Мастер - класс "Технология исследовательской деятельности в ДОУ"
материал на тему

Кочубей Оксана Сергеевна

Среди пед. технологий которые используются в работе с детьми можно выделить технологию исследовательской деятельности. Эта технология дает детям реальные представления о различных объектах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ольгинский детский сад»

Мастер  - класс для педагогов

«Технология исследовательской деятельности»

Работу подготовила:

воспитатель Кочубей О.С.

Целью мастер-класса является: повысить уровень профессионального мастерства педагогов  в сфере исследовательской деятельности.

Задачи мастер-класса:
повысить профессиональную компетентность  в планировании исследовательской работы;

развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по исследовательской деятельности;

внедрить новые технологии воспитания.

Здравствуйте,  уважаемые  коллеги! Я представлю  «Технологию  исследовательской деятельности».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности.  Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
  
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения и опыты;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

- классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- использование художественного слова.
Основным методом   исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах.

Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов  как самообучение, самовоспитание саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Структура исследовательской деятельности представлена на слайде.

Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребенке?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ В РЕБЁНКЕ:

- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

  Не будем забывать, что в основу исследовательской деятельности ложится…

- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А какие же навыки развиваются у детей?

- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

- РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА

- УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

-УСИДЧИВОСТЬ

- АККУРАТНОСТЬ

 Но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами:

- трудно найти и сформулировать проблему исследования

-любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат

- нет хорошей материальной базы и многое другое.

Постараемся развеять их, вдруг кот- то из нас еще сомневается.

Как гласит китайская пословица «Расскажи  - и я забуду, покажи  - и я запомню, дай попробовать  - и я пойму.» Усваивается все прочно и надолго, когда слышишь, видишь  и делаешь  сам. Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность.

Для этого нужно разделиться на три группы, каждой группе нужно  будет проделать  свой опыт. У вас на столах  разложены  карточки, где дано название опыта и методика его  проведения, ну и конечно необходимое оборудование. Экспериментирование  будет направлено на получение нового цвета.  

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Экспериментирование с цветом обязательно вызовет у ребенка чувство удивления, восторга, праздника.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1: «ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЦВЕТА»

Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух (несколько цветов) цветов: желтого и синего.

Для этого понадобится:

Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2: «Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

 Для этого нам понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

 В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:

Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по-разному, и могут получиться различные цвета. Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 3: «Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.  Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.  Любуемся и наслаждаемся результатом.

С помощью таких интересных экспериментов перед ребятами откроется красочный мир цветового многообразия.

 Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности  исследовательской  деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках .  Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"

Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»

laquo;Исследовательская деятельность дошкольников»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ мастер – класса «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»

Предполагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и э...

Мастер - класс "Исследовательская деятельность детей"

Данный мастер-класс способствует повышению мастерства педагогов. Вашему вниманию: план, презентация и буклет, которые можно взять как часть, либо целиком для работы с коллегами.Что - то взято у педаго...