Арт-терапия как эффективное средство развития детей с общим нарушением речи
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мазур Ольга Юрьевна

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость Лепить из теста - доступное занятие для детей с ОНР. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья. Занятия лепкой положительно влияют не только на развитие тонкой моторики рук, но и способствуют развитию качеств, необходимых для успешного обучения ребёнка в школе, а также на воспитание и развитие ребёнка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_kak_vid_art-terapii_novoe.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как эффективное средство развития детей с общим нарушением речи

в условиях реализации ФГОС ДО

О.Ю. Мазур, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174» городского округа город Воронеж

     В нашем современном мире, наверное, нет людей, которые никогда не слышали бы  слово «арт-терапия». Понятие «арт-терапия» происходит от латинского ars – искусство, терапия – лечение, т.е. лечение, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия широко используется в работе с детьми. Особенно она хороша тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи, если речь отсутствует или недостаточно развита. Порой взрослому человеку бывает трудно выразить словами своё внутреннее психологическое,  душевное состояние, а что уж говорить о маленьком ребёнке? Во тут как раз и поможет арт-терапия.

     Как же помогает арт-терапия? В первую очередь, она способствует выходу негативных эмоций, таких как гнев, обида, агрессия. После творческого действия ребёнок, как правило,  становится спокойнее. Наступает эффект релаксации. В ходе творческого процесса ребёнок самовыражается, реализует свои возможности, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

       Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.  В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача воспитателя заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

     У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают, нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им  для преодоления эмоциональных барьеров общения.

     Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения.  И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.         Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

      Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы и решения психологических проблем. Ребенок может не говорить, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Важно подчеркнуть, что арт-терапия основана  на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Основные принципы занятий арт-терапией:

1.  Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога  в той работе, которую он предлагает. Тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

4. Главное — получать  удовольствие от самого процесса творчества, и это тоже будет играть большую роль исцеления!

         Кратко остановимся на одном из видов арт-терапии – лепке из солёного теста. С каждым годом увеличивается количество детей, которые отстают в развитии от своих сверстников. Это связано, в первую очередь, со снижением познавательной активности, задержкой в развитии речи, недоразвитием мелкой моторики, несовершенством координаций движений, недостаточным развитием пространственных представлений и зрительной памяти. А это в будущем часто вызывает проблемы в школе. Очень часто, придя в школу в возрасте 6-7 лет, первоклассники имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Из-за слабости, неловкости неразвитости кистей рук ученик не может выработать хороший почерк и выдержать длительное напряжение руки в процессе письма.

     Руки человека – это как раз тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребёнка. О связи руки с развитием мозга говорят многие современные педагоги и психологи. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому развитию мелкой моторики, развитию “руки”, ручной умелости необходимо уделять особое внимание. Особой группой детей, имеющих все перечисленные выше проблемы, являются дети с общим недоразвитием речи.

     Работая с этой категорией детей, я столкнулась с проблемой недоразвития тонких координированных пальчиковых движений. Поэтому, проанализировав выводы учёных о связи “рука – речь”, я активно стала заниматься с детьми тестопластикой. Целью моей работы является использование техники “тестопластика” для улучшения качества подготовки детей к школе.

     Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Через обучение детей тестопластике решается целый комплекс развивающих и воспитательных задач: развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, совершенствование устной речи, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, художественно-эстетического вкуса. Расширяется кругозор детей, развиваются такие важные качества личности ребёнка, как аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Таким образом, лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. А лепка из солёного теста имеет свои преимущества (например, в сравнении с пластилином):

-  это природный, экологически чистый материал;

-  быстро и легко готовится;

-  приятный на ощупь и легко отмывается;

- можно лепить как из белого, так и окрашенного теста. Неокрашенную работу при желании можно раскрасить;

- готовые работы хранятся долгое время и не требуют особых условий хранения;

- поделки можно использовать в играх.

      Все занятия предусматривают строго последовательный ряд “от простого – к сложному”. Этот принцип последовательности очень важно соблюдать при подаче материала. Чтобы не отпугнуть ребенка от занятий, нельзя ставить перед ним непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить. Ребенок должен чувствовать, что у него все получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению предмета.

     Родители проявляют живой интерес к творчеству детей, любят наблюдать за процессом, радуются результатам. В такие моменты важно объяснить родителям важность и необходимость быть с ребёнком рядом, создать ему условия для посильной, интересной творческой работы. Увлекаясь, ребёнок не замечает, что его учат, упражняют, а значит процесс развития, становления проходит легче и быстрее. 

     Дети с удовольствием показывают и рассказывают о своих работах, которые они сделали. Наша работа заинтересовала и других детей, что даёт перспективу развития на будущее.

     Усваивая новые знания, общаясь в процессе работы, у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь. Она становится более чёткой выразительной. Это отражается на качестве пересказов и составлении творческих рассказов, а хорошо развитая устная речь необходима при обучении в школе.

     Детям стали лучше даваться графические диктанты и рисунки по клеточкам, что говорит об улучшении сформированности навыков тонкой ручной моторики, о готовности руки к письму. Улучшилось внимание, память, логическое мышление. Дети стали более усидчивыми, самостоятельными, ответственными.

     Таким образом, занятия лепкой из солёного теста положительно влияют не только на развитие тонкой моторики рук, но и способствует развитию качеств, необходимых для успешного обучения ребёнка в школе, а также на воспитание и развитие ребёнка в целом.  

     Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость. Лепить из теста — доступное занятие для детей с ОНР. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья.

Литература

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПБ: Речь, 2006.
  2. Хананова И.Н. Соленое тесто. – АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб: Речь, 2008.
  4. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб: Речь, 2006.
  5. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. – М: Издательский Дом МСП, 2006.
  6. Баронова В.В. Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели/ М.М. Баронова // Логопедия. - № 3. – 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...

Развитие творческих способностей детей с общим нарушение речи через кукольный театр

Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, отрабатывайте через кукольные спектакли правленую поставленную речь, развивайте творческую инициативу!...

Статья " "Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности"

Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельностиТеатрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написан...

Развитие мелкой моторики рук у детей с общим нарушение речи обучающихся по адаптированным образовательным программам, посредством авторского методического пособия «Умный совенок»

Актуальность: потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.Мелкая моторика – одна из ст...

Презентация личного опыта. «Детская мультипликация как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи».

Я предлагаю вашему вниманию свою работу по теме «Детская мультипликация как средство развития детей с ТНР»....

Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"

Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...