Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ибатуллина Нелля Гайфулловна

Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 476 города Челябинска»

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

учитель-логопед  Ибатуллина Н.Г.

г. Челябинск

2022

Ведущим видом деятельности ребенка является игра. Приоритет игровой деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольников отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является создание развивающей образовательной среды; осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии, являющиеся составной частью педагогических технологий.

В научной литературе существует несколько подходов классификации образовательных технологий. Ученые Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Целью использования игровой технологии в логопедической работе с детьми с ОНР является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие эмоционально-волевой сферы, творческого потенциала детей.

Для реализации данной цели учителю-логопеду необходимо решить следующие задачи:

- Исследовать  литературу по данной теме.

- Изучить методы и приемы игровой  технологии  в логопедической работе.

- Подобрать методические пособия по данной теме.

- Создать и пополнять картотеку словесных   игр, игрушек.

- Написать конспекты занятий  в игровой  форме.

- Осуществлять методическую помощь воспитателям  по ведению коррекционной работы  с детьми с ОНР использованием игр.

 - Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Функции игр на логопедических занятиях:

- диагностическая;

 - обучающая

- коррекционная;

- развлекательна;

- коммуникативная.

На коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОНР используются дидактические, настольно-печатные, словесные, коррекционно-развивающие, подвижные, сюжетные-ролевые игры, игры-драматизации.

Данные игры служат для развития всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи, способствуют формированию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.

1. Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза

1. «Забавный поезд»

Цель игры: умение определять месторасположение звука в слове.

Задачи: формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»

Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено. Определить месторасположение  звука в слове (в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить  в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.

2. «Рыбалка»

Цель: умение определять первый, последний  звук в слове

Задачи: учить определять звуки в начале и в конце слова, развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: игрушечные ведра разных цветов (красного, синего, зеленого), удочка с магнитом, маленький тазик, рыбки с картинками.

Ход игры: Ребенок ловит рыбку, называет картинку на обратной стороне и определяетю, какой звук живет в начале (конце)  слова. Если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный  твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.

3. «Пароходы»

Цель:  умение делить слова на слоги.

Задачи: учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, дидактическое пособие «Пароходы»

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается на пароход с одной палубой, если 2 слога на пароход с двумя палубами, если 3 слога, то на трехпалубный пароход.

4. «Слоговой домик»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Задачи:  учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, дидактическое пособие «Домик»

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается в окно с цифрой -1, если 2 слога, то картинка помещается в окно с цифрой -2, 3 слога - в окно с цифрой 3

5. «Заполни таблицу»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Оборудование: предметные картинки, таблицы.

Ход игры: Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать в таблице на буквы С и Ш (Л и Р) картинки с символами звуков. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения

6. «Звуковые лабиринты»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи:  учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи, развитие речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Оборудование: предметные картинки с изображениями лабиринтов.

Ход игры: Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р – «Заведи мотор», звук Рь – «Спортивный свисток», звук Л – пароход, Ль – «Колокольчик», звук С- «Холодный ветерок», звук Сь –«Маленький насосик», звук З – «Песенка комарика», звук Зь – «Не разбуди малыша», звук Ш – «Змейка», звук Ж – «Пчелка жжужит», звук Ц – «Не разбуди Катю», звук Ч – «Паровозик», звук Щ – «Почистим дорожку»

7. «Собери бусы»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи:  учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Оборудование: предметные картинки с отверстиями для шнурка. 

Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов с заданным звуком.

8. «Выбери домик»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи:  учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Оборудование: емкость с фасолью и фигурками,  дидактическое пособие «Домики»

Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.

9. «Засели Домики» 

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: учить различать твердые и мягкие согласные, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Оборудование: предметные картинки,  дидактическое пособие «Домики»

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, какой звук живет в начале слова - мягкий или твердый и помещает соответственно в синий или зеленый домик.

11. «Подбери слово к схеме»

Цель: умение определять месторасположение звука в слове Задачи:  формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, схемы слов к данным картинкам.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, позицию  звука в слове и помещает ее к соответствующей схеме-слова.

2. Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи

«Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай 1-5»«Из чего сделано?», 

«Мой, моя, моё?», «Чья мама?», «Чей хвост?», «Кошки-мышки», «Скажи наоборот» 

3.  Игры для развития связной речи:

«Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», 

«Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры-драматизации, игры-инсценировки.

4.  Игры для развития высших психических функций

 «Четвертый лишний» или «Что лишнее»

«Найди отличия», 

 «Что спрятано?», 

«Лабиринты»,

5. Игры на знакомство с буквами

«Допиши букву»

«Найди такую же букву»

«Найди букву»

«Буквы спрятались 

«Ребусы»

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников  с ОНР более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...

"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с  ОНР.  Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...

Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...