Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья (подготовительная группа) по теме

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей деятельностью для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroshenko_e.v._.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Елена Владимировна Дорошенко,

МБДОУ д/с № 20 «Дельфин», г. Саяногорск

Применение логопедических игр в коррекционной работе

с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работая  с детьми с общим недоразвитием речи, учителя-логопеды встречаются с рядом трудностей при формировании правильного звукопроизношения.

Бывает не так трудно поставить ребенку с ОНР звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Известно, что ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в слове после того, как повторит многократно это слово. Но механическое повторение утомляет детей, не «стимулирует»  к самостоятельному употреблению слов.

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника.

Сейчас много литературы для закрепления произношения звуков в речи: логопедические альбомы,  серии домашних тетрадей с  играми и упражнениями, которые развивают фонематический слух, восприятие, а так же совершенствуют связную речь и грамматический строй языка, тренируют   зрительную память, подготавливают руку к письму.

Есть и компьютерные презентации для автоматизации поставленных звуков, что тоже эффективно использовать в своей практике.

Работой в логопедических тетрадях лучше заниматься ребенку дома с родителями, а в детском саду предлагаем игры, которые не требуют специальных условий для контроля выполняемых действий, и экономят время специалиста.

Вашему вниманию предлагаем игры для формирования звукопроизношения у дошкольников, которые успешно используются при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Игра «Логопедическое лото».

Это карточка со множеством  предметных картинок на автоматизированный звук. Ребенок произносит слово и закрывает картинку фишкой-кружком (синего цвета для твердого согласного звука, зеленого – для мягкого звука). Постепенно закрываются все картинки на карточке, потом надо убирать фишку и опять проговаривать слова до тех пор, пока не откроются все картинки. Ребенок может самостоятельно проговаривать слова по картинкам без участия взрослого, логопед только контролирует правильность звукопроизношения слов, а в это время может заниматься с другим ребенком.

Игра «Кубик бросаем – слово называем».

Для изготовления игры потребуется коробка от конфет, внутри   вкладыш с круглыми ячейками; набор картинок на закрепляемый звук (по диаметру ячейки); шестигранный кубик с  точками от 1 до 6 из любой настольно-печатной игры.

В игре могут участвовать от 1 до 4 человек (вместе со взрослым). Перед игроками коробка, в ячейки которой взрослый выкладывает  картинки на автоматизируемый звук. Далее игроки по очереди бросают кубик над коробкой так, чтобы он попал в любую из ячеек. Цель игрока – правильно назвать слово, изображенное на картинке, столько раз, сколько очков выпало на кубике. Если ребенок назвал слово без ошибок, он забирает картинку себе.

Если играет группа детей, целесообразно вместо взрослого (в качестве «контролера») участие ребенка, у которого закрепляемый звук в этих словах уже хорошо автоматизирован.

При желании, игра с картинками, которые «выиграл» ребенок, может быть продолжена. Можно предложить запомнить картинки, перевернуть их и назвать. Возможны и другие  варианты игр: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Придумай предложение» (по 1-2 опорным картинкам), «Угадай по описанию» и т.п.

«Сказки звуков» – это интересная форма автоматизации звука в связной речи, развивает у детей фантазию и речевую активность.

У детей с ОНР наряду с несформированностью всех ее компонентов нарушены внимание и словесно-логическое мышление, что ведет к трудностям овладения связной речью. Сказки о звуках облегчают процесс становления у детей развернутого смыслового высказывания. Здесь ребенку помогает наглядный материал – таблицы с рисунками на каждый звук, где изображена буква, соответствующая данному звуку, и предметные картинки, в названиях которых есть этот звук. Например: «Жил-был звук Ч. Он всегда был очень рад гостям. Угощал он чайку чаем, пчелу – печеньем, паучка – калачом, а бабочку – пончиком. Замечательные получались чаепития!»    

 «Цветные страницы» используем для упражнений правильного согласования прилагательных с существительными по родам и числам. Часто дети с ОНР не проговаривают окончаний прилагательных. Позднее всего детьми усваиваются окончания среднего рода. Данные упражнения носят профилактический характер дисграфии. А цвет страниц -  имеет терапевтический эффект (цветотерапия). Например, ребенок смотрит на картинку и говорит: «синяя машина, синее небо, синий шар, синие туфли; желтая машина, желтое солнце, желтые бананы, желтый шар и т.п.»

Достоинства игр заключаются в их универсальности (закрепление не только различных групп звуков, но и отработка слов сложной слоговой структуры, согласования прилагательных с существительными и др.), удобстве хранения (достаточно даже одной коробки и конвертов с кружками). Играть можно как индивидуально с ребенком, так и в подгруппе.

Таким образом, использование подобных игр у упражнений дает большие возможности для психо-речевой компенсации детей с общим недоразвитием речи, а именно:

- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

- успешно развивается речевая сноровка;

- обеспечивается психологический комфорт;

- дети запоминают большое количество речевого материала;

- активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Предлагаемые игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют  более легкому и быстрому закреплению трудных звуков в речи.

Литература

1.  Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004.

2. Филичева. Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...