Главные вкладки

    План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
    материал на тему

    Савченко Татьяна Юрьевна

    Название «Путешествие в мир красок и фантазии»

    Задачи:

    Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

    Сформировать у детей технические навыки рисования.

    Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

    Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Месяц

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Работа с социумом

    Сентябрь

    Область Коммуникация Беседа «Осенняя палитра»

    Область  Художественное творчество  + Область Познания  Знакомство с нетрадиционным материалом для рисования пальчиками.

    Область Физическая культура Знакомство с  релаксацией  «Я художник».

    Область Музыкаиспользования музыкальных композиций на занятиях.

    Область Труд изготовление материала для нетрадиционного рисования.

    Область СоциализацияРисунки для оформления группы.

    Область БезопасностьУроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

    Область Чтение художественной литературы. Знакомить с художниками и живописью.

    Область Здоровье Беседа. «Что одену я осенью».

     

     

    Консультация «Предметы, которые помогают ребенку рисовать, открывая новое»

    Подготовка к выставке поделок «Сударыня-картофелина»

     

    Консультация «Одежда детей осенью»

    Анкетирование

    Буклет Новое в рисовании или нетрадиционные материалы в рисовании, как  они развивают  детей

     

    Октябрь

    Область Коммуникация Беседы об осени просмотр слайдов «Осень наступила».

    Область  Художественное творчество «Осень на опушке краски разводила…» нетрадиционные техники в рисовании пальчиками.

    Область Физическая культура   релаксация  «Я художник».

    Область Музыкаиспользования музыкальных композиций на занятиях.

    Область Познания Знакомство с рисованием нетрадиционная техника пальчиками рисуем Музыку

    Область Труд изготовление материала для нетрадиционного рисования.

    Область Социализация оформление выставки рисунков «Осень на опушке краски разводила…»

    Область БезопасностьУроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

    Область Чтение художественной литературы произведения об осени

    Область Здоровье.  Вылечим зайчонка нетрадиционные техники в рисовании пальчиками

     Родительское собрание Цель собрания: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

    Фотовыставка или выставка поделок «Сударыня-картофелина»

     

     

    Праздник «День дошкольного работника».

     Создание странички на сайте ДОУ

    Пригласить на выставку  учителей лицея, школ.

    Ноябрь

    Область Коммуникация Беседы «Осень наступила».

    Область  Художественное творчество + Область Познания Знакомство с рисованием нетрадиционная техникатрафарет, печать. «Домик»

    Область Физическая культура релаксация  «Я художник».

    Область Музыка использования музыкальных композиций на занятиях.

    Область Труд подготовка трафаретов к рисованию

    Область Социализация сюжетно - ролевая игра Мастерская художника.

    Область Безопасность+Область Здоровье  Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

    Область Чтение художественной литературы. Листопадничек Мамин Сибиряк

     

    Буклеты «Подарки на новый год своими руками».

     

    Индивидуальная беседа с родителями

     Презентация темы «Нетрадиционные техники в рисовании и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Консультация на сайте  «Великие художники»

    Декабрь

    Область Коммуникация+ Область Познания+Область Чтение художественной литературы. Продолжаем знакомить с живописью и  художниками. “Составление описательных рассказов по картине»

    Область  Художественное творчество «Зеленая красавица» нетрадиционная техника в рисовании трафарет.

    Область Физическая культура

    Область Музыка использования музыкальных композиций на занятиях.

    Область Труд подготовка материала  к рисованию

    Область Социализация повторить сюжетно - ролевая игра Мастерская художника.

    Область Безопасность+Область Здоровье Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

     

    Консультация

    Собрание «Новогодние заботы»

    Новогодний утренник

     

    Поздравление на сайте

    Январь

    Область Коммуникация “Составление описательных рассказов по картине»

    Область  Художественное творчество + Область Познания  Знакомство с рисованием нетрадиционная техника Тычка

    Область Физическая культура

    Область Музыка использования музыкальных композиций на занятиях.

    Область Труд рисование на снегу

    Область Социализация сюжетно ролевая игра Профессия художник

    Область Безопасность+Область Здоровье Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

    Область Чтение художественной литературы. Чтение стихотворений о зиме

     

    Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка»

    Консультация

    Семинар-практикум

    «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

    и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Консультация на сайте

    Февраль

    Область Коммуникация Беседа о зиме просмотр слайдов о зиме.

    Область  Художественное творчество «Береза в снегу» нетрадиционная техника в рисованииТычка

    Область Физическая культура +

    Область Музыка использования музыкальных композиций на занятиях.

