Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
методическая разработка на тему

Коновалова Надежда Валентиновна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.  В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.  

Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

   Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.Ее исторические корни уходят в глубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

 Выбор мною этой темы не случаен. Поскольку нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование  «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.

Основная цель работы  с детьми по театрализованной деятельности:  

Развитие у детей духовно-нравственных качеств посредством театрализованной деятельности.

 Общая цель вывела на постановку следующих задач:

  1. Знакомить детей с историей и культурой своего народа через театрализованную деятельность;
  2. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек;
  3. Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.

Средства реализации задач:

Знакомство детей с историей и культурой своего народа начинаю через знакомство с русскими народными сказками, потешками, колыбельными. Начинаю работу с детьми младшего возраста так как у  детей этого возраста наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно им не только рассказать, но и показать сказку. В группе мы создали театральный уголок, где своими руками и с помощью родителей создали  настольный и теневой театр, театр конусной игрушки. А также костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски.

Шумовые и народные инструменты: ложки, рубель, трещотки ,бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книжки-раскладушки, фигурки животных, игры на развитие мелкой мотрики.

Народно-прикладное искусство. Игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.

Наиболее эффективным  методом работы в духовно-нравственном становлении растущего человека считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.

Основой педагогической технологии в педагогической работе является развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, в защите слабых и обиженных. Так дети с удовольствием принимали участие в постановке сказки Сутеева «Под грибом», где маленькие герои Муравей, Мышонок, Бабочка стали на защиту Зайчика от хитрой Лисы.

  Приняв участие в постановке сказки «Случай в лесу», которую дети показывали для школьников в районной библиотеке, для пожарных дети показали, что нужно слушать родителей, не брать спички и только с помощью друзей можно преодолеть беду.

В сказке С.Я.Михалкова «Кошкин дом» дошколята выразительно изобразили чувства, порождаемые социальной средой (безжалостность, доброта, честность и т.п., их моральная оценка).

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии города, природе, обычаях своего народа, символике, и если ему известны имена тех, кто прославил нашу Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

         Значимость моей работы я вижу в своих воспитанниках отмечая,  что они растут  добрыми, духовно богатыми,  творческими личностями.  И это вдохновляет меня на дальнейшие поиски  моей творческой работы.

         Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе,  позволит решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания. А так же  формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей, обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников   я   выделила три направления:

1. Воспитание гуманных чувств детей.

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма.

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине.

  • приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
  • формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
  • воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.

Все поставленные задачи реализую  в совместной деятельности  с воспитателими, логопедом, инструктора по физическому воспитанию,  родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.

Мною были созданы условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:

1. создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:

- различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации,.

2. подобраны специальные тексты;

3. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

4. в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.

Содержание всех занятий имеет духовно – нравственную направленность. Так в младшей группе –веду работу по воспитанию чувства заботы о слабых,   интерес и бережное отношение к театральным куклам.

В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).

В старшей группе продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников.

У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.

Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

В ОДО стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей, сотрудников и родителей. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.

Регулярно проводятся выступления детей   перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

За последние 3 года были показаны спектакли: «Муха-цокотуха», «Под грибком», «Маша и медведь», «Три поросенка»,«Кошкин дом», «Заюшкина избушка»и др.

 «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности»

 1. Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребёнка. Духовно-нравственное воспитание, основанное на культурных традициях является очень трудным вопросом, особенно если мы говорим о детях - самых маленьких, тех, кто ещё не ходит в школу. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надёжную опору в жизни

2. С рождения ребёнок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить.

3. Параллельно этому должно происходить духовное возрастание, должны закладываться и духовно- нравственные ценности.

 4. Если внимательно относиться к развитию сознания ребёнка, то можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное - любовь.

 5. Я работаю музыкальным руководителем МБДОУ детский сад «Рябинушка» и моя задача через эмоциональное воздействие музыки открывать ребёнку этот мир, постепенно приобщать его к духовной красоте через творческо-театральную деятельность.

 6. Моя работа направлена на развитие эмоций у детей дошкольного возраста посредством интеграции музыкальной и театрализованной деятельности, для этого я использую педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкально- театральной деятельности».

7. Главная цель этого проекта показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности ребёнка, его гармоничного развития.

8. В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», и поэтому заменить развитие эмоциональной сферы ранним интеллектуальным развитием, значит способствовать деформации личности, последствия которой будут проявляться в течение всей дальнейшей жизни.

 9. Таким образом, для ребёнка дошкольного возраста при всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Поэтому в моей работе наиболее ценным является вовлечение и привлечение к театрализованной деятельности, где дети сами являются участниками действий основанные на культурных традициях своего народа, своей местности. 10;11;12;13Вовлекая детей в игру с помощью театрализованной постановки и музыки дети, живут жизнью персонажа, что служит эффективной мотивацией для приобщения дошкольников к культуре на основе духовно-нравственных традиций. В процессе общения с взрослыми у ребёнка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяют ребёнку реально оценить себя, увидеть свои возможности.

14. Свою работу по реализации проекта я строю в рамках Общеобразовательной Программы учреждения, в соответствии с тематическими блоками и возрастом воспитанников, интегрируя область музыкального воспитания в познавательную, коммуникативную и другие образовательные области, также в проекте используются педагогические технологии программы «Истоки и «Воспитание на социокультурном опыте», А.В. Камкин, И.А. Кузьмин.

 15. Цель этой программы: вернуться к первоначальному контексту в понимании детства как одного из важнейших периодов в становлении человека.

16. Задачи: возрождение многовековых традиций России в процессе объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи.

17. Моя работа по духовно - нравственному воспитанию строится на взаимодействии с педагогами, воспитанниками и их родителями.

 18. Я занимаюсь этой работой третий год, постепенно знакомлю детей с духовно-нравственными ценностями. Вовлекаю их в волшебный мир русских православных традиций.

 19. 20.21 Многие праздники стали традиционными и очень любимы, как самими воспитанниками, так и их родителями

 22,23 В рамках этой работы в дети нашего детского сада «Рябинушка» принимали участие в различных фестивалях и конкурсах на районном (Фестиваль детского театрального творчества, 2010,2011,2012гг) и межрайонном Епархиальном фестивале «Пасха Красная», где стали призерами и неоднократными победителями.

24,25 Таким образом используемые мной технологии по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами музыкально- театральной деятельности дают возможность удовлетворить все основные

26 комуникативные потребности дошкольника. Дети получают опыт взаимозаинтересованных отношений с родителями и воспитателями (это происходит во время совместной игры, беседы, участия в праздниках, досугах); в оценке (отклик партнера);в равноправном участии в деле (вместе представляют полученный результат)

 27 Во времена быстрых перемен, подобно нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веря в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятие музыкально-театральной деятельностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое  воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Опыт работы нашего детского сада по театрализованной деятельности...

Программа «Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

1. Анализ ситуацииДанный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса ...

Презентация "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Презентация подготовлена к педсовету " Духовно - нравственное воспитание дощкольников средствами театральзованной деятельности"...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельностиВ повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...