« Вокальное искусство - как средство развития здоровьесберегающих технологий»
проект по музыке на тему

КАДЫРОВА АЛИЯ РУСТАМОВНА

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgaou_vo.docx95.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт педагогики психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

« Вокальное искусство - как средство развития здоровьесберегающих технологий»

                                                       

                                                       

                                                        Авторы проекта:

                                                        Кадырова Алия Рустамовна,

                                                        музыкальный руководитель МАДОУ

                                                        «Детский сад № 109 «Курай»

                                                        г. Набережные Челны

                                                       

                                                        Никотина Альбина Рафаилевна,

                                                        музыкальный руководитель

                                                        МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк»

                                                        Кировского района г. Казань

Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей     ДОО по проблеме «Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в свете  ФГОС ДО»

                                                               Руководитель проектной работы

Исламова Г.Г. -  старший преподаватель,

отделение  дошкольного и начального

образования ПМЦПКиППРО/ИПиО/ КФУ

Проект  допущен  к защите

                                                         __________________«______» 2015г.

Казань, 2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………с.3

1. Актуальность проекта………………………………………………………с.4

2. Цели и задачи проекта………………………………………………………с.6

2.1 Цель проекта……………………………………………………….,..с.6

2.2 Задачи проекта………………………….……………………………с.6

2.3 Целевая группа проекта……………………………………………..с.6

2.4 Объект исследования……………………………………………….с.6

2.5 Предмет исследования………………………………………………с.6

3. Проектное решение……………………………………………………….....с.7

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………………………….с.7

4.1 Сроки реализации проекта…..…………………………………….с.7

4.2 Этапы реализации проекта………….……………………………..с.7

4.3 Программа проектных мероприятий………………………………с.7

5. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………с.10

6. Риски реализации проекта и пути их преодоления………………………с.10

Заключение…………………………………………………………………….с.11

Список используемых документов и источников информаций…………..с.12

Приложение 1……………………………..………………………………….с.15

Приложение 2…………………………………………………………………с.18

Введение.

В настоящее время в современный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к состоянию здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Основной целью уроков эстрадного пения является формирование художественного вкуса и певческой культуры обучающихся, развитие вокальных навыков, музыкальных способностей, эмоциональности и выразительности исполнения; воспитание в детях потребности и готовности к эстетической певческой деятельности.  Голос для вокалиста –  его инструмент, требующий  бережного  отношения к себе. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально-певческой нагрузке. Неправильный режим голосообразования нередко приводит к заболеваниям голосового аппарата. Поэтому здоровьесберегающие технологии на уроках вокала  являются  первостепенной задачей для педагогов. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

1.Актуальность проекта.

В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе. Проблема неблагополучия  в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания. Перед педагогическим коллективом стоит проблема: как в процессе обучения сохранить и укрепить здоровье дошкольников. Один из путей решения – внедрение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательный процесс детского сада, чтобы способствовать становлению и развитию психически, физически и нравственно здоровой личности дошкольника. Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать здоровый творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания для детей. Уже в конце ХХ века физиолог Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит. А раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения неврозов, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Правильно подбирая музыкальные произведения, можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Как средство лечения пение назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Долгий распев одного слога или слова развивает дыхание. После занятий  вокалотерапией дыхание становится более экономичным, а по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания можно добиться координации дыхания с речью, улучшения артикуляции и дикции, избавиться от гнусавости. Здесь следует отметить, что о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. В своей книге «Здоровье по нотам» врач С.В. Шушарджан приводит примеры современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.. Например, если петь гласные, то: «А»- насыщает  организм кислородом, «Е» - удаляет избыток отрицательной энергии, «И» - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши, «О» – оказывает оздоровительный эффект на сердце и легкие, «У» - оказывает положительное воздействие на область живота, «Э» - укрепляет сердечно-сосудистую систему, «Ю» – помогает при болезнях почек, мочевого пузыря, костей, «Я» - обезболивает.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.  Необходимое качество для педагога, разделяющего идеи здоровьесберегающей педагогики - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в людях, умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Музыка в целом, и вокальное искусство в частности, способствуют формированию здорового образа жизни. Занятия вокалом  с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане поддержания и сохранения здоровья дошкольников.

2.Цель и задачи проекта

2.1.Цель проекта  - реализация на практике программы по вокалу «Поющие сердца» для дошкольников как средство развития здоровъесберегающих технологий с учетом ФГОС в рамках художественно - эстетического развития.