    Область Познания профессии пап

    Область Труд на участке детского сада убрать снег со скамеек, с дорожки.

    Область Социализация сюжетно- ролевая игра Дом

    Область Безопасность+ Область Здоровье Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

    Область Чтение художественной литературы. Стихотворение «Белая береза» Есенин

    Консультация, «Какую роль в семье играем мужчина»

    Праздник для пап

    Газета для папа «Папы очень нам нужны».

    Выставка детских рисунков: «Рисуем вместе с папой»

    Обмен опытом

    Поздравление на сайте

    Выставка на сайте детских  работ  «Береза в снегу» нетрадиционная техника в рисовании Тычка

    Март

    Область Коммуникация+Область Познания+ Область Чтение художественной литературы.   Беседа о женских профессиях, чтение рассказов о женщинах, рассматривание альбома, создание фотоколлажа.

    Область  Художественное творчество  «Подарок маме» (украшение на платье)  нетрадиционные техники рисование мыльной пеной

    Область Физическая культура +

    Область Музыка прослушивание музыки о весне, песни о мамах, бабушках.

    Область Труд ручной труд Корзинка для мамы

    Область Социализация сюжетно ролевая игра Семья

    Область Безопасность+Область Здоровье Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

     

    Консультация

    Праздник для мам

    Выставка рисунков «Подарок маме».

    Подготовка для создания фотоколлажа Моя любимая мамочка.

    Создания фотоколлажа Моя любимая мамочка.

    Мастер класс «Создание галереи творчества».

     

    Апрель

    Область Коммуникация+ Область Познания+Область Чтение художественной литературы. Беседа  «Поговорим о космосе», чтение энциклопедии о космосе, использование  счетного материала в ФЭМП тема Космос, просмотр фильма о космосе. 

    Область  Художественное творчество Космос нетрадиционные техники рисование нитями

    Область Физическая культура упражнения Космонавты

    Область Музыка прослушивание композиций Музыка космоса.

    Область Труд, ручной труд, изготовление из бумаги ракеты

    Область Социализация сюжетно ролевая игра Космос

    Область БезопасностьОбласть Здоровье Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

     

    Консультация «Что мы знаем о космосе, о космонавтах».

    Фотовыставка «Космос как вселенная»

    Выставка на сайте детских  работ Космос нетрадиционные техники рисование нитями

    Май

    Область Коммуникация. + Область Познания.+Область Чтение художественной литературы.  Предложить детям рассмотреть содержимое коробки. Обсудить, что можно нарисовать этими предметами.

     Беседы по теме «День победы»,  просмотр фильма о войне, чтение произведений о войне. Рассматривание фотографий по теме.

    Область  Художественное творчество «Спасибо, деду за победу!» (цветы) нетрадиционные техники рисованием  тычка

    Область Физическая культура соревнования по подгруппам

    Область Музыка  прослушивание записей о войне

    Область Труд ручной труд танк из спичечных коробков.

    Область Социализациясюжетно ролевая игра Военные

    Область Безопасность Область Здоровье Уроки безопасности, как правильно и безопасно  пользоваться предметами для рисования.

     

    Собрание «Наши достижения».

    Физкультурный досуг (Соревнования между группами)

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 с.Заветное.

    ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

    ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

    Выполнила:

    Воспитатель

     Савченко Т.Ю.

    2016г

     

    Содержание работы.

    Введение.

    Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.

    1.1.Понятие нетрадиционного рисования.

    1.2.Нетрадиционные        приемы рисования.

    Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.

    2.1.        Нетрадиционные техники рисования в игре, на занятиях.

    2.2.Нетрадиционные материалы в рисовании.

    2.3.Взаимодействие        детского сада с семьей.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

    ВВЕДЕНИЕ

    Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

    Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

    Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности, ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

    Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

    Творчество ребенка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Следует постепенно, умело вводить ребенка в мир воображения, очень важно нацелить на творческую, оригинальную деятельность.

    Несформированность графических навыков и умений мешает выразить в рисунке задуманное, адекватно изображать предмет объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

    Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

    Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, вызывает огромный интерес к изобразительному искусству.

    Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

    Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, увлекает детей.

    Актуальность исследования определяется интересом к изучению нетрадиционного рисования, как результата познания эмоционального мира ребенка;

    разнообразием и вариативностью работы с детьми; новизной обстановки, интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что помогает не допускать однообразие и скуку.

