «Культура речи воспитателя ДОУ»
консультация на тему
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ: ОО "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 40.9 КБ |
shpargalka.docx | 95.24 КБ |
zvuki_rechi_i_bukvy.pptx | 95.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»
Консультация
«Культура речи воспитателя ДОУ»
(Базовая площадка «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ: образовательная область «Речевое развитие»»
Заседание №2 «Повышение компетентности педагогов ДОУ в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»», МБДОУ д/с № 6, 17.02.2016 г.)
Куса, 2016 г.
Вспомним методические требования к речи педагога ДОУ из курса педагогики:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
«Слово – визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Безусловно, знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Ведь важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружён. Дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Особое значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить эталоном для них.
Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?
В практике воспитатели нередко допускают ошибки при повседневном общении с детьми.
Вот один из примеров. «Катя, надень куклу» или «Одень на куклу платье» — говорит воспитатель детям.
Иногда воспитатель употребляет педагогические, непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.
Нередко взрослый допускает ненужную авторитарность в обращении к детям: “Вова, я тебя сейчас удалю из группы”. Или: “Люба, мне не нравится, как ты сидишь”. Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.
Еще ошибка. Воспитатель часто неоправданно употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Катенька, убери чашечку со столика».
Слайд: Недостатки в речи педагогов:
- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
- ненужная авторитарность («Вова, я тебя сейчас удалю из группы»);
- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Так какой же должна быть воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи.
Так, при разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.
“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.
Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей прачки, которая стирает нам скатерти”.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). “Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”.
3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора.
Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса (действия) у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т. д.).
Однако поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.
При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций.
Например, во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.
В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: “Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно.” Ребёнок соглашается.
Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница, дети улыбаются и быстро справляются с обедом.
4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:
- при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
- обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.
Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов, слов – паразитов.
Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов – эмболов - мусорных слов, нужно стараться не употреблять слова – паразиты такие, как «понимаешь», «вот», «между прочим», убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого»).
Ещё хочется остановиться на такой проблеме, как постановка вопроса. Часто в практике, воспитатели на занятии задают вопрос неверно, не продуманно.
Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например, на занятии по пересказу педагог говорит: “Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? ”
Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно.
5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию. А также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Основой звучащей речи является правильное дыхание. Практикум:
Упражнения для развития речевого дыхания
Упражнение 1.
Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.
Упражнение 2.
Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.
Упражнение 3.
Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.
Упражнение 4.
Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.
Упражнение 5.
Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха - на счет “шесть”.
Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.
Упражнение 6.
Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох - одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.
Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения) .
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей) .
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
В заключение следует сказать, что правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.
Практикум «Проверьте свою грамотность».
Форма организации педагогов – малые группы (по 4 человека).
Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
1.1 Грамматическая правильность.
- Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.
В каком случае используется форма глагола «бегите»?
- Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).
- Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
- Окна занавешены (тюль)
- Лицо скрыто (вуаль)
- Крышу кроют (толь)
- Вымою голову (шампунь)
- Голова покрыта (шаль)
- Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
- Я встала, сняв ребенка с (колени).
- В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
- Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
- Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
1.2 Орфоэпическая правильность.
- Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение, каталог, договор.
- Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.
- Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.
1.3. Лексика.
Исправить предложение:
- Он полный невежа в вопросах искусства.
- Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
- Коля является ведущим лидером нашей группы.
- Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
- Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
- Все дети своевременно выполнили заданное задание.
- Врачиха выписала детям лекарство.
1.4. Орфография.
Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.
Упражнения для развития речевого дыхания
Упражнение 1.
Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.
Упражнение 2.
Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.
Упражнение 3.
Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.
Упражнение 4.
Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.
Упражнение 5.
Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха - на счет “шесть”.
Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.
Упражнение 6.
Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох - одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.
Предварительный просмотр:
Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A | Е | Ё | И | О | У | Ы | Э | Ю | Я |
Согласных букв 21:
Б | В | Г | Д | Ж | З | Й |
К | Л | М | Н | П | Р | С |
Т | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ |
2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.
Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].
4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] - и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).
Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю.
Обратите внимание!
1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.
2) Буквы а и я, о и ё, э и е обозначают соответственно: а и я – звук [а]; о и ё – звук [о], э и е – [э] – только под ударением!
5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
- после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:
Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], сёл [с’о́л], сюда [с’уда́];
- после гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
Например:
1. после гласных: жуёт [жуjо́т], бреют [бр’э́jут];
2. в начале слова: ел [jэ́л], як [jа́к];
3. после разделительных ъ и ь: съел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].
Обратите внимание!
1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!
Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].
2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы].
Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].
3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.
Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].
4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию.
6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
- после гласных и на конце слова – буквой й;
Май [ма́j].
- в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
Ел [jэ́л], як [jа́к].
- на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.
Съел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].
