Рабочая программа по дополнительному образованию "Логическая азбука"
рабочая программа по математике на тему

Рабочая программа по дополнительному образованию "Логическая азбука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

 Заведующая: _Т.Г. Мисайлова.

МБДОУ «Детский сад №13 «Чайка»

 с приоритетным осуществлением физического развития детей третьей категории

Рабочая программа

По дополнительному образованию детей дошкольного возраста

«Логическая азбука»

Воспитатель: Гриценко К.С.

г. Балей 2016год

Пояснительная записка

        Ни одно человеческое исследование  

     не может назваться истинной  

      наукой, если оно не прошло через    

   математические доказательства.      

                              Леонардо да Винчи

      Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.                      Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. 

            Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

             Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

              Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Актуальность .

           Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. 
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» 
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

         Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, начало развития (стартовая площадка) приходится на дошкольный возраст.
              Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. 
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
        Актуальность данного вопроса натолкнула меня  на разработку программы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста.

Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.

Задачи:

  • Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
  • Учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
  • Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. 
  • Новизна опыта состоит:
    - - в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой и познавательной деятельности

Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. 
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. 
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. 
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками. 

 Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста мною использована развивающая технология «Сказочные лабиринты игры»  «Игра  плюс сказка». Первым принципом технологии является игровое обучение детей дошкольного возраста – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

 2. Интеллект. Вторым принципом технологии является построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то «предметного» результата.

 3. Творчество. Ещё одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.


Основные принципы организации реализации программы

  •  Единство:
  • сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность  педагогов, родителей и детей;
  • использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его интересами, потребностями, особенностями;
  • педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;  
  • Систематичность и последовательность:
  • использования различных способов реализации программы: запланированный, косвенный, ситуативный
  • решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и  при проведении режимных моментов;
  • Наглядность:
  • использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;
  • создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов;
  • Доступность:   учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития;
  • Связь с жизнью:   эффективное, полноценное развитие личности ребёнка – дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;
  • Метапредметные связи:
  • «Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы. 
  • «Речевое развитие» : Поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой ОД кружка.
  • «Физическое развитие»: Осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве. 
  • «Социально-коммуникативное развитие»: Обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради) .
  • «Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках. 

Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

 Сроки реализации программы – учебный год. 

Методическое обеспечение программы :

  1.  В.Г.Гоголева Логическая азбука для детей 4-6лет. Детство-Пресс» Санкт-Петербург 1998.
  2. Е.Н.Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Выпуск 1 и Выпуск 2, Воронеж 2007.
  3. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург 1997.
  4. Программа Вераксы
  5. Интернет-ресурсы.
  6. блоки


Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут.

Количество детей – 10 человек.

Формы и приемы работы:

  • игра;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игра-путешествие;
  • рассматривание;
  • чтение художественной литературы.

Структура занятия:,

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  • Физминутка, пальчиковая гимнастика.
  • Закрепление нового материала.
  • Развивающая игра, рисование, шнуровка.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Содержание программы 

Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет на 3 года обучения.      

Первый год обучения ( возраст детей 4 года) происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие.

Второй год обучения ( возраст 5 лет) происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов.

Третий год обучения возраст (6 лет) начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности .Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Представляю разработанную мною систему дидактических игр математического содержания, направленных на развитие логического мышления и описание нескольких игр.

Средний дошкольный возраст

Месяцы

задачи

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Развивающая среда

Работа с родителями

1 квартал

Сен

тябрь

Ок

тябрь

Ноябрь

Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме; цвету и форме.

- Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества.

- Группировка предметов по цвету.

- Освоение умений группировать геометрические фигуры.

Зан. №1,2,13 («Математика от 3 до 7»)

Дидактические игры:

«Паровозик»- «Рассели жильцов»-

упрощенные варианты.

«Как изменилась фигура?»

- «Раздели фигуры»

 

- Блоки Дьенеша;

- «Домик для блоков»;

Игрушки.

Оснащение уголка для родителей специальной литературой.

2 квартал

Дек

абрь

Январь

Фев

раль

- Определение равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой-маленький, длинный – короткий и т.д.

- Объединение предметов по выбранному общему качественному признаку: величине, форме и т.д.

- Объяснение простейших обобщений.

- Развитие образного воображения, логики, мышления.

- Развитие смекалки, умения выделять характерные признаки предметов и группировать их по 2 признакам.

Занятия №19-21(«Математика от 3 до 7»)

Дидактические игры:

«Паровозик», «Поможем Золушке, «Лабиринт» - упрощенные варианты.