    Данной проблемой в изодеятельности занимаются такие ученые, как Е.Е. Кравцова, Лыкова, которые считают, что в рисовании важен результат, а не

    процесс, следует развить у ребенка чувство прекрасного, способность получать наслаждение от данного вида работы, дать свободу, чтобы занятие стало творчеством.

    Цель данной работы - исследовать различные нетрадиционные техники и приемы рисования. Объект исследования - изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования - рисование нетрадиционными способами.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1.        Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

    2.        Раскрыть понятие « нетрадиционное рисование»;

    3.        Рассмотреть различные способы и техники нетрадиционного рисования;

    4.        Создать выразительный образ с помощью нетрадиционных техник рисования;

    5.        Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

    Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методы и приемы исследования:

    1.        Анализ литературы;

    2.        Изучение психолого-педагогической литературы;

    3.        Наблюдение;

    4.        Изучение продуктов деятельности;

    Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.

    1.1.Понятие нетрадиционного рисования.

    «Мир будет счастлив только тогда,

    когда у каждого человека будет

                                                                                                   душа художника.

    Иначе говоря,

    когда каждый будет находить

     радость в своём труде».

    Роден.

    Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует всё, что слышит и знает, даже запахи. Дети одного возраста на континентах в своих рисунках обязательно проходят одни и те же стадии: «каракули», «прозрачность», «добавочные носы детской логики». Их фантазия удивительно схожа.

    Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни, развитие навыков рисования прекращается в раннем возрасте. Если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах.

    Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Изобразительная деятельность - один из немногих

    видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

    Каждый ребёнок по своей природе - творец. Творческие возможности детей находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие творческие наклонности.

    Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность.

    В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

    Традиционные программы не развивают воображения, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

    Программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки» открывают новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом:

    1. Приобщать детей к наблюдению за действительностью;

    2.        Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника;

    3.        Формировать наблюдательность и внимательность;

    4.        Предоставить свободу в отражении - доступными для ребёнка художественными средствами - своего видения мира.

    Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится,- немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище...

    Ребёнок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, так же предстаёт целостным, то есть цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.

    Если педагог стремится развивать ребёнка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной на всё новое, удивительное, яркой душой ребёнка.

    Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.

    Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.

    Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

    Рисование- это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки- инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

    Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.

    Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

    Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

    Используя новые и интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать свою точку зрения на окружающий мир и даём возможность самореализации, реализации творческого потенциала.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

    Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Необходимо создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие напряжения и скованности, знакомство с нетрадиционной техникой рисования, развитие интереса к цвету, краскам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.

    Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

    Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

    Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.

    Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть различные эмоциональные состояния, тяжелее научиться выражать себя в изобразительной деятельности.

    Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования :хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.

    Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лепка на полу, под столом, на полу, на кусочке дерева, на листе... Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.

    Учёными изучено и освоено более 30 различных техник рисования:

    -        техника тычка,

    -        рисование пальчиками,

    -        рисование ладошкой,

    -        оттиск пробкой, печатками, ластиком,

    -        оттиск поролоном, пенопластом,

    -        оттиск смятой бумагой,

    -        обрывание бумаги,

    -        скатывание бумаги,

    -        рисование восковыми мелками и акварелью,

    -        рисование свечой и акварелью,

    -        монотипия приоритетов,

    -        монотипия пейзажная,

    -        кляксография,

    - набрызг,

    -        тиснение,

    -        тычкование,

    -        цветной граттаж,

    -        чёрно- белый граттаж,

    -        рисование акварельными мелками,

    -        рисование нитками,

    -        рисование с помощью мыльных пузырей,

    -        рисование пластилином,

    -        рисование солью,

    -        рисование опилками.

    Нетрадиционные приемы рисования.

    Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат этической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, актер, индивидуальность.

    Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться зажать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

    Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в создании красоты, то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность».

    Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего возраста, я использую традиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

    Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

    Какие нетрадиционные способы рисования используются в нашем детском саду?

    КЛЯКСОГРАФИЯ, РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ, СОЛЬЮ, МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ, РАЗБРЫЗГИВАНИЕМ, ПЛОТНОЙ БУМАГОЙ, И Т.Д.

    Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе... На листочке дерева, на газете... Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект - Я. Ничем не замутненная радость, удовлетворения от того, что и «это сделал Я - все это мое!».

    Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво.

    Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования - рисование СОЛЬЮ. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочив его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда- нибудь. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

    Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали - и рисунок готов.

    Рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают (как бы вдыхают) краску и так же осторожно выдувают ее на лист бумаги. Малышам работу можно облегчить и сделать ее более безопасной - налить чуть-чуть краски на лист бумаги, и пусть они дунут на нее из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеивают соответствующую картинку, а пальцем дорисовывают все необходимое: звезды, если это космический пейзаж; цветы и мордочки животных, если это лес.

    А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, руками, пальцами, зубной щеткой, помадой, ступнями... Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость- радость творчества, удивления  единения с нашими воспитанниками.

    Глава 2. Применение нетрадиционной техники рисования в практической деятельности.

    2.1.Нетрадиционная техника рисования в игре, на занятиях.

    Ребенок начинает исследовать любую реальность собственными руками. Но далеко не все знают, как пройти с ребенком путь от простого рисунка к монументальной форме.

    Для каждого малыша в любом возрасте мир, в котором он живет, должен стать необычным, потому для него важен и нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

    Я выбрала направление в своей работе - использование в рисовании нетрадиционных техник:

    •        ладошками;

    пальчиками;

    •        печатками;

    •        палочками;

    •        листьями;

    •        мыльными пузырями;

    •        восковыми мелками;

    •        зубными щетками;

    •        на мокрой бумаге;

    •        на стекле и т.д.

    Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

    Такие занятия - импровизация и игра должны стать устойчивым увлечением каждого ребенка.

    Во второй младшей группе много было проведено занятий по рисованию на тему: «В гости уточка пришла», с использованием техники рисования тычок. Перед нами были поставлены следующие задачи:

    -        продолжать учить детей рисовать методом тычка; умении подбирать цвета, правильно держать кисть;

    -        расширять знания о времени года, о птицах;

    -        прививать интерес к поэтическим произведениям.

    В группе была создана доброжелательная спокойная обстановка. Занятие проходило под музыкальное сопровождение с выполнением различных танцевальных упражнений, игр, рассказыванием стихотворений. С поставленными задачами справились, дети охотно выполнили предложенные им задания.

    На этой возрастной группе проводилось занятие «Петушок» по рисованию с использованием техники рисования пальчиком Детям представилась возможность испачкать пальцы, зная, что им за это не будут делать замечания.

    Главное в рисовании - это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному «шедевру», а положительные эмоциональные состояния очень важно для любого вида деятельности, так как составляет основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

    А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, необходимо поддерживать и развивать интерес к изобразительному творчеству.

    Проходя путь от простого к сложному: от рисования методом тычка, пальцами, ладошкой, оттиском пробки штампами, ватными палочками к рисованию более сложными способами - спичечными коробками, пластилином, методом обрыва, скатывание бумаги, дети овладевают приемами рисования, с удовольствием выполняют задания, проявляют инициативу помочь друг другу, вносят что-то новенькое в свои детские «шедевры».

    На средней возрастной группе было проведено комплексное занятие по произведению «Кошкин дом», но задачи усложнились, предлагалось одновременно несколько техник рисования: рисование с помощью спичечных коробков, рисование пластилином, рисование методом обрыва. Дети проявили творческое отношение к работе, наблюдался дружный и сплоченный характер группы, чувствовалась серьезность, самостоятельность, отзывчивость, аккуратность в выполнении заданий.

    Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и воспитывают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

    В раннем возрасте закладывается фундамент личности, потому нужно зажечь огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получил удовольствие от общения с красками, радовался результатам своего труда.

    Дети учатся замечать оттенки цветов, строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он познает свое настроение и радует нас великолепными произведениями.

    Каждый должен иметь право, возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, пастель, восковые свечи, мелки, пластилин, бросовый материал. Всему этому материалу необходимо находиться в доступном месте для ребенка. Выбор должен принадлежать ребенку.

    Имея опыт рисования различными способами, дети сами предлагают метод рисования, стоит только предложить тему.

    Нетрадиционная техника рисования открывает возможность развития у детей творческих способностей, фантазию, воображение.

    В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители - ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе - радость и теплота.

    2.2. Нетрадиционные материалы в рисовании.

    Развивающая среда по рисованию.

    Для развития творческих возможностей, фантазии, интереса изобразительному искусству создана богатая развивающая среда:

    •        сухие листья;

    •        зубные щетки;

    •        ластик с изображением;

    •        гусиные перья;

    •        пробки;

    •        печатки;

    •        шаблоны;

    •        пенопласт;

    •        смятая бумага;

    •        палочки;

    •        уголь;

    •        салфетки;

    •        печатки из овощей и дерева;

    •        восковые мелки;

    •        пастель;

    •        акварельные мелки;

    •        тычок;

    •        пробки;

            мыльные пузыри;

    •        нитки.

