Консультация для родителей
консультация на тему

Лаптева Наталья Рафисовна

Чем раньше человек соприкасается с музыкой в своей жизни, тем более ярким и богатым видит он мир вокруг себя, когда взрослеет. Ведь музыка обладает особенной силой: она не только способна украшать жизнь, но и развивает зоркость души, учит чувствовать самые тонкие нюансы. Такие уроки человек запоминает на всю жизнь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklornyy_kruzhok_kak_sredstvo_po.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на собрании

"Фольклорный кружок как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству"

Чем раньше человек соприкасается с музыкой в своей жизни, тем более ярким и богатым видит он мир вокруг себя, когда взрослеет. Ведь музыка обладает особенной силой: она не только способна украшать жизнь, но и развивает зоркость души, учит чувствовать самые тонкие нюансы. Такие уроки человек запоминает на всю жизнь.
Актуальная задача и одновременно серьезная проблема современной музыкальной педагогики состоит в преобразовании процесса формальной учебы в процесс познания творчества и общения. Хорошая, интересная, творческая работа сегодня – это не только повседневная работа и календарные праздники, но и интересные встречи, творческие объединения, мастер-классы, и, конечно же, концертная деятельность.
Так возникла идея создания детского творческого коллектива. Но по какому направлению работать? Что нужно современному ребенку? Ответов много, направлений также. Это и вокальный ансамбль, танцевальный коллектив… Но есть еще и игра на музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Далее опять идет дилемма – какие инструменты, какой оркестр? Опять выбор за руководи-телем... Ответ нашелся быстро, так как в недалеком прошлом при общении с воспитательницей нашего ДОУ ею была выдвинута мысль о создании ансамбля ложкарей.
Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Еще в ХVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своем творчестве ложки. На них играли веселые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к их ручкам. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Далее снова возникла проблема… Хочется, чтобы в ансамбле играли не только мальчики, а ведь ложки – это «мужское» занятие. Тогда нашлось следующее решение: мальчики будут аккомпанировать, а девочки - петь.
Детский оркестр или фольклорная группа является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха у детей, их наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке. Поскольку дошкольник не знаком с нотной грамотой, он учится играть на слух, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных музыкальных способностей.
Полноценное исполнение музыкального произведения возможно тогда,когда ребенок:
• воспринимает и понимает характер музыки, что возможно при наличии общих исполнительских умений (эмоциональная отзывчивость на музыку);
• осуществляет поиск адекватных средств выражения, что требует специальных исполнительских умений. 
В этом случае можно говорить о выразительности исполнения музыки – живом, ярком отражении настроения, переживания, характера музыкального образа. Если ребенок понимает музыкальный образ на уровне эмоционального переживания характера этого образа, возможна целостность выразительности исполнения и техники исполнения.
В процессе работы над музыкальным произведением у детей развиваются умения творческого ансамблевого музицирования, дети учатся взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, развивается умение слушать партнера.
Так возник педагогический проект «Фольклорный кружок как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству».
Проблема проекта: снижение интереса к народному фольклору, к активному исполнительству.
Участники проекта: музыкальный руководитель и воспитанники старшей группы ДОУ.
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Срок реализации: 1 учебный год.
Цель: повышение интереса к русскому народному творчеству через развитие специальных исполнительских умений воспитанников; выразительное исполнение музыкальных произведений перед аудиторией.
Задачи:
1.Познакомить с песенным творчеством русского народа, сформировать устойчивый интерес к народной песне.
2.Создать условия для развития творческой инициативы в исполнении песен и оркестровых партий, умения взаимодействовать в коллективе.
3.Совершенствовать педагогическое мастерство руководителя кружка.
4.Создать у детей мотивацию к продолжению музыкального творчества.
Ожидаемый результат: 
1.Создание фольклорного кружка «Журавушка».
2.Развитие умений положительного сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
3.Популяризация русского народного творчества, в частности, песенного фольклора и игры на ложках.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь)
II этап – основной – реализация проекта (октябрь – апрель)
III этап – заключительный (май)

Содержание I этапа:
• разработка тематического планирования;
• набор детей в кружок (10 человек – 5 мальчиков и 5 девочек);
• диагностика детей (ладовое чувство, звуковысотный слух и чувство ритма);
• знакомство с музыкальными инструментами (ложками) и приемами игры на них («маятник», «лошадка», традиционный «взрослый» и т.д.);
• разработки постановок номеров (партия ложек для мальчиков, танцевально-ритмические движения для девочек).

На II этапе началась работа фольклорного кружка. Занятия кружка проводились 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25-30 мин.
Все песни исполняются под аккомпанемент аккордеона, т.е. необходимо, чтобы музыкальный руководитель (если он – пианист) владел навыками игры на народном инструменте для наиболее точной интерпретации народной музыки.
При разучивании партий педагог пользуется приемами показа и объяснений. Каждому ребенку предлагается повторить партию, с каждым ребенком проводится небольшая индивидуальная работа по исправлению ошибок. Тому, у кого партия получается лучше, предлагается встать перед всеми, чтобы дети могли координировать свои действия с его действиями. 
При этом накапливается опыт положительных образцов для подражания, способствующий развитию положительных взаимоотношений, развивается умение самостоятельно действовать в совместном музицировании. 
Кроме того, каждая репетиция – это подготовка к выступлению, это воспитание культуры исполнителя – это осанка, это взгляд, это улыбка. Педагог акцентирует, обращает внимание каждого ребенка на то, как он выглядит, исправляет и дополняет. 

Кружковые занятия в период с октября по май строятся таким образом:
1.Повторение предыдущего музыкального репертуара 
2.Работа над текущим музыкальным произведением:
• повторение «трудных» мест в партиях;
• индивидуальная работа по фразам;
• подгрупповая работа по фразам;
• групповая работа по фразам;
• в процессе работы над произведением варианты заданий (движения, приемы игры, ритм) могут изменяться - усложняться или упрощаться - это связано с тем, как дети справляются с поставленными перед ними задачами;
• разучивание или повторение слов песни;
• упражнения для снятия напряжения (при необходимости) 
3.Знакомство с новым произведением (не на каждом занятии):
• анализ содержания песни, исполнение песни педагогом, словарная работа, т.к. некоторые русские слова вышли из повседневного употребления;
• показ партий ложек и танцевальных движений, если дети желают, то можно повторить вместе с ними.
На II этапе также были запланированы и проведены выступления детского коллектива, т.к. дети, справившись с поставленными перед ними целями и задачами, были готовы и выражали желание выступать.

На заключительном этапе проекта мы провели итоговое мероприятие – это выступление кружка «Во саду ли…» на родительском собрании. 

В результате реализации нашего проекта родился сплоченный творческий коллектив на хорошем профессиональном уровне (для детей такого возраста). Это было отмечено и воспитателями, и родителями, и заведующим детского сада, присутствующими на собрании. 
Задачи, поставленные в начале проекта, выполнены, цель достигнута. Но самое главное, это то, что дети, которые были часто невнимательными, рассеянными, заторможенными или, наоборот, гиперактивными, стали настоящими артистами, активно воспринимающими информацию и проявляющими интерес ко всему новому. Ведь дошкольный возраст – это благодатная почва, в которую нужно бросить зерна успеха.

Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». Методический комплект программы «Детство». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2012. 
2. Детский сад: Будни и праздники: Методическое пособие для работников до-школьных образовательных учреждений. – М.: Изд-во «Линка-Пресс». - 2006. 
3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...