2.2. Задачи проекта

  1. Обучающие:
  • формировать у ребенка представление о голосовом аппарате и механизме его действия;
  • учить ребенка сознательно относиться и беречь здоровье голосового аппарата;
  • обучить механизму певческого дыхания, являющейся основой звукоизвлечения;
  • учить максимально управлять голосовым аппаратом;
  • учить анализировать качество как профессионального, так и собственного исполнения.
  1. Воспитательные:
  • воспитываать любовь к величайшим образцам мировой и отечественной музыки (эстрадное и академическое исполнение);
  • прививать любовь к  народной и национальной музыке отечественных композиторов и исполнителей;
  • воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.
  1. Развивающие:
  • воспитывать базовые навыки вокалиста (опора звука, высокая позиция, «близкое» пение, раскрытие глотки и др.);
  • развивать метроритмический гармонический слух;
  • развивать память и образное мышление;
  • развивать творческие способности и реализовать собственные исполнительские навыки.

2.3 Целевая группа проекта: Дети дошкольного возраста.

2.4 Объектом исследования процесс развития и здоровья  детского голоса  дошкольников обучающихся по программе по вокалу «Поющие сердца» в рамках художественно-эстетического развития.

2.5 Предметом  исследования вокальное исполнительство – как средство

развития здоровьесберегающих технологий.

3.Проектное решение заключается в акцентировании внимания на охране детского голосового аппарата, как «живого инструмента», имеющего свои возрастные этапы развития. Создание условий для формирования основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению вокального исполнительства и развития речи.

4.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта. 

4.1 Сроки реализации проекта с15.09.2014 по 30.05.2015г.

4.2 Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный  (с 01.09.2014 по 30.11.2014)

2.Основной (с 01.12.2014 по 30.04.2015)

3.Заключительный  (01.05.2015 по 30.05.2015)

4.3 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1.

Определение основных идей проекта, его целей и задач.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.09.2014 - 15.09.2014

Музыкальный руководитель

2.

Изучение литературы и методических материалов по данной теме.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

25.08.2014.-01.09.2014

Музыкальный руководитель

3.

Формирование групп для исследования

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

15.09.2014-30.09.2014

Музыкальный руководитель; воспитатели групп

4.

Обсуждение плана работы с участниками проекта.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.09.2014-15.09.2014

Музыкальный руководитель; воспитатели групп

Этап 2

1

Апробация дидактико-методического материала.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.12.2015-30.04.2015

Музыкальный руководитель

2

Практическое освоение элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

(Приложение 1);

методов фонопедического развития голоса

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.12.2015-30.04.2015

Музыкальный руководитель

3

Изучение приёмов дикции и артикуляции. (Приложение 2)

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.12.2015-30.04.2015

Музыкальный руководитель

4

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.12.2015-30.04.2015

Музыкальный руководитель; воспитатели групп

5

Создание для каждого учащегося ситуации выбора и достижения успеха.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.12.2015-30.04.2015

Музыкальный руководитель

6

Проведение консультаций, семинаров-практикумов для педагогов и родителей (в течение года).

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

16.12.2014;

30.04.2015

Музыкальный руководитель; воспитатели групп

Этап 3

1

Обработка и анализ результатов реализации проекта.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.05.2015-30.05.2015

Музыкальный руководитель

2

Отчётный концерт для родителей и педагогов.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

30.05.2015

Музыкальный руководитель; воспитатели групп

3

Обобщение итогов работы с детьми, выявление положительных и отрицательных результатов.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.05.2015

30.05.2015

Музыкальный руководитель

4

Трансляция опыта.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

30.05.2015

Музыкальный руководитель; воспитатели групп

5

Подготовка отчета о проделанной работе.

МБДОУ «Детский сад №223 «Огонёк» г. Казань.

01.05.2015-30.05.2015

Музыкальный руководитель

5. Ожидаемые результаты реализации проекта. 

1.Овладение основными вокальными навыками;

2.Умение детей анализировать свой образ в песне;

3.Умение взаимодействовать в группе;

4.Адекватно оценивать себя и окружающих;

5.Освобождение артикуляционного аппарата.

6. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Недостаточность времени для детей с низкой познавательной активностью.

Заключение

Значение занятий вокальным искусством, как и любым другим видом искусства, очень конкретно и затрагивает три важнейшие для жизни человека сферы.

 . Здоровье. В процесс пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановления его работоспособности.

. Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется деятельность, развивается и укрепляется память.

. Самоактуализация. Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Оптимальный период для занятия искусством - детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Управление сложного процесса голосообразования зависит от нервной системы и от условно рефлекторной деятельности коры головного мозга.

Занятия вокальным искусством - жизненная необходимость: правое полушарие - «эмоциональный мозг» является основой для развития левого полушария - «мозга рассудочного». Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий.

И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.

Таким образом, обучение пению, приобщение детей к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.


