Программа по дополнительному образованию «Логические игры. Шашки и шахматы» для детей 5-7 лет.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

В программе приведен план обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_5-7_let.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 281»  Дошкольное отделение № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «Школа № 281»

_________________ Е.С.Вологина

«__» _________ 2016


Программа

по дополнительному образованию

«Логические игры. Шашки и шахматы»

для детей 5-7 лет

Срок реализации: 5 месяцев


Воспитатель ДО № 2

Шкилькова Н.В.

Москва

2017

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа предназначена для  детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на интеллектуальное развитие детей, совершенствование психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Предложенная программа включает:

 - применение дидактических заданий и игр;

 - изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

 - использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

 - проведение игр на уничтожение: фигура против фигуры;

 - разработка конкретных игровых положений для каждой дидактической игры.

Функции программы

Познавательная:

 - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости, различать клетки;

- развивает изобретательность и логическое мышление.

 - формирует интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;

 - способствует освоению детьми основных шашечных и шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы;

- развивает умение ставить стратегические и тактические задачи при игре в шашки и шахматы;

 - развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

 - знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами, помогает ставить цель в игре;

 - демонстрирует взаимодействие между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также развивает умение применять полученные знания о шашках, шахматах в процессе игры;

 - обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии;

 - содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Воспитательная.

Вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, борется до конца, не унывает при неудачах.

Эстетическая.

Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическая.

Побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционная.

Помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей развитию всех психических процессов, в том числе внимания, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игр. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы  это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.

Главная цель создания программы и методического пособия

Обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

1.Популяризация шахматной и шашечной игры среди детей.

 2.Организация здорового досуга.

 3. Овладение  детьми элементарными основами шахматной и шашечной игры.

 4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

 5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

В данной программе производится:

- знакомство школьников с принципами шахматной и шашечной игры;

- развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к этим играм, а также подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

- создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников;

- формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы и шашки.

Актуальность программы

Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в группах старшего дошкольного возраста. Поэтому знакомство с игрой в шахматы и шашки в детском саду проходит как развивающая настольно-печатная игра.

В связи с этим была разработана дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки, отвечающая  психофизиологическим требованиям и возможностям детей школьного возраста. Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, В.К.Погребного, В.Я Юзюк, В. Касаткиной, журнала «Шахматы» и др.

Педагогическая целесообразность

Дети в доходчивой форме  с помощью чтения сказок, проведения игр-заданий, викторин, продуктивной деятельности развивают личностные качества, обогащают мыслительные процессы, накапливают знания, опыт, начинают самостоятельно думать, анализировать, оценивать свои ходы и поведение.

Реализация программы

Реализация данной программы осуществляется на групповых занятиях в форме игр, упражнений, бесед, конкурсов.

Количество детей в подгруппе от 5 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий -25 минут с перерывом на физкультурную паузу.

Уровень владения шашками и шашками нулевой или начальный.

Время реализации программы – 5 месяцев.

Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам с учащимися 1-го года прилагается.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий имеются: столы, стулья, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.

Предполагаемый результат

1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше дошкольников.

2.Для тех детей, которые знакомы с основами игры, повысить уровень игры в шашки и шахматы.

К концу учебного года дети должны знать следующие термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация  соревнования.

Цели и задачи

Перед шахматно-шашечным кружком первого года обучения ставятся такие образовательные задачи:
- ознакомить с историей шахмат и шашек;
- рассказать о шахматной и шашечной игре;
- дать понятия о комбинациях и позиционной игре;
- рассмотреть часто встречающиеся начала  и окончаний шахматной и шашечной игры;
- создать условия для развития логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления,
техники расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий;
- помогать детям в воспитании воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Используемая литература

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

В.К.Погребной, В.Я Юзюк «Шашки для детей» Издание пятое  - Ростов-на Дону; Феникс, 2015.

В.Касаткина «Шахматная тетрадь». – г.Архангельск: ООО «Дайв», 2015

Журнал «Шахматы. Гарри Поттер». – М.: ООО «Де Агостини», 2008

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Е.Ильин Приключения Пешки»

Е.Чеповецкий  Приключения шахматного солдата Пешкина.

Логические игры

План занятий с детьми 5-7 лет

Темы

Количество занятий

Итого

Теория

Практика

Декабрь

1

Таблица. Столбик, строка. Понятие о клетке.

0,5

0,5

1

2

История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.

0,5

0,5

1

3

Как ходят шашки

0,5

0,5

1

4

Цели игры и определение результата партии

0,5

0,5

1

5

Как начинать партию

0,5

0,5

1

6

Делаем наилучшие ходы

0,5

0,5

1

7

Простые комбинации

0,5

0,5

1

8

Основы позиционной игры

0,5

0,5

1

Январь

9

Комбинационные приемы: жертва

0,5

0,5

1

10-11

Связывание

0,5

1,5

2

12

Размен

0,5

0,5

1

13

Достижение выгодной оппозиции

0,5

0,5

1

14

Треугольник Петрова

0,5

0,5

1

15

Столбняк

0,5

0,5

1

Февраль

16

Растяжка и оттяжка

0,5

0,5

1

17-18

Самоограничение

0,5

1,5

2

19-20

Мостик Каулена

0,5

1,5

2

21-22

Трамплин

0,5

1,5

2

Март

23-25

Шашечный турнир "Наш лучший шашист"

3

3

26

Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами

1

1

27

Как найти нужную клетку

0,5

0,5

1

28

Шахматные фигуры

0,5

0,5

1

29

Сканворд в картинках

0,5

0,5

1

30

Начальное положение

0,5

0,5

1

31

Решение шахматных задач

1

1

Апрель

32

Король

0,5

0,5

1

33

Шах и мат

0,5

0,5

1

34

Рокировка

0,5

0,5

1

35

Пат  и ничья

0,5

0,5

1

36-39

Шахматный турнир "Наш лучший шахматист"

4

4

Итого:

39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Логическая азбука"

Рабочая программа по дополнительному образованию "Логическая азбука"...

Программа по дополнительному образованию «Логические игры для детей 4-5 лет»

В программе приведены планы занятий по развитию логического мышления у детей 4-5 лет....

Программа по дополнительному образованию "Мы играем в ЛЕГО"

Программа  по дополнительному образованию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Математикой играя, развиваемся»

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Умные игры в добрых сказках» (кружок)

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ«Умные игры в добрых сказках» (кружок)социально-педагогической направленностидетей дошкольного возраста 5-6 лет...