Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
методическая разработка на тему

Коновалова Надежда Валентиновна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.  В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.  

Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

   Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.Ее исторические корни уходят в глубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

 Выбор мною этой темы не случаен. Поскольку нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование  «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.

Основная цель работы  с детьми по театрализованной деятельности:  

Развитие у детей духовно-нравственных качеств посредством театрализованной деятельности.

 Общая цель вывела на постановку следующих задач:

  1. Знакомить детей с историей и культурой своего народа через театрализованную деятельность;
  2. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек;
  3. Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.

Средства реализации задач:

Знакомство детей с историей и культурой своего народа начинаю через знакомство с русскими народными сказками, потешками, колыбельными. Начинаю работу с детьми младшего возраста так как у  детей этого возраста наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно им не только рассказать, но и показать сказку. В группе мы создали театральный уголок, где своими руками и с помощью родителей создали  настольный и теневой театр, театр конусной игрушки. А также костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски.

Шумовые и народные инструменты: ложки, рубель, трещотки ,бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книжки-раскладушки, фигурки животных, игры на развитие мелкой мотрики.

Народно-прикладное искусство. Игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.

Наиболее эффективным  методом работы в духовно-нравственном становлении растущего человека считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.

Основой педагогической технологии в педагогической работе является развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, в защите слабых и обиженных. Так дети с удовольствием принимали участие в постановке сказки Сутеева «Под грибом», где маленькие герои Муравей, Мышонок, Бабочка стали на защиту Зайчика от хитрой Лисы.

  Приняв участие в постановке сказки «Случай в лесу», которую дети показывали для школьников в районной библиотеке, для пожарных дети показали, что нужно слушать родителей, не брать спички и только с помощью друзей можно преодолеть беду.

В сказке С.Я.Михалкова «Кошкин дом» дошколята выразительно изобразили чувства, порождаемые социальной средой (безжалостность, доброта, честность и т.п., их моральная оценка).

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии города, природе, обычаях своего народа, символике, и если ему известны имена тех, кто прославил нашу Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

         Значимость моей работы я вижу в своих воспитанниках отмечая,  что они растут  добрыми, духовно богатыми,  творческими личностями.  И это вдохновляет меня на дальнейшие поиски  моей творческой работы.

         Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе,  позволит решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания. А так же  формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей, обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников   я   выделила три направления:

1. Воспитание гуманных чувств детей.

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма.

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине.

  • приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
  • формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
  • воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.

Все поставленные задачи реализую  в совместной деятельности  с воспитателими, логопедом, инструктора по физическому воспитанию,  родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.

Мною были созданы условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:

1. создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:

- различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации,.

2. подобраны специальные тексты;

3. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

4. в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.

Содержание всех занятий имеет духовно – нравственную направленность. Так в младшей группе –веду работу по воспитанию чувства заботы о слабых,   интерес и бережное отношение к театральным куклам.

В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).

В старшей группе продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников.

У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.

Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

В ОДО стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей, сотрудников и родителей. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.

Регулярно проводятся выступления детей   перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

За последние 3 года были показаны спектакли: «Муха-цокотуха», «Под грибком», «Маша и медведь», «Три поросенка»,«Кошкин дом», «Заюшкина избушка»и др.

 «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности»

 1. Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребёнка. Духовно-нравственное воспитание, основанное на культурных традициях является очень трудным вопросом, особенно если мы говорим о детях - самых маленьких, тех, кто ещё не ходит в школу. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надёжную опору в жизни

2. С рождения ребёнок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить.

3. Параллельно этому должно происходить духовное возрастание, должны закладываться и духовно- нравственные ценности.

 4. Если внимательно относиться к развитию сознания ребёнка, то можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное - любовь.

 5. Я работаю музыкальным руководителем МБДОУ детский сад «Рябинушка» и моя задача через эмоциональное воздействие музыки открывать ребёнку этот мир, постепенно приобщать его к духовной красоте через творческо-театральную деятельность.

 6. Моя работа направлена на развитие эмоций у детей дошкольного возраста посредством интеграции музыкальной и театрализованной деятельности, для этого я использую педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкально- театральной деятельности».

7. Главная цель этого проекта показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности ребёнка, его гармоничного развития.

8. В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», и поэтому заменить развитие эмоциональной сферы ранним интеллектуальным развитием, значит способствовать деформации личности, последствия которой будут проявляться в течение всей дальнейшей жизни.

 9. Таким образом, для ребёнка дошкольного возраста при всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Поэтому в моей работе наиболее ценным является вовлечение и привлечение к театрализованной деятельности, где дети сами являются участниками действий основанные на культурных традициях своего народа, своей местности. 10;11;12;13Вовлекая детей в игру с помощью театрализованной постановки и музыки дети, живут жизнью персонажа, что служит эффективной мотивацией для приобщения дошкольников к культуре на основе духовно-нравственных традиций. В процессе общения с взрослыми у ребёнка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяют ребёнку реально оценить себя, увидеть свои возможности.

14. Свою работу по реализации проекта я строю в рамках Общеобразовательной Программы учреждения, в соответствии с тематическими блоками и возрастом воспитанников, интегрируя область музыкального воспитания в познавательную, коммуникативную и другие образовательные области, также в проекте используются педагогические технологии программы «Истоки и «Воспитание на социокультурном опыте», А.В. Камкин, И.А. Кузьмин.

 15. Цель этой программы: вернуться к первоначальному контексту в понимании детства как одного из важнейших периодов в становлении человека.

16. Задачи: возрождение многовековых традиций России в процессе объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи.

17. Моя работа по духовно - нравственному воспитанию строится на взаимодействии с педагогами, воспитанниками и их родителями.

 18. Я занимаюсь этой работой третий год, постепенно знакомлю детей с духовно-нравственными ценностями. Вовлекаю их в волшебный мир русских православных традиций.

 19. 20.21 Многие праздники стали традиционными и очень любимы, как самими воспитанниками, так и их родителями

 22,23 В рамках этой работы в дети нашего детского сада «Рябинушка» принимали участие в различных фестивалях и конкурсах на районном (Фестиваль детского театрального творчества, 2010,2011,2012гг) и межрайонном Епархиальном фестивале «Пасха Красная», где стали призерами и неоднократными победителями.

24,25 Таким образом используемые мной технологии по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами музыкально- театральной деятельности дают возможность удовлетворить все основные

26 комуникативные потребности дошкольника. Дети получают опыт взаимозаинтересованных отношений с родителями и воспитателями (это происходит во время совместной игры, беседы, участия в праздниках, досугах); в оценке (отклик партнера);в равноправном участии в деле (вместе представляют полученный результат)

 27 Во времена быстрых перемен, подобно нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веря в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятие музыкально-театральной деятельностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое  воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Опыт работы нашего детского сада по театрализованной деятельности...

Родительское собрание в подготовительной группе в нетрадиционной форме «Эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в подготовительной группе  в нетрадиционной форме «Эстетическое  воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Программа «Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

1. Анализ ситуацииДанный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса ...

Презентация "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Презентация подготовлена к педсовету " Духовно - нравственное воспитание дощкольников средствами театральзованной деятельности"...