Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии на тему

Федулова Оксана Юрьевна

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков  речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы: Театрализованные спектакли  как средство развития детей

с общим недоразвитием речи. Этапы и направления работы

над мюзиклом «Муха-цокотуха»

Особенностью детей с ОНР является низкий уровень самоконтроля за собственной речью. Нашим детям тяжело заучивать и припоминать что-либо, следить за своим произношением. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а постоянно  растущим .

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности, а именно музыкальных спектаклей в развитии детей с общим недоразвитием речи  является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей, повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов, а также развитие эмоциональности, раскрепощённости,  повышение уровня самооценки у детей с недостатками речевого развития.

Решив заняться вплотную театрализованной постановкой музыкальных спектаклей  с детьми, имеющими ОНР, мы определили круг задач, наметили основные этапы , разработали и распределили направления работы между логопедом, воспитателями и музыкальным руководителем, так как роль педагогов в организации и проведении таких спектаклей  очень велика. Ведь сказка - это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами. Вот лишь некоторые из задач, направленных на развитие всех компонентов устной речи,  которые мы успешно решаем  в ходе работы над подготовкой театрализации и постановкой музыкального спектакля:

  1. Пополнение и активизация словаря
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
  3. Развитие силы голоса, развитие выразительности речи
  4. Развитие речевого дыхания ,совершенствование темпо-ритмической стороны речи,
  5. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  6. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
  7. Повышение уровня самоконтроля за собственной речью
  8. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

Кроме того, наиболее эффективно решаются задачи развития музыкально- художественной деятельности и приобщения детей к музыкальному и театральному искусству.

Направления работы:

Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением), физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация),  закрепляемые в подвижных играх, упражнения для эмоционального развития детей  и  для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале лексической темы). Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх,  испуг, сострадание, гордость.

театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)

игры - драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Логопед:

артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах),

постановка и автоматизация нарушенных звуков,

работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев);

отработка речевой интонационной выразительности,

 логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”),

отработка ритмического рисунка каждой реплики.

Подготовительные коррекционно-развивающие игры на:

- развитие памяти с расширением словарного запаса - “какой может быть муха или жук …” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам;

- слуховое восприятие - “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;

- логическое мышление “что сначала, что потом”

- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов - грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

-отработку звуко-слоговой структуры (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся в гости к Мухе;

- развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).

 Музыкальный руководитель - подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения, разучивание и постановка танцев, разучивание песен и отрывков,  прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению (игре на ложках и бубнах).

Этапы непосредственной  работы над спектаклем:

  1. Естественно, как и в настоящем театре, всё начинается  с выбора произведения. Это самый ответственный этап, т.к. от выбора произведения зависит успех постановки. В 2012 году нами было выбрано известное произведение К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Постановка мюзикла была посвящена празднованию в этом году 130-летнего юбилея известного детского писателя К.И. Чуковского. До этого мы ставили музыкально-поэтическую  сказку «Кот в сапогах на новый лад», посвящённую изучению правил дорожного движения с детьми и представляли её на окружном этапе городского конкурса «Здравствуй, дорога».
  2. Ознакомление с произведением, чтение, обсуждение содержания, характеров героев
  3. Обогащение словаря  по данной и смежным темам
  4. Распределение ролей, учитывая возрастную категорию, индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка и  обязательно считаясь с личными пожеланиями.
  5. Разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  6. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, привлекая родителей.
  7. Подбор музыкального сопровождения. Разучивание песен, танцев. В старшем и подготовительном возрасте дети активно исполняют песни, танцы, играют на музыкальных инструментах.
  8. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-спектакль)

Как Вы понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей. Роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке, и в спальне,  и детьми-актёрами, и теми, кто пока не участвует, но бывает на репетициях, и даже теми детьми из других групп, которые посмотрели спектакль в качестве зрителей. Особо следует отметить роль театрализованных спектаклей в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. У наших  детей сформировались представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, бутафора. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Премьера нашего мюзикла состоялась в детском саду, были приглашены родители всех детей логопедической группы. Затем состоялись ещё три представления спектакля для детей детского сада разных возрастных групп. Наши артисты оттачивали мастерство, совершенствовали актёрские навыки, продолжали совершенствовать выразительность речи,  и сыскали любовь и популярность у нашего маленького и большого зрителя (в лице воспитанников, родителей и педагогов). Дальнейшим этапом стало выступление на  общем отчётном  концерте «Алло, мы ищем таланты!», который проводится ежегодно в нашем детском саду, где зрители- это родители всех детей всего детского сада. И, наконец, незапланированный, но очень успешный  этап- выступление на фестивале  детского творчества «Веснушки», признание зрителей и награждение дипломом и призами.

И, напоследок, хочется сказать, что дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а если нет, то, в любом случае,  опыт выступления на сцене перед зрителями не пройдёт бесследно для становления гармонично развитой, творческой и уверенной в себе личности,  а это будет, пусть маленькая, но и наша общая заслуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Опыт формирования обобщающих понятий у детей с общим недоразвитием речи

В статье обобщен практический опыт  работы  по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса и формиромванию обобщающих понятий у детей с ОНР...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....