«Игры – экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности»
методическая разработка по теме

Хаирланамова Флюза Зифиловна

Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключа­ется в том, что они дают детям реальные представления о различ­ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры – экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности»

Мастер-класс для педагогов

Воспитатель: Хаирланамова Ф.З.

Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость  давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.  Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить  положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят  экспериментировать.  Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям

. В дошкольном  возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания.  Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.  В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

 Некоторые дети не любят играть;  они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования  психическое развитие ребенка затормаживается.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Вся  жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в,  то,  же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства...»

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и, поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

доступности содержания игр;

сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

постепенного усложнения игр;

цикличной организации игр.

Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию содержания воспитания культурно- гигиенических умений и навыков:

цикл — «Водичка, водичка»;

цикл — «Я одеваюсь сам»;

цикл — «Так привыкли мы к порядку».

Игры I цикла «Водичка, водичка...»

1. Игра-экспериментирование

«Прозрачная вода»

Цели

Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется).

Сформировать умения и навыки по использованию воды.

Материалы: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Описание

В гости к ребятам приходит Капелька.

Воспитатель. Кто такая капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой — чай.

Воспитатель. Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

Воспитатель. Что мы делаем?

Дети. Переливаем, наливаем воду.

Воспитатель. Что делает водичка?

Дети. Льется.

Воспитатель. Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.

Воспитатель. Что вы увидели? (Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)

2. Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Цели

Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает.

Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Описание

Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку.

Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной.

Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

3. Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели

Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо.

Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материалы: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

Описание

Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.

Воспитатель. Как вы думаете, что будет с полотенцем?

Дети. Оно намокнет, станет мокрым.

Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже мо- гут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук

Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Цели

Получить или закрепить представления, что вода очищает.

Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).

Описание

Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делат руки чистыми.

Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цели

Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства;

Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование

Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание

Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыл


Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.

После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.

6. Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»

Цели

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет.

Поддержать интерес к здоровье- сберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание

Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

Воспитатель. Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.)

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

Воспитатель. Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Можно поиграть в игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)

одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...

"Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности"

Экспериментирование-эффетивный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира...

Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности

Игры-экспериментиравания  в работе с детьми младшего дошкольного возраста....

Использование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Проблемы воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса...

Консультация для педагогов - "Использование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию представлены релаксационные техники, которые могут применяться в течение всех режимных моментов....