Вокальное искусство- как средство развития творческих способностей дошкольников.
статья

Мусс Юлия Владимировна

Вокальное искусство-как средство развития творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вокальное искусство- как средство развития творческих

способностей дошкольников

            Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Сегодня в сфере образования большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Искусство с первых дней  жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве дошкольник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Пение, вокальное искусство – исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства.

Анализируя детское продуктивное творчество, можно судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия «детское творчество» строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности, как игра, инсценировка, песня и др.

        Освоив речь, он по словам песни начинает понимать музыкальное содержание. Так постепенно у ребенка возникают определенные музыкальные образы, музыка начинает входить в его мышление. Чем чаще определенные музыкальные звучания начинают обозначать понятные ребенку явления, чем чаще он ими пользуется в своих занятиях, играх, тем прочнее они входят в его жизнь, тем активнее он ими оперирует, развивая и обогащая образное музыкальное мышление, свою музыкальную фантазию. Знакомый с нотной грамотой и занимающийся музыкой ребенок быстро начинает оперировать музыкальными образами, которые у него возникают при игре посильного для его восприятия сочинения. Постепенно ребенку становятся доступными все более сложные произведения, его музыкальное мышление, его фантазия и образное видение все больше развиваются.

Для того чтобы сделаться певцом, надо иметь определенные задатки, в которые входит природная структура и особенности голосового аппарата, а также природные свойства нервной деятельности – системы управления певческой функцией. Способности развиваются, и иногда с очень раннего возраста. Поэтому надо предоставить возможность детям разнообразно проявить себя в играх, танцах, пении и т.д. Однако наилучшее развитие способностей происходит в процессе обучения данной деятельности.

Процесс развития певческого голоса труден, так как дошкольники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер – управляемый, целенаправленный. Развитие певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если учащиеся осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого. С этой целью после каждого концертного выступления необходимо делать анализ ошибок, почему они были допущены и как их избежать в будущем. Необходимо проводить диагностику результатов развития певческого голоса и в течение учебного года.

В педагогической деятельности используются дикционные упражнения по различным системам. В результате этих работ у учащихся наблюдается правильное формирование  и развитие певческих навыков, что положительно сказывается на качестве пения.

Одним из сложных навыков для дошкольников является чистота интонирования. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Важно, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

Важным фактором в активизации творческого начала в музыкальной деятельности дошкольников является применение «игровых ситуаций» в работе, особенно на начальном этапе. Игры должны быть увлекательными и «серьезными» в одно и то же время, придумать их не составляет особого труда по любому виду вокальной работы. Очень эффективна игра «Передай музыку», которая заключается в том, чтобы заданный тон дети передавали друг другу как эстафету, сначала последовательно, без перерыва звучания, затем с паузой при передаче эстафеты, тренируя, таким образом, музыкальный слух и память.

В работе с детьми также используются фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры. На первых порах для детей это забава, но позднее – более серьезная работа. Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается кисть руки «ракушкой» приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

Голос есть природный инструмент, поэтому обаяние, выражение, красота эффектов, производимые им, ставят его выше всех инструментов, созданных людьми.

Музыкально – певческое воспитание детей определяется тем, что данный тип воспитания оказывает не только на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка, но и на развитие его умственных и психических качеств. Развитие голоса и слуха, художественного вкуса – является основой в занятиях вокала.

Подводя итоги, связанные с проблемой развития музыкально-творческих способностей дошкольников  на основе вокальной работы, следует отметить, что чувственное восприятие музыки как явления окружающей жизни является определяющим в конечном результате работы. Можно добиться практически идеального интонирования, но если внутренний мир учащегося будет на уровне «громко–тихо», тогда проделанная работа может считаться бесполезной.

Исправление подобной ситуации возможно только в младшем возрасте, иначе можно опоздать, и неправильные понятие уже крепко «засядут» в разуме будущего общества. Формирование и развитие познавательного интереса дошкольников к вокальной работе на занятиях в этом смысле играют немаловажную роль.

Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей дошкольников наиболее эффективно протекает в условиях разнообразной певческой деятельности.  В процессе певческой деятельности, предусматривающей вокальную импровизацию, исполнение песен, музыкальные игры с пением, а также вокальные упражнения, проводимые вместе с педагогом и самостоятельно, происходит наиболее активное развитие музыкальных способностей. Преимущество разнообразной певческой деятельности заключается в том, что она опирается не только на обычные формы и методы работы, но в первую очередь, на игровую деятельность и импровизацию, в ходе которой ярче всего проявляется весь комплекс музыкально-творческих способностей учащихся.

Через вокальную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, развитие его музыкально-творческих способностей. Пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым....

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.

Память - это мост , соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым........

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».

Художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм, народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа....

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Презентация Консультация для педагогов на педагогический час «Декоративно – прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Презентация - консультация для педагогов "Декоративно - прикладное  искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников"...

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников»

Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. « Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, от...