    Разнообразная развивающая среда позволяет детям делать выбор в рисовании, открывает возможность творить по-своему по-детскому, а не по указанному шаблону.

    Используя на занятиях нетрадиционные техники и материалы, заметила, что дети с удовольствием и увлечением выполняют разного рода упражнения, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, сильными и уверенными. Рисунок сделанный руками детей - это успех от сознания того, что я могу сам!

    2.3.Взаимодействие детского сада с семьей.

    Семья и дошкольное учреждение - два важных института социологии детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

    Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

    Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценности ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

    Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это

    взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

    Родителям были предложены консультации по рисованию нетрадиционными способами:

    •        Живопись с помощью пальцев рук;

    •        Живопись с помощью ступней и пальцев ног;

    •        Рисование нетрадиционными способами;

    •        Подружись с карандашом.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

    Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей, выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа.

    Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего нравственного, трудового и умственного развития детей, выступает как эмоционально-насыщенная активизирующая все процессы (внимание, представления, воображение, мышление) деятельности.

    Изучением данного вида работы занимались многие педагоги прошлого: Фребель, Я. Коменский, но и в настоящее время изодеятельность не утратила воспитательного значения.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития и развития знаний эстетического восприятия. В процессе работы у ребенка совершенствуется наблюдательность, художественный вкус, творческие способности; развивается зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки.

    Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.

    Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

    Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

    Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

    Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки, листья деревьев, травы, целлофан, ластиковые штампы, печати, соломка, губка, пенопласт, тычок, зубочистки, ватные палочки любопытны детям как игра с неизвестным, это занимает их, вовлекает в творческий процесс.

    В ходе исследования были выявлены следующие нетрадиционные способы рисования:

    •        рисование пальчиками, ладошкой;

    •        рисование восковыми мелками, свечей;

    •        рисование с помощью пробки;

    •        рисование с помощью штампов, печатей;

    •        оттиск листьев;

    •        оттиск пенопласта;

    •        рисование по мокрому;

    •        рисование мыльными пузырями;

    •        рисование нитками;

    Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка; самоценным является не рисунок, а развитие личности; формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

    Нетрадиционные методы рисования раскрывают у детей логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Используя нестандартные техники рисования в своей деятельности, ребенок не просто переносит, что запомнил, у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему; из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1.Дошкольное        воспитание, №11, 2006г.

    2.Дошкольное        воспитание, №2, 2004г.

    3.Дошкольное        воспитание, №3, 2001г.

    4.Дошкольное        воспитание, №2, 2002г.

    5.Дошкольное        воспитание, №8, 2002г.

    6.Дошкольное        воспитание, №24,2001г.

    7.Дошкольное        образование, №33- 34, 2004г.

    8.Дошкольное        образование, №11, 2003г.

    9.Дошкольное        образование, №22, 2005г.

    10.Дошкольное        образование, №22, 2004г.

    11 .Дошкольное образование, № 17,2002г.

    12.Казакова        P.P. «Рисование с детьми дошкольного возраста», 2004г

    13.Комарова        Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности», 2001г.

    14.Лыкова        И.А.Программа художественного воспитания, и обучения детей.

    15.Мери        - Энн. Колл «Дошкольное творчество» Минск, 2005г.

    16.0бруч, №3, 2006г.

    17.Обруч, № 2, 2004г.

    18.Ребенок        в детском саду, №4,2004г.

    19.Ребенок        в детском саду, №3, 2007г.

    20.        Утробина К.Г. Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» М, 2004г.

    21.Фатеева        А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль,2006г

    Приложение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план работы по нетрадиционному рисованию в 1 младшей группы на 2013-2014

    план занятий на учебный год, техника рисования, темы занятий....

    Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во II младшей группе

    Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию...

    Перспективный план по теме: "Нетрадиционное рисование во второй младшей группе"

    В плане подобраны темы НОД с использованием разнообразных техник рисования ....

    Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе

    Перспективный план работы по нетрадиционному рисованиюво II младшей группе       Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но дал...

    Перспективный план кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» на 2018-2019 учебный год

    Представлен перспективный план кружка по нетрадиционному рисованию для детей среднего возраста. План разработан в соответствии с тематическим планированием....