статья Вокальные упражнения, как средство развития голоса у дошкольников с нарушением речи.
статья

Султанова Алина Алиевна

 

В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izmenennaya.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Вокальные упражнения, как средство развития голоса  у дошкольников с нарушением речи.

Султанова А.А., МАДОУ детский сад № 6 «Василек» г. Янаул.

«Все начинается с детства», - В. Сухомлинский.

В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения.

Ключевые слова: вокальные упражнения, Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика,  логопедические  распевки, песни и стихи, музыкальные игры.

          Известно, что пение является показателем духовного здоровья человека. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. Встреча с песней окрашивается для детей светлой радостью, вызывает положительные эмоции.

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы в развитии речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи. У таких детей голос приобретает интонационную бедность, монотонность, носовой оттенок, поскольку дыхание у таких дошкольников является поверхностным, с коротким и прерывистым речевым выдохом.

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как оно развивает дыхание и голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе чего тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, способствующее хорошему настроению. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Одним из эффективных методов коррекции речевых  нарушений  является систематическое использование в процессе пения комплекса вокальных упражнений, целью которых является выработка четкости, ловкости и правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Вокальные упражнения представляют собой комплекс упражнений, направленных на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Цель таких упражнений конкретизируется в частных задачах:

  1. освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности и развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
  2. преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
  3. формирование фонематического слуха и развитие способности петь слово интонационно чисто;
  4. активизация всех видов внимания и памяти.

Вокальная речь отличается от обыденной. Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, сила и его диапазон. Гласные в пении звучат более округло по сравнению с речью. Для правильного развития голоса сначала подбирают упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно  подстраивают более сложные гласные «е» и «и». Это направление в вокальной педагогике известно как  фонетический метод. Чтобы гласные звучали ровно и сохраняли тембровую окраску, их следует петь округлым, прикрытым звуком «а» - с призвуком «о», «и», с призвуком «у», «е» с четким переходом  на прикрытое «э».

Первые вокальные упражнения предлагаются детям в виде песенок – игр, когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа.

На музыкальных занятиях я использую следующие методические приёмы:

  1. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  2. Дыхательная гимнастика: формировать умение прислушиваться к своему дыханию; способствовать развитию умения у детей укреплять мышцы органов брюшной полости, укреплять межрёберные мышцы; укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути.
  3. Пальчиковая гимнастика: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, получение разнообразных сенсорных впечатлений; совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь; развивать  тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию; способствовать подготовке руки ребенка к письму.  
  4. Логопедические  распевки, направленные на овладение различными звуками.

   чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.

  1. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  2. Музыкальные игры, способствующие развитию речи и внимания, умению ориентироваться в пространстве.

Таким образом, развитие певческих навыков способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с нарушениями речи. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в речевом развитии дошкольников. Именно поэтому сформированность вокальных навыков на определенном уровне необходима абсолютно каждому. Кроме того, вокальные упражнения способствуют развитию не только речи детей, но и улучшению общей памяти и внимания.

Используемая литература:

1. Смольникова Т. А. Комплексы артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений «ВЕСЁЛЫЕ МИНУТКИ» - 2017;

2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – 2016;

3. Тверская О. Н., Каменских Е. В., Беляева В. Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия – 2020;

4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Презентация личного опыта. «Детская мультипликация как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи».

Я предлагаю вашему вниманию свою работу по теме «Детская мультипликация как средство развития детей с ТНР»....

«Эмоциональные минутки» Игры и упражнения в структуре КНОД старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

laquo;Эмоциональные минутки" позволяют детям на ранних этапах коррекции звукопроизношения сменить вид деятельности  во время занятия. В более продвинутом варианте - коментировать проце...

Арт-терапия как эффективное средство развития детей с общим нарушением речи

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость Лепить из теста - доступное занятие для детей с ОНР. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья....

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...

«Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи»

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи...