Проектная работа Вокальное искусство и дыхательные игры-упражнения как средство развития здоровьесберегающих
проект на тему

Мифтахова Юлия Геннадьевна

Проектная работа

Вокальное искусство и дыхательные игры-упражнения как средство развития здоровьесберегающих 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 03_nash_proekt_16_god.docx60.91 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

                             Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

Вокальное искусство и дыхательные игры-упражнения как средство развития здоровьесберегающих технологий

 

                                                             Выполнили:

                                       Антонова Светлана Николаевна,  музыкальный      

                                       руководитель  первой квалификационной категории

                                            МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»  

                                            Алексеевского МР РТ;

                                            Ахметова Альбина Мефодьевна,  музыкальный        

                                            руководитель МБДОУ « Детский сад№1»        

         комбинированного вида п.г.т.Уруссу

                                            Ютазинского МР РТ;

 Мифтахова Юлия Геннадьевна, музыкальный        

 руководитель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Подсолнушек» Высокогорского МР РТ;

 Мустафина Вероника Михайловна, музыкальный

                                            руководитель МАДОУ «Детский сад № 139 »

г. Казань;

   Прохорова Наталья Васильевна, музыкальный  

   руководитель,  первой квалификационной  

   категории   МБДОУ  «Детский сад №3 «Эллюки» г.  

 Набережные  Челны

                                                                                                                                                   

Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей  ДОО по проблеме  «Актуальные вопросы музыкального обучения, воспитания и развития в дошкольной образовательной организации в свете ФГОС ДО»

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

Исламова Г.Г.,  старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО

                                                         __________________«___________» 2016г.г.

                                                 

                                             Казань – 2016

Оглавление

Содержание

стр

Введение

3

1.Актуальность проекта

4

2.Цели и задачи проекта

5

   2.1 Цель проекта

5

   2.2 Задачи проекта

5

   2.3 Целевая группа проекта

5

3. Проектное решение

5

4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

6

5. Программа проектных мероприятий

6

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

10

7.Риски реализации проекта

10

Заключение

11

Список использованных документов и источников информации        

12

Приложение 1

13

Приложение 2

15

Приложение 3

17

Приложение 4

20

Приложение 5

23

Введение                                                      «Здоровье – это драгоценность, и,

 при том, единственная, ради

                                                                      которой стоит не жалеть времени,

                                                                         сил, трудов и великих благ» 

Мишель де Монтень

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» от № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.         

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%).  Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Голос для вокалиста –  его инструмент, требующий  бережного  отношения к себе. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально-певческой нагрузке. Неправильный режим голосообразования нередко приводит к заболеваниям голосового аппарата. Поэтому здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях  являются  первостепенной задачей для педагогов. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

  1. Актуальность проекта

   

 Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества и  должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений.

    Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом.

    Пение – является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.  Посредством пения  активизируются  умственные способности, развивается эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляются лёгкие и весь дыхательный аппарат.

   Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерёв, И.П. Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки).

   Голос – это ещё и своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

   

 2.Цель и задачи проекта.
2.1 Цель проекта: 

Формирование и совершенствование вокальных способностей детей в различных ее формах,  используя разнообразные  методы и приёмы, как средство развития здоровъесберегающих технологий с учетом ФГОС ДО  в рамках художественно - эстетического развития.

2.2 Задачи проекта:

  1. Обучающие:
  • формировать у ребенка представление о голосовом аппарате и механизме его действия;
  • учить ребенка сознательно относиться и беречь здоровье голосового аппарата;
  • обучить механизму певческого дыхания, являющейся основой звукоизвлечения;
  • учить максимально правильно управлять голосовым аппаратом;

  1. Развивающие:
  • развивать метроритмический гармонический слух;
  • развивать музыкальную память и образное мышление;
  • развивать творческие способности и реализовать собственные исполнительские навыки.
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать базовые навыки вокалиста (опора звука, высокая позиция,  раскрытие глотки и др.);
  • воспитывать у детей эстетический вкус,    культуру исполнения и слушания.

           2.3 Целевая группа проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель,   воспитатели, родители,  логопед.

   3. Проектное решение:

В музыкальном развитии, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
         Следует начинать музыкальную деятельность с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Разучивание текстов песен можно объединить с игровым массажем, самомассажем и релаксационными паузами.
Перед пением песен – дыхательная и артикуляционная гимнастика, с целью профилактики простудных заболеваний.
Логоритмические  игры рекомендуется совместить с коммуникативными играми и упражнениями.