Список литературы

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей / В.П. Анисимов. – М.: Владос, 2004. – 144 с.
  2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие: К теории вопроса / В.К. Белобородова. – М.: Музыка, 1975. – 184 с.
  3. Большой Толковый психологический словарь: В 2 т. Т. 2. / Под ред. Артура Ребера. – М.: Мартин,  2003. – 390 с.
  4. Вендрова Н.В. Воспитание музыкой / Н.В. Вендрова. – М.: Просвещение, 1991. – 248 с.
  5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Феникс, 2003. – 416 с.
  6. Гилфорд Дж. Психология / Дж.Гилфорд. – М.: Проспект, 1992. – 360 с.
  7. Дидро Д. Племянник Рамо. Парадокс об актере / Д.Дидро. – М.: Азбука-классика, 2007. - 224 с.
  8. Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики / Л.Д.Дмитриев. – М.: Музыка, 2000. – 368 с.
  9. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 1997. – 288 с.
  10. Долгушин С.Л. Развитие креативности младших школьников (по результатам экспериментальной программы «Мир музыки») / С.Л. Долгушин, Л.В. Воробьева // Музыка в школе. – 2002. –  № 4. – С. 22-28.
  11. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет / Н.Н. Доломанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
  12. Домогацкая И.Е. Методика диагностики эстетических способностей детей / И.Е. Домогацкая. – М.: Классика – XXI, 2004. – 16 с.
  13. Домогацкая И.Е. 90 поурочных планов по предмету «Развитие музыкальных способностей» / И.Е. Домогацкая. – М.: Классика – XXI, 2004. – 44 с.
  14. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии, №2, 1980. – С. 15-21.
  15. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Владос, 2000. – 246 с.
  16. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Академия,1995. – 266 с.
  17. Из истории музыкального воспитания. / О.А. Апраксина– М.: Просвещение, 1990. – 156 с.
  18. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца / Д.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
  19. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой  деятельности / И.П. Калошина  – М.: Знание, 1983. – 186 с.
  20. Калугина М.А. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ / М.А. Калугина, П.В. Халабузарь – М.: Музыка, 1987. – 130 с.
  21. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 288 с.
  22. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук – М.: Педагогика, 1978. –  246 с.
  23. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 240 с.
  24. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к     изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. –  1994. – №5. – С. 24-32.  
  25. Немов Р.С. Психология: В 2ч. Ч. 1 / Р.С. Немов  –  М.:  Академия, 2003. – 396 с.
  26. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. – 2-е изд., испр. И доп. / Г.П. Новикова. – М.: АРКТИ, 2003. – 224 с.
  27. Павлючук А.В. Развитие творческих способностей детей на уроках композиции / А.В. Павлючук // Музыка в школе. – 2001. – №4. – С. 42-44.
  28. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 286 с.
  29. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976. – 236 с.
  30. Психологический словарь. / В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломов и др. – М.: Знание, 1983. – 432 с.


Приложение 1

Дыхательная гимнастика Стрельниковой (упражнения)

1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. 

Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

2. «Погончики». И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.

Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре - низко не кланяйтесь. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха (пассивно) через рот, но не открывайте его широко.
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Упражнение «Кошка» можно делать сидя и лежа.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест -накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».
Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лежа.
Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врожденными пороками, перенесенным инфарктом - в первую неделю тренировок не делать упражнение "Обними плечи". Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями гимнастики Стрельниковой. В тяжелом состоянии надо делать не по 8 вдохов-движений, а по 4 или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.

Женщинам, начиная с шестого месяца беременности в упражнении «Обними плечи» голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой.

6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох.
Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.

Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков, упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.
Упражнение 6Упражнение 1Упражнение 3Упражнение 2Упражнение 5Упражнение 4


Приложение 2

Артикуляционная гимнастика по В. Емельянова

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

 Например, игра «Язычок»

Артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз,

два 

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубыкусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаютсяи не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут,то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко

(проводим языком между верхней губой и

умойтесь

зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1«Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Вокальное искусство и дыхательные игры-упражнения как средство развития здоровьесберегающих

Проектная работаВокальное искусство и дыхательные игры-упражнения как средство развития здоровьесберегающих...

Консультация Методы и средства использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функционал...

«Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников по средствам внедрения здоровьесберегающих технологий»

Физическое воспитание в дошкольном возрасте предусматривает укрепление здоровья, закаливание организма ребенка, формирование его двигательной активности. Но как правильно организовать режим дня ребенк...

Вокальное искусство- как средство развития творческих способностей дошкольников.

Вокальное искусство-как средство развития творческих способностей детей....

статья Вокальные упражнения, как средство развития голоса у дошкольников с нарушением речи.

В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения....

Методическая разработка «Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников»

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить ...

Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников

Методическая разработка музыкального руководителя...