ПЛАН-КОНСПЕКТ мастер – класса «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»
материал на тему

Копылова Дарья Александровна

Предполагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

мастер – класс «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»

Воспитатель МКДОУ  «Краснянский детский сад»

                                                                             Копылова Дарья Александровна


Цель. Развитие начальной  компетенции у взрослых, исследовательских способностей и умений. (Слайд 2)

Задачи.

  •  Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности с использованием технологии Савенкова А.И.
  • Познакомить с  пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную  посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.
  • Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
  • Развивать мышления, творческие способности, речь.
  • Учить смело высказывать свои определения.

Подготовка к мастер-классу. Карточки с символическими изображением «методов исследования», карточки с «темой» будущего исследования, ручки, карандаши, листочки бумаги размером А4, макет папки юного исследователя, детские энциклопедии, компьютер, головной убор, мантия, халаты для исследователей.

Словарная работа. Исследование, исследователи, пиктографическое письмо, доклад.

Ход мастер-класса   

- Сегодня мы  будем изучать мир -  как изучают  взрослые учёные; учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает,  что такое исследование? Кто слышал это  слово?

Исследование – это значит узнать, о чём- то больше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем. (Слайд 3)

Я как истинный патриот нашей родины, большое внимание уделяю методикам именно российских ученых. И сегодня хочу вас познакомить с «Методикой проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского государственного педагогического университета. Предполагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

(Слайд 4) Шаг первый – определение темы исследования.

(Слайд 5) Шаг второй – составление плана исследования. (Задача получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследований.

Карточки с обозначением методов:

  • «подумать самостоятельно»
  • «спросить у другого человека»
  • «Наблюдение и эксперимент»
  • «узнать из книги»
  • «посмотреть в компьютере»
  • «обратиться к специалисту» )

(Слайд 6) Шаг третий – сбор материала. (Используется пиктографическое письмо, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов)

(Слайд 7) Шаг четвертый – обобщение полученных результатов.

Шаг пятый – доклад.

Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы с использованием технологии Савенкова А.И. понадобится 8 «добровольцев». Вам предстоит вместе со мной выполнять работу. Остальные  будут участвовать как активные зрители и помощники.

Выбор темы.

- Я вам предлагаю подойти к столу, где лежат пиктограммы с темами исследования и выбрать одну тему для исследования, которая вам интересна.  

При выборе темы   ориентировать  взрослых к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать.

Например, выбранную  карточку с темой «солнце», кладём на середину  образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки (с «темами исследования») убираем.

Составление  плана исследования. Подгруппа  (6-8 взрослых) располагается вокруг несколько составленных вместе столов.

Например, тема нашего исследования  - «Солнце». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о  солнышке и подготовить, о нём сообщение – небольшой доклад. Для  того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную  информацию и  обработать её. Как это можно сделать?

Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование  учёный? (Вопросы обращены ко всей группе взрослых. В ходе коллективного обсуждения они  называют  основные методы: «прочитать в книге»,  «понаблюдать»,  «узнать в интернете» и др. Каждый ответ обязательно отмечаем. После того как, например, кто-то из воспитателей  сказал, что новое можно узнать из книг, положить  перед ними карточку с  изображением этого метода исследования.

  Можно спросить у нас, у  других коллег.  Показываем карточку.

  Провести эксперимент. Показываем карточку. Значит, сделать, что- то   практически.

   А мы можем подумать и самостоятельно? Конечно. Показываем карточку. )

  Вот постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе, - не что иное, как план нашего будущего исследования.  

С чего начать наше исследование?( Взрослые предлагают самые разные варианты. «Подвести» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только взрослые с этим согласились, кладём на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».  Воспитатели делятся информацией по теме исследования «Солнце». )                                                                  

Коллеги – ученые, хотели бы вы узнать дополнительную информацию о солнце? Тогда мы переходим к следующему этапу нашей работы.

Следующий этап – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану. Его надо зафиксировать. Собираемые сведения можно просто запомнить, но, это трудно, поэтому лучше сразу  зафиксировать. Для этого  существует пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы.  Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретённые «на ходу» значки и различные символы.

Мы можем зарисовать схематично, зафиксировать идею. (Например, солнце светит ярко.  Солнце – это звезда. На закате солнце красное, окрашивает облака, воздух).

Сбор материала.

- Я вам предлагаю выбрать карточки с методами исследования и распределиться в пары.

Первая пара с карточкой компьютер – подходят к компьютеру и ищут  информацию про солнце в социальной сети интернет и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.

Вторая пара с карточкой - ученого, спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.

Третья пара с карточкой найти в книге- подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.

Четвертая пара с карточкой эксперимент - подходят к столу и проводят эксперименты предложенные педагогом и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков. 

(Опыты тема «Солнце»

Опыт 1: 

- Говорят, что солнце согревает нашу планету. Как это проверить? Давайте подставим ладошки под импровизированное солнце. Что вы чувствуете? А если убрать ладошки в сторону - чувствуете тепло?  Значит, какой вывод делаем? Прямые солнечные лучи очень горячие, они нагревают предметы, воду в реках, озерах, но они могут вызвать и ожоги на теле, если долго находиться на солнце.

Опыт 2:

Экспериментирование «Все ли предметы нагреваются одинаково?» Воспитатели раскладывают предметы под лампой. Обсуждают результаты).

Опыты тема «Вода»

Исследовать свойства воды

  1. Текучесть. Возьмите тарелочки различных размеров. Налейте водичку на дно маленькой, а затем на дно большой тарелки. Ставьте препятствия на пути потока и следите за тем, как вода справляется с ними.
  2. Принятие любой формы, в которую ее наливаем. Вода не имеет собственной формы. Чтобы убедиться, перелейте воду в различные формы: колбочки, тазики, кувшины, вазочки. Она принимает ту форму, в которую ее вылили.

Опыты тема «Воздух»

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

Опыт №2. «Какой воздух?»

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.)

- План исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы – все участники занятия – готовы к поиску.

Обобщение полученных данных.

- Теперь, когда вся информация получена и зафиксирована, необходимо ее проанализировать и обобщить.  

Теперь собранные  сведения  надо проанализировать и обобщить. Воспитатели возвращаются с полученной информацией и собираются за круглым столом проанализировать и обобщить добытые знания.  Раскладывают на столе свои  записи и пиктограммы и начинают смотреть и рассуждать: что интересного узнали.

Доклад.

Как только информация обобщена, взрослые – ученые выбирают докладчика, надевают на него академический головной убор и мантию и он  делает сообщение.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

- Уважаемые коллеги,

- Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне класс.

- Если это всё вас совсем не тронуло – покажите палец вниз.

- Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, скрестите руки.

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер - класса "Экспериментальная деятельность в детском саду"

Конспект мастер - класса "Экспериментальная деятельность в детском саду" для старшего дошкольного возраста....

Презентация к мастер классу "Эксперементальная деятельность в детском саду"

Уголок эксперементатора в подготовительной группе....

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Прими за правило здоровое питание!" (по методике Савенкова А.И.)

Цель: создание условий для формирования у старших дошкольников представлений о пользе и вреде продуктов питания.Задачи:Образовательные задачи.·...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

«Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И.»

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организац...