      Таким образом, все это создает условия для формирования основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению вокального исполнительства и развития речи.

4.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 01.12.2016 по 01.02.2017г

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 01.12.2016 по 07.12.2016)

2.Основной (с 08.11.2016 по 25.01.2017)

3.Заключительный (с 26.01.2017 по 01.02.2017)

       5.Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответствен-ный

Этап 1

1

Определение основных идей проекта, его целей и задач.

МБДОУ

 01.12.2016

Музыкальный руководитель, логопед

2

Изучение литературы и методических материалов по данной теме:

М.Лазарев «Валеологические распевки и упражнения» поднимают настроение, задают позитивный тон и восприятие окружающего мира, улучшают эмоциональный климат и подготавливают голос к пению.

М.Ю.Картушина, А.Е.Воронова

«Логоритмика»  направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение  словаря детей, развитие эмоциональности, навыков общения.

 А.Стрельникова «Дыхательная гимнастика» В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей;

 Ю.В.  Микляев «Артикуляционная гимнастика» Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание;

 Е.С. Железнова «Игровой массаж» повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

О.В.Кацер « Игровая методика обучения детей пению»  

Игровое обучение для  формировании певческой интонации детей

МБДОУ методичес-кий кабинет

02.12.2016 по 05.12.2016

Музыкальный руководитель,

логопед

3

Обсуждение плана работы с участниками проекта.

МБДОУ методичес-

кий кабинет

05.12.2016

по 07.12.2016

Музыкальный руководитель,

логопед, воспитатели

Этап 2

4

Апробация дидактико-методического материала.

Музыкаль-

ный зал

08.12.2016

по 10.12.2016

Музыкальный руководитель,

логопед

44 5

Практическое освоение элементов дыхательных упражнений

(Приложение 1);

Музыкаль-

ный зал

11.12.2016 по 15.12.2016

Музыкальный руководитель

5 6

Изучение приёмов дикции и артикуляции, (Приложение 2)

Музыкаль-ный зал

16.12.2016 по 21.12.2016

Музыкальный руководитель,

логопед

7

 Освоение игр и упражнений на развитие артикуляции (Приложение 3)

Музыкаль-ный зал

22.12.2016 по 28.12.2016

Музыкальный руководитель,

логопед

8

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию певческих способностей

Музыкаль-

ный зал

29.12.2016 по 06.01.2017

Музыкальный руководитель

9

Консультация для родителей

 «Влияние пения на развитие речи ребенка».

(Приложение 4)

Музыкаль-

ный зал

07.01.2017 по 08.01.2017

Музыкальный руководитель,

логопед

10

Проведение

консультаций, семинаров-практикумов для педагогов. Консультация для воспитателей на тему

«Развитие певческих навыков у дошкольников»

(Приложение 5)

МБДОУ методичес-

кий кабинет

09.01.2017по 14.01.2017

Музыкальный руководитель

11

Организация ООД для проведения встречи в музыкальной гостиной

Музыкаль-

ный зал

15.01.2017 по 19.01.2017

Музыкальный руководитель

12

Работа со специалистами ДОО (логопед, педагог-психолог) по проведению консультации для воспитателей

 МБДОУ методичес-

кий кабинет

20.01.2017 по 25.01.2017

Музыкальный руководитель

3 этап

13

 Литературно-музыкальная гостиная «Волшебный мир звуков»

Музыкаль-

ный зал

     26.01.2017  

Музыкальный руководитель

Воспитатель

  14

Обобщение итогов работы с детьми, выявление положительных и отрицательных результатов.

Музыкаль-ный зал

27.01.2017 по 29.01.2017

Музыкальный руководитель

12 15

Публикация материалов по проекту

«Вокальное искусство, как средство развития здоровьесберегающих технологий»

Музыкаль-ный зал

30.01.2017 по 1.02.2017

Музыкальный руководитель

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Овладение основными вокальными навыками средствами дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

2.Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях   семьи.

3.Создание  атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.

4.Совершенствование артикуляционного аппарата в процессе игровых упражнений.

 

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Организационные

 Высокая заболеваемость детей, участников проекта.

Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения.

