Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему

Кислякова Оксана Маратовна

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Инновационно-интегративная модель логопедической ритмики, как средство реализации данных направлений, раскрывает новые возможности обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_appo_ikt.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. ГБДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга, Россия

Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Все ускоряющийся жизненный ритм и индустриализация современного общества требует внесения корректив в воспитание подрастающего поколения.
Широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование отвечает этой задаче, так как способствует оптимизации передачи знаний и опыта от ментора к воспитанникам; повышает качество обучения, расширяет адаптационные возможности индивида [2, 4].

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Инновационно-интегративная модель логопедической ритмики, как средство реализации данных направлений, раскрывает новые возможности обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается сочетание речевых нарушений со специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной сфер, что обусловливает их особые образовательные потребности [1]. Практический опыт работы с такими воспитанниками показал, что их обучение может быть более продуктивным при использовании информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных презентаций, обучающих интерактивных игр и упражнений.

Разработанная нами модель логопедической ритмики оперирует широким спектром музыкально-дидактических презентаций, коммуникативных этюдов, чем способствует развитию познавательного, эмоционального, творческого потенциала и коммуникативной компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи.

Инновационно-интегративная модель логопедической ритмики включает в себя следующие разделы: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастика, игроритмика), эмоционально-коммуникативный тренинг (массаж в парах, коммуникативные игры и этюды, релаксационные упражнения) [1].

Для обеспечения более быстрого и глубокого восприятия детьми изучаемого материала учитель-логопед и музыкальный руководитель используют мультимедийные презентационные технологии, обладающие рядом преимуществ: эмоциональной привлекательностью, интегрированностью и информационной емкостью.

Интегрированность и информационная емкость подачи материала обусловлены возможностью размещения в презентации графической, текстовой и звуковой информации. Наглядность и эмоциональная привлекательность выражается в сочетании звуковых и визуальных образов, представленных в логической последовательности, что способствует активизации восприятия и мнестических процессов воспитанников. Полисенсорная направленность таких презентаций позволяет применять их в работе различных педагогов для решения специфических задач обучения детей с речевой патологией.

Сочетание инновационно-коммуникативных технологий с традиционными способами обучения детей с общим недоразвитием речи обеспечивает более полное и  прочное усвоение ими программы специального детского сада.

Коррекционные задачи логопедической ритмики, такие как: развитие оптико-пространственных представлений, слухо-речевой памяти, просодических компонентов речи, коммуникативных умений, успешно решаются при помощи музыкально-дидактических презентаций. В разработанной нами стратегии использования этих информационно-коммуникативных технологий условно выделяется 3 этапа.

1 этап –  мнемотехническая модель. Это совокупность опорных схем для эффективности запоминания  предъявляемой информации. На этом этапе нами используются презентации, состоящие из отдельных рисунков, иллюстрирующих содержание разучиваемого материала. 

2 этап – интонационные формулы. Это зрительные образы  оркестровых и двигательных партитур. Предметные картинки, понятные детям (звездочки, капли, листочки), становятся элементами анимации и показывают направления движения голоса. Мягкое и неторопливое воспроизведение этих звуковых знаков без выкриков на верхнем окончании линии и без активного выдоха в нижней точке формирует правильное речевое дыхание и интонационно- выразительную речь.

3 этап – «Word music». Это речеи мелодекламации с музыкальным сопровождением и опорой на ритмические формулы [3]. Отстранение от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования, с другой стороны, развивает интонационное мышление, где музыкальный слух взаимодействует с речевым, тем самым, способствуя более быстрому и прочному запоминанию речевой информации.

Такая этапность обусловлена не только усложнением дидактических задач современного Российского дошкольного образования, но и постепенностью формирования у детей с общим недоразвитием речи способностей к восприятию большего количества информации, ее анализа и синтеза.

Отдельно хочется отметить необходимость включения в структуру логоритмических занятий этапа активной релаксации с использованием мультимедийных средств дидактики. Сочетание синтетических зрительно- слуховых образов, направленных на снятие мышечного зажима  и интеллектуального напряжения, обеспечивает полноценное развитие полисенсорных способностей через эмоциональное раскрепощение воспитанников.

Итоговый мониторинг интегративных качеств воспитанников специального детского сада показал, что за последние 3 года активного внедрения инновационно-интегративной модели логопедической ритмики с использованием мультимедийных презентаций в процесс обучения и  воспитания детей с общим недоразвитием речи значительно повысилась эффективность педагогической работы. Процент усвоения программы возрос с 75% до 92% благодаря активизации компенсаторных механизмов детей, что обусловливает их скорейшую адаптацию в коллективе нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи –  перспективный вектор развития коррекционной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя детского сада компенсирующего вида.

Использованная литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб: КАРО, 2005. – 176 с.
  2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М., 2000. – 168 с.
  3. Риман Г. Музыкальный словарь (Пер. с нем. Б.П. Юргенсона). — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 500 с.
  4. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый  и сложный процесс....

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье раскрыта технология коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя индивидуальный образовательный маршрут....