Главные вкладки

    Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
    статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Петухова Анастасия Витальевна

    В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл petuhova_a.v._statya.docx80.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья РАМН, дети с отклонениями в речевом развитии составляют 60% от всех остальных дошкольников. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

    У  детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому в работу по коррекции нарушений и развитию речи детей необходимо  включать работу над словом, определяющим свойством которой является семантическое содержание.

    Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием остальных компонентов речи: звукового состава  и грамматического строя. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А.Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.

    Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле. Структура семантического поля выглядит следующим образом:

    • «ядерное» слово;
    • слова, обозначающие названия действий предметов;
    • слова, обозначающие названия признаков предметов;
    • родственные слова;
    • слова-синонимы;
    • слова-антонимы;
    • словесные логические задачи.

    Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

    Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов, возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем.

    В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения. Каждый блок рассчитан на 20 мин. Режим проведения три раза в неделю, в течение шести недель. Форма организации игр - подгрупповая (по пять детей).

    Дидактическая игра «Что общего?»

    Дидактическая задача. Закреплять умение отличать существенные признаки от несущественных.

    Материал. Незнайка, кастрюли разных видов (большие, маленькие, высокие, низкие, с двумя и одной ручкой, разного цвета, формы).

    Правила игры. В практической ситуации выбрать из группы предметов одного вида, предмет, необходимый для реализации определенной задачи.

    Ход игры. Незнайке нужна помощь в приготовлении обеда. Нужно сварить суп, кашу, яйцо. Дети, в зависимости от назначения выбирают определенную кастрюлю, объясняя свой выбор. Незнайка благодарит и награждает детей.

    Дидактическая игра «Раздели на две группы».

    Дидактическая задача. Упражнять в группировке предметов на основе существенных признаков.

    Материал. Набор картинок с изображением предметов посуды, мебели, одежды, обуви.

    Правила игры. Разложить картинки на две группы. Выигрывает тот, кто правильно обоснует свой выбор.

    Ход игры. Каждый ребенок имеет свой набор картинок. Детям предлагается рассмотреть и разложить их на две группы (при этом критерий не указывается). Затем каждый объясняет свой выбор и дети меняются наборами.

    Рекомендуются следующие наборы:

    а)        стол, кастрюля, диван, тарелки, стул, сковорода;

    б)        платье, туфли, кофта, ботинки, брюки, сапоги;

    в)        огурцы, яблоки, помидоры, сливы, морковь, груши;

    г)        лиса, кошка, собака, волк, медведь, корова.

    Дидактическая игра «Собери и назови»

    Дидактическая задача. Закреплять умение собирать из частей целое. Определять функциональные признаки деталей и частей предметов.

    Материал. Картинки с целостным изображением предметов и те же картинки, разрезанные на части, выделяющие основные детали.

    Правила игры. Собрать предмет из частей, определить функцию каждой детали. Предполагается усложнение - собирать предметы без образца. Выигрывает тот, кто правильно соберет, назовет сам предмет и его детали, объяснит их назначение.

    Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением предметов и их фрагменты. Необходимо из частей собрать такую же картинку. При затруднении, можно накладывать детали на целостное изображение.

    Дидактическая игра «Догадайся, что мы загадали?»

    Дидактическая задача. Развивать умение видеть характерные детали, особенности предметов, точно обозначать их словом при описании.

    Материал. Предметы мебели, посуда, игрушки.

    Правила игры. Ведущий выходит за дверь, а в это время дети загадывают предмет. Войдя, он по описанию должен назвать предмет и найти его в группе.

    Ход игры. После выхода из группы ведущего, дети загадывают предмет, определяя его характерные признаки. При возвращении ведущего, дети называют отдаленные признаки, при затруднении - рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.

    Дидактическая словесная игра «Что бы это могло быть?»

    Дидактическая задача. Закреплять партитивные отношения между словами.

    Правила игры. Отгадывание предмета по его частям. Выигрывает тот, у кого окажется больше всего фишек.