Заключение

Современные образовательные технологии, рассмотренные в проекте «Вокальное искусство как средство развития здоровьесберегающих технологий» соответствует современным требованиям и имеет оздоровительную направленность,  ориентирует на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в вокальном искусстве   формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.   Дети получают радость от самого процесса движения под музыку, проведения различных видов гимнастик, массажа в игровой форме. Всё это нормализует социальный климат в детском коллективе и семье, необходимый для поддержания физического и психического здоровья ребёнка.

Таким образом, обучение пению, приобщение детей к прекрасному является мощным средством их воспитания, развития и сохранения здоровья.

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

  1. Арсеневская О. Н.;  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения -Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Гаврючина Л.В.; Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. – Москва: Творческий центр, 2015.
  3. Гогоберидзе А Г.; Теория и методика музыкального воспитания  детей дошкольного возраста.- М.; Издательский центр «Академия», 2013.
  4. Радионова Л.В.; Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. – Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2011.

 Дополнительная  литература:

  1.  Арсеневская О.Н.;  Система музыкально-оздоровительной работы в        детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .
  1. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. Составитель Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Павлова М.А.; Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ.  - Волгоград: Учитель, 2009
  3. Новикова И.М.; Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010

      Интернет-ресурсы:

  1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
  2. Сайт Дошкольник http://doshkolnik.ru/

     3. Сайт: международный образовательный портал http://www.maam.ru/ 

 Приложение 1

Практическое освоение элементов дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста

(по системе Н.И. Журавленко)

Цель: Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.

1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот».  На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.

2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».

3Широко открыть рот, дышать носом.

4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).

5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.

    Упражнения на работу мышц-вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.

1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.

Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.

Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».

2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».

3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.

На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.

    Известный прием работы над плавным расходованием выходящего дыхания, предложенный Франческо Ламперти (1813-1892 г. г. педагог Миланской консерватории, написал свой труд «Искусство пения»).

Дуть на горящую свечу, что формирует продолжительность и ровность выдоха.

Приложение 2

Артикуляционная гимнастика по системе А.Н. Стрельникова

1.Массаж лицевых резонаторов.

2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.

3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.

4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.

8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.

9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.

11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.

12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.

13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.

    Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Приложение 3.

Игры и упражнения на развитие артикуляции (по Емельянову В.В.)

«Эхо».

Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами».

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

«Сгибание и разгибание туловища».

Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)

«Пузырь» 

Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» —дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие канчивается ходьбой под спокойную музыку.

«Поезд».

Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов — руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.

«Гуси».

Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

«Самолеты».

Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ 

«Веселы пятачок»:
1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;
Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Приложение 4.

 Консультация для родителей

 «Влияние пения на развитие речи ребенка»

Авторы-составители: Антонова Светлана Николаевна,  музыкальный      

                             руководитель  первой квалификационной категории

                                            МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»  

                                            Алексеевского МР РТ;

   Прохорова Наталья Васильевна, музыкальный  

   руководитель,  первой квалификационной  

   категории   МБДОУ  «Детский сад №3 «Эллюки» г.  

 Набережные  Челны;

Пение − основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня сопровождает человека всю жизнь. В последние десятилетия, когда компьютерные, информационные технологии заняли ведущие позиции в обществе, становлению культуры и духовно−нравственному воспитанию отводится все меньше места. «Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», − писал К. Д. Ушинский. Через пение, песенное творчество, ребенок развивает способность переживать – эмпатию,  уже в раннем возрасте формируется интенция к музыкальным жанрам.

«… Для ребенка голос – самый доступный и первейший инструмент»−, писал Л. Стоковский. Нельзя не согласиться с  музыкантом,  с помощью голоса можно выразить эмоции, переживания, чувства.  Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.

        Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией.  Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения напевному звучанию важно добиваться протяженного звучания в конце фразы «Маме, мамочке песенку споем».

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани. Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.  Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание.

  • Упражнение «Большой и маленький поезд».  (пропевание слогов «ТУ−ТУ−ТУ» в низкой и высокой тесситуре, «ш−ш−ш», имитация пара)
  • Упражнение «Птичка и птенчики» (низкий голос мамы «пи−пи−пи», высокие голоса птенчиков «пи−пи−пи»)
  • Упражнение «Метель» ( на звукУ, попытаться голосом изобразить метель, завывания, начало и затишье)

В обучении детей правильному звукопроизношению, я опираюсь на основные правила дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесУ, в декабрЕ).

Безударные гласные также не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени. Поэтому беглая в речи Озвучит в пении как А (к[А]рова, [А]ктября), звук Ямикшируется и произносится как Е (в окт[Е]бре).Согласные проговариваются быстро и четко.

