проект (развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование)
проект (подготовительная группа) на тему

Лесникова Оксана Ильинична

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования  направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность , скрытую в обычных ситуациях и как инровая деятельность способствует развитию целостной личности. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности  детей, и их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 2 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

\

Проект

«Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

 

Воспитатель: Лесникова О.И.

Актуальность

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие представлений о химических свойствах веществ;
  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Развитие  умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой ; среднесрочный; поисково-исследовательский, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы.

Место проведения: МАДОУ ЦРР  д./ с. №2 

Сроки проведения: ноябрь– декабрь 2016 года.

Формы работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

Этапы реализации проекта

 1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этап. Был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год по экспериментальной деятельности.

3 этап.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».

В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

 Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Один раз в неделю организуется ОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки.

4 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Развлечение «Путешествие по материкам»

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Перспективный план

Ноябрь

1 неделя

Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

Плавающий апельсин.

Цель: Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то предмет плавает, если меньше – то тонет. - глубокая емкость с водой, лучше прозрачная

Материал: несколько апельсинов, емкость.

2 неделя

Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»

Дидактическая игра «Приключение Буратино»

Фонтан из бутылки.

Цель: Познакомить детей с понятием давление. - пластиковая бутылка

Материал:  поднос или тазик, шило, скотч, жидкий краситель, вода

3 неделя

Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Прогулка «Движение воздуха»

Беседа «Знакомство с термометром»

Воздух вокруг нас.

Цель: Закрепление представлений о воздухе и его свойства. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Материал: стакан. вода, бумага, воздушный шарик.

4 неделя

Прогулка «Получаем талую воду»

Беседа «Защитные свойства снега»

Лед вода пар.

Цель: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды.

Материал: вода, стакан, клеенка, бумага.

Декабрь

1 неделя

Экспериментирование «Магнит и его свойства»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Свойства металла»

Свойства веществ.

Цель: Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Материал: деревянная палочка, мел, вода, 2 стакана. пластилин

2 неделя

Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Солнечные зайчики»        

Строение веществ.

Цель: Развитие представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Материал :Речной песок, сахар-рафинад, лупа, по два стакана с теплой водой.

3 неделя

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Надуй шарик.

Цель: Познакомить детей как можно получить углекислый газ.

Материал:  пищевая сода,  воздушный шарик, столовый уксус пластиковая бутылка литровая.

Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

Ожидаемые результаты

  •  Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  •  Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  •  У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Литература:

  1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 2004.
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.
  3. Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.
  4. Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
  6. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения.2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...

Краткосрочный, творческий проект в средней группе. Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Краткосрочный, творческий проект в средней группе.Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

«Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» ( проект для педагогов ДОО)

Аннотация. Описан ход реализации недельного проекта по познавательной деятельности в младшей группе(неделя экспериментирования),приведено тематическое планирование. Даны описания экспериментов с участ...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....

Проект «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование», 2015 г

Проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"...

Краткосрочный проект: "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"

Проект «Развитие познавательного интереса у детей через  экспериментирование»Краткосрочный творческий проект в младшей группе детского сада, тема: «Развитие познавательного инте...