Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый и сложный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_leksike.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах.
Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Общее недоразвитие речи – речевые расстройства у детей с нормальным слухом и интеллектом. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый и сложный процесс. Основными задачами педагогической деятельности в группах компенсирующей направленности являются:
- активизирование словаря,
- развитие и совершенствование связной речи,
- практическое усвоение лексических и грамматических средств,
- формирование правильного произношения, развитие психических процессов.
Проблема мотивации – одна из центральных в коррекционной работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания педагога недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
У детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях с детьми - логопатами часто используется способ взаимодействия с компьютером посредством игровой деятельности. Когда обучение протекает на основе игры, ребенок не только получает новые знания, но также без труда запоминает, обобщает и закрепляет их.
Для занятий по ознакомлению и закреплению изученного материала любой лексической темы можно разрабатывать презентации с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий, с учетом особенностей развития детей, которые помогут на занятиях удерживать внимание ребенка. Мультимедиа-презентации воспринимаются детьми как мультики, которые привычны для дошкольника.
Например: лексическая тема «Мой город. Моя республика» использование презентации позволит преподнести детям историю родного города в увлекательной форме, в результате чего новый материал будет усвоен детьми в большом объеме.
Когда обучающий материал дается в игровой форме, это помогает сформировать умения детей решать поставленные перед ним задачи, искать способы их решения, что способствует развитию логического мышления. Для поддержания интереса к речевой деятельности часто на занятиях используются загадки, элементы мнемотехники. И в этом могут помочь игры-презентации, включая их как часть занятия.
Используя на занятиях мультимедиа-презентации, компьютерные игровые упражнения, можно решить одновременно несколько коррекционно-развивающих задач: коррекция звуковой стороны речи; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи.
Работая много лет с детьми-логопатами, отметила, что применение ИКТ при условии систематического использования презентаций, компьютерных игр и упражнений в сочетании с традиционными методами обучения помогает детям с интересом наблюдать, запоминать, так как материал подается детям в яркой, доступной и интересной для них форме. Работа на компьютере помогает улучшить коррекционную работу, снижает утомляемость, позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанника, при этом легко решается проблема усидчивости.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.