    Ход игры. Педагог называет части (детали) предмета. Дети, правильно отгадавшие предмет получают фишку. В конце игры фишки подсчитываются.

    Дидактическая словесная игра «Во саду ли, в огороде»

    Дидактическая задача. Учить детей обобщать предметы по функциональным, ситуативным признаком.

    Правила игры. Отгадывание обобщающего слова.

    Ход игры. а) Дети отгадывают, загаданное педагогом обобщающее слово по функциональным признакам, в котором чаще всего находится предмет, называемый этим словом (растут на грядке в огороде, используются в пищу - овощи)

    б) Дети сами загадывают обобщающее слово.

    Дидактическая игра «Магазин»

    Дидактическая задача: та же (родовое понятие “посуда”).

    Материал. Картинки с изображением чайной, столовой, кухонной посуды.

    Правила игры. Описать предметы посуды. Правильно определив его вид.

    Ход игры. Открывается магазин «Посуда». Покупатель, чтобы купить должен, не называя предмета посуды, правильно описать его, определив, к какому виду он относится. Продавец отгадывает, что это и продает. («Продайте, пожалуйста, чайную посуду. Она голубого цвета в горошек, у нее круглая ручка, удобно держать, когда в нее нальют горячий напиток»).

    В течение игры дети меняются ролями.

    Дидактическая игра «Превращения»

    Дидактическая задача. Учить подбирать слова противоположные по значению (антонимы)

    Материал. Два набора картинок, разных по содержанию: «заколдованные» - грязная посуда, грязные ботинки, неубранная постель, девочка плачет, мальчик ломает постройку из кубиков; «расколдованные» - чистые ботинки, чистая посуда, девочка смеется, девочка помогает маме и др.

    Правила игры. Подобрать картинки противоположные по содержанию и обозначить их словом.

    Ход игры. Детям предлагается расколдовать картинки, которые заколдовал злой волшебник. Сделать это просто: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной. За правильный вариант и верное называние антонимов - дети получают фант.

    Дидактическая игра «Слова – приятели»

    Дидактическая задача. Учить детей подбирать синонимы к заданному слову.

    Правила игры. Объяснить детям, что об одном и том же можно сказать разными словами, но «похожими». Такие слова называются близкими по смыслу - слова приятели. Приводятся примеры:

    • работать - трудиться;
    • грустный - печальный, скучный;
    • радостный - веселый и т.д.

    Далее педагог называет слово, а дети подбирают синонимы.

    Дидактическая игра «Слова – мячики»

    Дидактическая задача. Упражнять детей в подборе синонимов, антонимов к определенному слову.

    Материал. Мячи: зеленый и красный.

    Правила игры. У кого зеленый мяч называет противоположное по смыслу слово, у кого красный - похожее по смыслу.

    Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог раздает мячи двум игрокам, стоящим рядом. Предварительно объясняет: тот, кто держит зеленый мяч, называет слово  «неприятель», кто держит красный- называет слово-“приятель”. После того, как педагог назовет исходное слово, дети называют свой вариант и передают мяч соседу.

    Работа в данной технологии значительно улучшила уровень организации лексико-грамматического строя речи и мыслительной деятельности у детей. Разработанная и внедренная система игр стимулировала у воспитанников возникновение обширных валентностей и смысловых связей новых слов; способствовала одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач. Дети научились: выделять общий понятийный признак; осуществлять классификацию на основе существенных свойств; проявлять четкие представления о родовидовых отношениях; дифференцировать понятия; точно понимать значения слов; подбирать синонимы и антонимы.

    Литература.

    1. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников/ Р. А. Белова-Давид.- М., 2008.

    2. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей/ Г.А. Волкова.– М., 1993.

    3. Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С Выготский. - М.,1982.

    4. Еремина В. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. – 2003. - № 1/2. – С. 68-72.

    5. Колшанский, Г. В., Контекстная семантика/ Г. В. Колшанский. - М., 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

    «Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

    ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

    Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Аннотация. В статье раскрыта технология коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя индивидуальный образовательный маршрут....

    «Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Статья на тему: «Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...