На безударных гласных дети часто делают ошибки. Произнося звук Е часто заменяют его наИ (здравствуйт[И], п[И]тушокр[И]бят), а букву Я заменяют на И (масл[И]на головушка). Замена звуков нередко происходит и в окончаниях (нежную на нежн[аю], мороз на моро[с]).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки. Они развивают скорость чередования различных звуков, регулирующих темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка и щек)

  • Черепашка не скучая час сидит за чашкой чая [Ч]
  • Мышонку шепчет мышь: «ты все шуршишь, не спишь!» [Ш]
  • Серые бараны били в барабаны [P, Б]
  • У осы не усы, не усища, а усики [С]

Для детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет яркий демонстрационный материал, поэтому перед началом упражнения, стоит предоставить наглядный образ предмета. (Напр. упражнение «Большой и маленький поезд» − иллюстрацию). Развитие певческих навыков происходит с исполнения простых попевок, элементарного подпевания слогов, звукоподражания.

Приложение 5.

Консультация для воспитателей.

Развитие певческих навыков у дошкольников

Авторы-составители: Антонова Светлана Николаевна,  музыкальный      

                             руководитель  первой квалификационной категории

                                            МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»  

                                            Алексеевского МР РТ;

   Прохорова Наталья Васильевна, музыкальный  

   руководитель,  первой квалификационной  

   категории   МБДОУ  «Детский сад №3 «Эллюки» г.  

 Набережные  Челны;

Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования.

 Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.

О том, как научить ребенка петь, и пойдет речь далее.

Основные певческие навыки

На сегодняшний день в детских садах этому вопросу не уделяется должного внимания, и, несмотря на несколько лет занятий пением, дети, приходя в школу, так и не умеют управлять собственным голосом.

Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки, к которым относятся:

- хоровые навыки (ансамбль и строй);

- вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.

В первый год занятий в возрасте 3 лет, ребенок должен петь в сопровождении взрослого и для разучивания берутся самые простые песни. Уже ближе к школе дети, систематически занимающиеся пением, должны исполнять песни и самостоятельно, и коллективно.

При этом песни поются напевно, выразительно, слова произносятся ими четко и звуки передаются правильно.

Особенности обучения пению детей дошкольного возраста

При обучении пению маленьких детей обязательно должны учитываться физиологические особенности.

Так, голосовые связки у них тонкие и короткие, размер гортани в три раза меньше, чем у взрослого, меньше и объем легких.

Благодаря этому звуки, издаваемые детьми легкие и высокие, но слабые.

При обучении маленьких детей лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям.

Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением самостоятельно не рекомендуется. Это лучше доверить профессионалам. До 6 – 7 лет все занятия пением для детей носят игровую форму и длятся недолго, всего по 30 минут.

Родителям необходимо запомнить, что для успешного обучения ребенка мало выбрать ему опытного педагога и методику, намного важнее его желание заниматься пением.

Если его нет, то все занятия превратятся для чада в пытку.

Игровая методика

обучения детей дошкольного возраста пению

Интонации голоса

Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос.

Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации, например, радости и печали. Так как в обыденной жизни эти нотки в голосе ребенку уже знакомы, его будет проще приобщить к музыке, ведь схожие интонации присущи и музыкальным ритмам.

Речь

Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика.

Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.

Игра «Язычок»

Эта основная артикуляционная игра для детей.

Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы.

Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

Например:

«Влево (протыкаем языком щеку слева),

вправо (теперь щеку справа),

Раз (опять слева),

Два (опять справа).

Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).

Вниз (нижнюю),

Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь (вибрируем губами)!

Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка),

и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу) и не унимаются.

А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы), то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы),

то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами), а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся)!

Дыхание

Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука.

Сделать это можно при помощи упражнений, в которых ребенку дается задание надуть как можно больше живот, задуть свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее.

Благодаря таким занятиям задействуются нижние отделы легких, которые необходимы при пении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные игры-упражнения. Консультация для родителей.

Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям....

Дыхательные игры-упражнения

Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям....

дыхательные игры-упражнения

дыхательные игры-упражнения...

Дыхательные игры-упражнения для детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика очень нужна в детском саду. Она укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным забо...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Дыхательные игры — упражнения.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский организм и повышает его сопротивляемость к простудным заболев...

Рекомендации для родителей. «Дыхательные игры - упражнения»

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский организм и повышает его сопротивляемость к простудным заболев...