План по самообразованию на 2016-2017 учебный
учебно-методический материал на тему

Рябова Т.А

 

Тема: Познавательно-речевое развитие детей

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

 

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь-Ноябрь

Дидактические и словесные игры.

Дидактические игры, Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». и .т.д

Декабрь-Январь

Работа по составлению (придумывание) загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

Март-Апрель

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Картотека

« Театральных игр» 

Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Пальчиковые игры

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1252606.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на 2016-2017  учебный год.

Тема: Познавательно-речевое развитие детей

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

 

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь-Ноябрь

Дидактические и словесные игры.

Дидактические игры, Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». и .т.д

Декабрь-Январь

Работа по составлению (придумывание) загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

Март-Апрель

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Картотека

« Театральных игр»  

Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Пальчиковые игры

 

 

 

 

 

                                                     

                                                 Памятка для родителей «Играйте вместе с нами»

Игры по развитию речи.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

 Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

 Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.  Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Попробуйте поиграть с ребёнком  в предложенные ниже игры :

Так бывает или нет?

Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Обращаясь к детям, родитель объясняет правила игры: «Сейчас я буду тебе о чем-то рассказывать. В моем рассказе ты  должна заметить то, чего не бывает.  После того как я закончу, скажи, почему так не может быть.

Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с тобой выходим на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало. «Давай сделаем для птиц скворечники!» — предложил папа. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело».

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления ребенка о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.

Например:

«Бюро путешествий»

 Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

 Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

 Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

 Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Чем закончилось?»

 Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

                                                                                 Консультация

«Использование загадок как средство формирования выразительности речи"

Исследовaния психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороныречи. Образная речь является составной частью культуры речи. Формировaние образной речиимеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности: - наличие представлений у детей о средствaх выразительности; - понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении; - понимание и овладение переносным значением многозначных слов; - способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности; - использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); - владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; - умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов); - использование в речи синонимов и антонимов; - осознание обобщенного смысла. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры.Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формируетумение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи. Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром? Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым(педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности. Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.). Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений. Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны: - употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов); - сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена; - многозначность слова; - применяются эпитеты и сравнения. В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства. Условия отгадывания: - системность в наблюдении (за листьями, за ягодами); - понимание содержания загадки; - обучение объяснению и доказательству отгадки; - проведение опыта (например, снег); - дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано»); - непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет). Приемы отгадывания: - выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа; - сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможныех между ними связей, т. е. проведение синтеза; - на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода(умозаключение, т. е. отгадывание загадки.