7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
- Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
- Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного:
Мель [м’э́л’];
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось выше, в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A | О | Э | У | Ы | И |
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A | Я | О | Ё | Е | Э | У | Ю | Ы | И |
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
- Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Ы́йя, Ы́ныкган.
- Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Дым [ды́м], тыл [ты́л].
- Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Физик [ф’и́з’ик].
- Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].
- Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Из ириса – [из-ы́]риса.
- Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
- после [ж], [ш], [ц];
Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].
- в некоторых иноязычных словах;
Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].
- в некоторых сложносокращённых словах.
ГЭС, ВТЭК.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
- Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
- не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);
Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].
Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];
В изгнании [в ызгна́н’ии].
- изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Родничок» г.Куса
Звуковая культура речи.
Шпаргалка для воспитателя
Составитель:
учитель-логопед
Уткина Н.В.
2015г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гласных букв 10: Согласных букв 21: 1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные . А Е Ё И О У Ы Э Ю Я Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных , тогда как число букв – 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. 2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные.
Например: сэр [ сэ́р ] и сер [ с’э́р ]. 3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.
[и] - и ( м и лый ). [ ы ] – ы ( м ы ло ). [а] – а ( м а й ) и я ( мо я ). [о] – о ( м о й ) и ё ( ё лка ). [э] – э ( э то ) и е ( м e л ). [у] – у ( к у ст ) и ю ( ю ла ). Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ( [а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв: 1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю . 4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции. 2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я – звук [а]; о и ё – звук [о], э и е – [э] – только под ударением! Обратите внимание!
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук: С я ду [ с’ а́ду ], с е л [ с’ э́л ], с ё л [ с’ о́л ], с ю да [ с’ уда ́]; после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный: Я – [ jа ], е – [ jэ ], ё – [ jо ], ю – [ jу ]. Например: 1. после гласных: жу ё т [ жу jо́ т ], бре ю т [ бр’э́ jу т ]; 2. в начале слова: е л [ jэ́ л ], я к [ jа́ к ]; 3. после разделительных ъ и ь : съ е л [ с jэ́ л ], вь ю н [ в’ jу́ н ]. 5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ ш ] в современном русском литературном языке всегда твёрдые! Шил [ шы́л ], жесть [ жэ́с’т ’], шёл [ шо́л ]. 2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ ы ] . Шил [ шы́л ], жил [ жы́л ], цирк [ цы́рк ]. 3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча , ща , чу, щу , чо , що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [ щ ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие. Чум [ ч’у́м ], (пять) щук [ щ’у́к ], часть [ ч’а́с’т ’], Щорс [ Щ’о́рс ]. 4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию. Обратите внимание!
после гласных и на конце слова – буквой й ; Ма й [ ма́ j ]. в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю , я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного; Е л [ jэ́ л ], я к [ jа́ к ]. на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю , я . Съ е л [ с jэ́ л ], вь ю н [ в’ jу́ н ]. 6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю , я обозначают два звука, первый из которых [ j ] . Неразделительный ь : 1) указывает на мягкость предшествующего согласного: Мель [ м’э́л ’]; 2) выполняет грамматическую функцию. Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода. 7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Как отмечалось ранее, в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков : которые обозначаются на письме 10 буквами : Гласные звуки в ударном и безударном положении A О Э У Ы И A Я О Ё Е Э У Ю Ы И
Гласный [ ы ] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ ы ] возможен в редких заимствованных собственных существительных. Ы́йя , Ы́ныкган . Звук [ ы ] употребляется только после твёрдых согласных. Дым [ ды́м ], тыл [ ты́л ]. Звук [и] употребляется только после мягких согласных. Физик [ ф’и́з’ик ]. Написание буквы и после ж, ш , ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи , ши , ци произносятся как [ жы ], [ шы ], [ цы ] . Гласный [ ы ] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову). Из и риса – [ из-ы ́] риса, без и мени – [ без-ы ́ ] мени 1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных. Дети [ д’э́т’и ], вес [ в’э́с ]. Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными: после [ж], [ ш ], [ ц ] ; Жест [ жэ́ст ], шесть [ шэ́с’т ’], цены [ цэ́ны ]. в некоторых иноязычных словах; Тест [ тэ́ст ], темп [ тэ́мп ]. в некоторых сложносокращённых словах. ГЭС, ВТЭК.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо. 2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ ы ], [у] (буквы и, ы , у, ю ); Мил [ м’и́л ] – мила [ м’ила ́], жил [ жы́л ] – жила [ жыла ́], шут [ шу́т ] – (нет) шута [ шута ́]. Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ ы ] ; В и згнании [в ы згна́н’ии ]. изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ). 3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация "Культура речи воспитателя"
консультация для педагогов...
Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"
Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...
Культура речи воспитателя, какой должна быть речь педагога? Консультация для воспитателей
«Грамматически правильная речь воспитателя» Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основ...
Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...
Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26304283","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...