Использование ручного труда в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Развитие речи детей через ручной труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ruchnoy_trud.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ручного труда

в коррекционно-логопедической работе

с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Воспитание правильной речи – одно из основных условий полноценного развития личности ребенка. Развитие речи одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

В настоящее время разработаны эффективные методики выявления и коррекции общего недоразвития речи, на их основе разработаны методические рекомендации и созданы программы комплексной коррекционно–логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, где учтены интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы: логопедом, воспитателем, психологом, медицинским персоналом, музыкальным руководителем, инструктором по физической подготовке. Однако, в программах и методических рекомендациях недостаточно внимания уделяется такой форме работы с детьми, как продуктивная деятельность, в том числе ручному труду, который способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму, отражает и углубляет представление детей об окружающем, способствует умственной и речевой активности, и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Занятия по ручному труду, позволяют успешно реализовывать задачи формирования основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики у дошкольников с ОНР, а при соблюдении ряда условий: усилении мотивационного плана предстоящей деятельности и акцентировании особого внимания на речевом сопровождении могут дать максимальный эффект при коррекции речи у дошкольников с ОНР.

В условиях практической деятельности с предметами развитие общения, формирование речевых навыков происходит в наиболее естественных и мотивированных условиях, когда пользование языком становится необходимостью. Дети, создавая что–то новое, углубляя и расширяя свои представления об окружающем мире, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. Знакомство с изделием, которое намечено изготовить, подготовка материалов, необходимых для работы, планирование предстоящей деятельности, сам процесс работы в условиях коллективного труда и, наконец, отчет и проверка выполненной работы – все это создает потребность и необходимость в обращении к педагогу и друг к другу с вопросом, просьбой, заданием, поручением, пожеланием и т.д.

Логопед может использовать занятия ручным трудом для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.

Для развития восприятия речи, детей учат соотносить содержание речи взрослых с собственными действиями или с действиями других детей. В ходе обучения содержание речи взрослых постепенно усложняется и увеличивается ее объем.

На занятиях ручным трудом можно успешно развивать речевые средства: обогащение словаря детей, уточнение значения слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом или с определяемым, различение (а затем и правильное употребление) слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно–ласкательной форме и т.д. На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их детьми в будущем. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, потому что все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово–название стало словом–понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Важно и то обстоятельство, что ребенок в данной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

На занятиях можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку все более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребление в активной речи по мере их усвоения. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи еще и тем, что при их осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Кроме общеразвивающих и коррекционных задач, на этих занятиях можно одновременно решать и коррекционно–воспитательные задачи, регулировать деятельность детей речью.

Таким образом, основополагающая задача применения продуктивной деятельности на логопедических занятиях состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие–либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков развития, а также дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи.

В работе целесообразно использовать методику «комментированной деятельности», основанную на методике «комментированного рисования» описанной Ольгой Петровной Гаврилушкиной, Серафимой Алексеевной Мироновой и Натальей Викторовной Микляевой, а также методические рекомендации и практический материал других авторов, применяющих занятия ручным трудом в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи Н.В. Рыжовой, Л.Н.Смирновой, Г.В.Чиркиной, Н.А.Чевелевой, Н.В.Нищевой, Л.В.Ядовской.

Наряду с общепедагогическими приемами должны быть применены и специфические приемы развития и активизации речи детей:

– создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи («забыть» положить что–либо из материла, что приведет к необходимости попросить недостающее, т.е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме);

– использование комментирующей речи, осуществляя переход от «комментирующей речи взрослого» к элементам «комментирующей речи ребенка», выполняющей те же функции (педагогом в процессе работы детей, проговаривание детьми своих действий – превращение комментирующей речи педагога из монолога в диалог, т.е. неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком – не шепотом, а вслух);

– цель продуктивной деятельности обязательно называется дважды, перед и после завершения действия;

– использование в речи большого числа приставочных глаголов (сначала педагог проговаривает, что делают дети: отщипывают, разминают, раскатывают и т.д., позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия; связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов);

– «разговор с материалом» (этот прием используется для ненавязчивого обучения детей умению формулировать различные вопросы и отвечать на них, подавать реплики, уточнять, давать объяснения и т.д. Так дети учатся вести содержательный диалог.);

– отчет ребенка о том, что приготовлено к занятию (отработка перечисления в предложениях с однородными членами);

– «похвалим работу товарища» (активизация в речи притяжательных прилагательных, упражнение в подборе определений и образных выражений).

Важно чтобы внимание педагога на занятии постоянно было направлено на развитие активных связей в системе глаз–рука–слово.

Занятия продуктивной деятельностью, построенные на вышеперечисленных принципах, способствуют накоплению в памяти детей конкретного, фактического языкового материла для последующего его обобщения на логопедических занятиях.

Синтез речевой и продуктивной деятельности (единство содержания, задач, форм и методов работы, используемых педагогами) поставит детей в условия, побуждающие их общаться между собой, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог.

Развитие детей через ручной труд имеет огромное значение не только в коррекционной работе, но и способствует проявлению творчества, самостоятельности, развитию познавательного интереса, эмоционально-волевых качеств, улучшает эмоциональный настрой детей и способствует повышению самооценки ребенка, что указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной деятельности, по утверждению В.П.Кащенко должной «…занять доминирующее место среди остальных предметов…», так как «…является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый  и сложный процесс....

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье раскрыта технология коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя индивидуальный образовательный маршрут....

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедичесакой работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 В...