«Сложи квадрат»;

«Раздели фигуры».

- Блоки Дьенеша;

- «Домик для блоков»;

Карточки – символы;

Игрушки.

Оснащение уголка для родителей фотодокумен- тами («Дети играют», «Дети занимаются»)

3 квартал

Март

Апрель

май

- Сравнение контрастных и одинаковых предметов. Определение размера путем их непосредственного сравнения: приложения, сопоставления на глаз (длинный, короткий…

- Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур.

- Развитие умения представлять предмет (создавать образ) по схематическому изображению.

- Различение и нахождение геометр.фигур. Умение видеть последовате6льность развертывания действия. Развитие умения выделять несколько признаков и классифицировать множества по 2 свойствам. Занятия 22 - 24(«Математика от 3 до 7»)

Дидактические игры:

«Паровозик», «Поможем Золушке», «Лабиринт», - упрощенные варианты.

«Сложи квадрат»;

«Раздели фигуры»,

«Целое и части»

- Блоки Дьенеша;

- «Домик для блоков»;

Карточки – символы;

Игрушки.

«Круглый стол» - «Занимательная математика».

Средний дошкольный возраст

месяцы

задачи

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Развивающая среда

Работа с родите

лями

1 квар

тал

Сен

тябрь

Ок

тябрь

Ноябрь

- Выделение одновременно двух свойств фигур (форма и цвет; цвет и форма, размер и цвет)

- Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине; составление упорядоченных рядов (5-7 предметов)

- Количественный и порядковый счет.

- Развитие умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

- Развитие умения решать логические задачи.

(«Математика от 3 до 7» занятия 1,2)

Дидактические игры:

-«Паровозик»

- «Улитка»

- «Хоровод»

- «Раздели фигуры»

Игра «Сложи узор»

- Блоки Дьенеша;

- Игровое поле с изображением спирали для игры «Улитка»;

- Игрушки

Оснащение уголка для родителей специальной литературой

2 квар

тал

Де

кабрь

Январь

Фев

раль

- Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т.д.

- Выделение одновременно трех свойств фигур (форма, цвет, размер)

- Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.

- Развитие смекалки, умения составлять задачи на преобразование, умение обобщать, делать логические выводы.

(«Математика от 3 до 7» занятия11, 14)

Дидактические игры:

-«Паровозик»

- «Улитка»

- «Хоровод»

- «Раздели фигуры»

- «Расставь мебель в комнате»

- Блоки Дьенеша;

- Игровое поле с изображением спирали для игры «Улитка»;

- Игрушки

Оснащение уголка для родителей фотодокумен- тами («Дети играют», «Дети занимаются»)

3 квар

тал

Март

Апрель

май

- Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.

- Классификация предметов по одному, двум признакам.

- Умение вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой, алгоритмом.

- Развитие смекалки, умения обобщать, делать логические выводы, выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, величина)

(«Математика от 3 до 7» занятия 11, 19)

Дидактические игры:

-«Паровозик»

- игра с двумя обручами

- «Раздели фигуры»

- «Алгоритм»

- Блоки Дьенеша;

- Игрушки;

- Карточки – схемы с кодами геометрических фигур.

 

«Круглый стол» -«Математика – это интересно».

 

Старший дошкольный возраст

месяцы

задачи

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Развивающая среда

Работа с родителями

1 квар

тал

Сен

тябрь

Ок

тябрь

Ноябрь

- Сравнение, классификация по свойствам с выделением одновременно 2-3 свойств.

- Анализ предметов окружения, выявление сходства и различия их по сравнению с геометрическими эталонами.

- Формирование умения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью.

- Знакомство с понятиями «геометрическая фигура» (№2 Волчкова В.Н).

- Развитие умения классифицировать

(«Математика от 3 до 7» №5)

 

Дидактические игры:

-«Паровозик»

-«Поможем Золушке»

-«Где мое окно?»

-«Как изменилась фигура?»

- Блоки Дьенеша;

- «Домик для блоков»;

-Карточки – символы;

- Карточка с многоэтажным домом.

Оснащение уголка для родителей специальной литературой

2 квар

тал

Де

кабрь

Январь

Фев

раль

- Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур.

- Изображение геометрических фигур.

- Сравнение предметов по форме, цвету, размеру.

- Знакомство с понятием «горизонтальная линия»; «вертикальная линия»

( Волчкова В.Н № 13, 14).

 

Дидактические игры:

-«Паровозик»

-«Театр»

-«Где мое окно?»

