Семинар-практикум для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
методическая разработка на тему

Терещенко Татьяна Сергеевна

Семинар-практикум для педагогов  «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 ст-цы Камышеватской МО Ейский район

Семинар-практикум для педагогов

 «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Подготовила:

старший воспитатель Терещенко Т.С.

ст. Камышеватская,

2017 год

Цель. Познакомить педагогов с проектной деятельностью для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.

Задачи.

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов.

3. Способствовать творческому поиску.

План.

1. Вступление.

2. Выступление педагогов.

3. Вопросы – ответы. Структура проекта. Просмотр презентаций.

4. Практическая часть.

5. Заключение.

6. Рефлексия.

I. Вступление.

Уважаемые педагоги! Позвольте вам напомнить, что в последнее время вопросом

развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особенное внимание. Наряду с этим, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.

В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с греческого проект – путь исследования.

В основе ФГОС заложены принципы: (вот некоторые из них)

Основные принципы дошкольного образования:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным;

- участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В нашем структурном подразделении дошкольного учреждения уделяется большое внимание и широко используется проектная деятельность.

В процессе проектной деятельности мы делаем акцент на развитие:

- познавательной инициативы;

- освоения ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта;

- расширение кругозора детей.

В современной педагогике и психологии выстроился определенный подход к организации проектной деятельности, например в данном направлении работают:

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С.Евдокимова, Н.А. Рыжова, Н.А. Короткова и др.

Проектная деятельность также позволяет включать родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В процессе подготовки совместной презентации родители помогают детям найти знания, информацию через интернет, энциклопедию и другие источники.

II. Выступление педагогов.

А сейчас давайте выслушаем группу педагогов, которые ознакомят нас с теоретическим анализом психолого-педагогической литературы по данной проблеме:

1. Воспитатель подготовительной группы Андрияш М.И. Анализ книги;

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;

2. Воспитатель старшей группы Удикова Н.В. Анализ книги Евдокимова Е. С. «Проект как мотивация к познанию»;

3. Воспитатель старшей группы Позова А.А.. Анализ книги Н.А. Рыжова «Напиши письмо сове» экологический проект;

4. Воспитатель подготовительной группы Елисеева Н.Н. Анализ периодической печати.

III. Вопросы – ответы. Структура проекта.

Уважаемые педагоги! Мы прослушали выступления наших коллег. Естественно у кого-то возникли какие-то вопросы. Я не исключение.

Первый вопрос у меня ко всем вам самый простой – «А как вы считаете, зачем вообще нужны проекты?»

Предполагаемые ответы:

Проекты нужны для развития у детей: мышления, воображения, внимания, памяти, речи, умения слушать, укрепляют самостоятельность, познавательную деятельность детей. Исследовательские проекты развивают наблюдательность. Творческие проекты развивают творческие способности детей.

Второй вопрос – «А какую роль в организации проектной деятельности играет педагог?

Предполагаемые ответы:

Педагог должен знать проект поэтапно, его особенностей, проблематики, будущности. Поставить цели и задачи данного проекта – для себя. Воспитатель должен организовать проблемную ситуацию. Ознакомить с проектом родителей, а при необходимости и помочь. Заинтересовать каждого ребенка, поддерживать все его начинания.

Следующий вопрос – «А каковы на ваш взгляд основные этапы метода проектов?»

Предполагаемые ответы:

Проблема – Планирование - Поиск информации – Продукт - Презентация

- помочь ребёнку в выборе вопроса;

- разработать проект – план;

- выполнение проекта – практическая часть;

- подведение итогов – показ презентаций.

«С чего же начать проект и как заинтересовать детей?»

Предполагаемые ответы:

- В самом начале проекта воспитатель должен создать проблемную ситуацию, озвучит какую-либо проблему, просьбу или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.

- Кто-то пришел.

- Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране).

- Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.).

- Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие.

«А про какие виды проектов вы узнали?»

Предполагаемые ответы:

Удикова Н.В. предлагает 4 вида проектов: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

Веракса 3 вида проектов: исследовательские, творческие, нормативные.

«А как долго может длиться проект и коков состав его участников?»

Предполагаемые ответы:

Проекты бывают: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные.

А теперь составим с вами примерный план проектной деятельности.

Примерный план.

1.  Поставить цель проекта.

2.  Разработка плана достижения цели.

3.  Привлечение специалистов.

4.  Составление плана-схемы проекта.

5.  Сбор, накопление материала.

6.  Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Презентация проекта, открытое занятие.  

Для закрепления прослушанного предлагаю вам посмотреть наиболее интересные проекты, которые предоставлены на ГМЦ и проекты нашего структурного подразделения которые участвовали в городском конкурсе проектов.

IV. Практическая часть.

Перейдем теперь от теории к практике, предлагаю вам разделиться на 3 группы и каждая группа должна разработать план-проект.

Первая группа разрабатывает план исследовательского проекта.

Вторая группа - творческий проект.

Третья группа – нормативный проект.

Защита проектов.

V. Заключение

Уважаемые коллеги! Полагаю, что наш семинар прошел плодотворно и динамично, было прослушано достаточно много интересных выступлений. Позвольте мне на основании выслушанного и высказанного, а также опираясь на литературные изыскания в области проектной деятельности, отметить некоторые важные стороны данного вопроса, а именно: познавательная активность дошкольника проявляется сейчас ставиться на первое место. Ребенок должен уметь принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения. В нашем структурном подразделении мы уже давно работаем по проектной деятельности, и наши дети и их родители с удовольствием включаются в этот процесс. Спасибо за внимание!

VI. Рефлексия.

А теперь предлагаю вам оценить работу на семинаре, вам предлагается поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах.

Деятельность ведущего.

Содержание семинара.

Деятельность участника (самооценка).

Психологический климат в группе.

Оценка осуществляется по 10-балльной шкале (заранее готовится мишень).

 

Литература:

Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 64 с.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Мастер-класс для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»...

Консультация для педагогов "Проектно-исследовательская деятельность как один из факторов успешной работы по самообразованию"

laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Семинар-практикум для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»...