-«Поможем Золушке»

«Лабиринт»

- Блоки Дьенеша;

- «Домик для блоков»;

-Карточки – символы;

- Карточка с многоэтажным домом.

Карточка «Театр».

Оснащение уголка для родителей фотодокумен- тами («Дети играют», «Дети занимаются»)

3 квар

тал

Март

Апрель

май

- Составление, преобразование геометрических фигур, составленных из палочек.

- Ориентировка по плану.

- Использование плана для решения задач на ориентировку в конкретных условиях.

- Развитие памяти, логического мышления, умения анализировать

- Развитие умения предвидеть результаты деятельности.

- Освоение умения классифицировать множества.

(«Математика от 3 до 7» №20 - 23)

 

Дидактические игры:

-«Паровозик»

-Игра с 2-3 обручами;

- «Раздели фигуры»,

«Алгоритм», «Театр»

-«Поможем Золушке»

«Лабиринт»

-«Где мое окно?»

 

- Блоки Дьенеша;

- «Домик для блоков»;

-Карточки – символы;

- Карточка с многоэтажным домом.

Карточка «Театр».

-Карточки с кодами геом.фигур;

-Игрушки.

«Круглый стол» -«Поиграем вместе».

Способ проверки результатов работы: 

Мониторинг  усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; итоговый – май) ; открытые занятия кружка .
Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация». Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.
2. «Последовательные картинки» (-//-, с 70, 
3. «Исключение лишнего» (-//-, с71, 
4. «Размести фигуры» (см. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/Д: Феникс, 2005., с163, 
5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164) .
Критерии диагностики
• Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности. 
• Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ. 
• Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. 
• Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости. 
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. 
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. .

Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.
2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997. 
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я развиваю логику. –Ярославль, Академия развития., 2009.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Я учусь думать творчески. –Ярославль, Академия развития., 2009.
6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Школа для малышей. Развиваем внимание, восприятие, логику. –Ярославль., Академия развития, 2008.
7. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. -СПб. : «Детство-Пресс», 1998.
9. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008. 
10. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/Д: Феникс, 2005.
11. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008. 

12. Интернет ресурсы

Приложение:

Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель: Учить  детей «читать» знаки-символы  (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма);

- выбирать необходимый блок из нескольких;

- развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

- лабиринт» - стрелки из плотной бумаги;

- набор объемных блоков Дьенеша;

- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер);

Ход игры:

На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где ле6жат любимые игрушки детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.

Усложнение игры:

- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер, толщина

 

Дидактическая игра «Поможем Золушке»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- кодовые карточки- символы;

- «домик для блоков».

Ход игры:

- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.

Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;

Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;

Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.

Усложнение игры:

- Разложить овощи с указанием их размера.

 

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- игрушки: медвежонок и заяц.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.

Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.

Паровозик нужно строить по правилам:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);

- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

- чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес  к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.

Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хлтят с нами  поиграть.  Давайте поиграем вместе.

Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место», и другие.

Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

 

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- упражнять в счете;

Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- «домик для блоков».

Ход игры:

В группе детского сада жили –были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.

И дети вместе с воспитателем решили поселить их в в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки называют номер квартиры, этаж.

 

Дидактическая игра «Алгоритм»

(для индивидуальной работы с детьми)

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признакахъ и свойствах;

- Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности;

- Развивать внимание, пространственное мышление;

- Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма).

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- карточки-схемы;

- карточки с кодами геометрических фигур.

Ход игры:

Ребенку выдаются карточки-схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.

Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.

 

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Цель: Закрепление свойств геометрических фигур;

- учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.

1.Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:

- У мишки оказались все красные фигуры. У зайки – все не красные.

- У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)

- У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?

 2. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки – все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).

3. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки – все большие.

- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)

- Чебурашке – (желтые, маленькие, не круглые);

- Незнайке – (большие, не круглые, не желтые);

- Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)

- Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);

- Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);

- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)

- А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

 

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Развивающая среда:

- игровое поле с изображением спирали;

- набор объемных блоков Дьенеша.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. домик получится нарядным и красивым.

Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем  признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится нарядным и красивым.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

                                 

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- обручи;

- коды-символы.    

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:

- 1 обруч – синее цветовое пятно;

- 2 обруч – все маленькие;

- 3 обруч – желтое цветовое пятно;

- 4 обруч – все квадратные;

- 5 обруч – все большие;

- 6 обруч – все круглые и так далее.

Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая.

Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

 

      Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- обручи;

- коды-символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Используемая литература:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...