Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Организация питания детей в детском саду в средней и старшей группах"
    консультация (средняя, старшая группа) на тему

    Консультация для воспитателей "Организация питания детей в детском саду в средней и старшей группах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_pitaniya_detey.docx20.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Питание должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

    Соблюдение основных принципов организации питания в дошкольном учреждении должно быть непоколебимым:

    - Питание должно быть полноценным и сбалансированным.

    - Энергетическая ценность должна соответствовать энергозатратам детей.

    - Чем разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.

    - Пища должна быть вкусной.

    - Следует ограничивать потребность продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй.

    - Объем рациона и режим должны соответствовать возрастным потребностям организма детей.

    - Необходимо обеспечивать правильный питьевой режим ребенка.

    - Должно присутствовать индивидуальное питание.

    - Условия для организации питания детей должны соответствовать требованиям.

    -Необходимо соблюдение гигиенических требований.

    - Рациональное питание должно подкрепляться тщательно составленным меню.

    Обязателен постоянный контроль за правильной организацией питания.

    1. Воспитатель следит за порядком и последовательностью назначения детей на дежурство.
    2. Под руководством воспитателя дежурные моют руки, приводят себя в порядок, одевают фартуки.
    3. Младший воспитатель следит за правильностью сервировки. Воспитатель контролирует и оценивает работу дежурных.

    Во время дежурства дети с помощью воспитателя начинают понимать, что их работа нужна всей группе (формируется мотивация), вырабатывается привычка выполнения постоянных трудовых обязанностей. Воспитатель постоянно обращает внимание всех детей на необходимость и обязательность данной работы, помогает детям понять связь между целью, результатом и его значением.

    Ср. гр.

    В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

     В начале года дежурит, кто хочет. Когда все научились дежурить, можно предложить детям график дежурства.  

    Дети вместе с воспитателем и его помощником начинают осваивать навыки сервировки стола, т. е. дежурят по столовой, одевают специально сшитые фартуки и накрывают на стол.

    Дежурные расставляют тарелки (заранее приготовленные помощником воспитателя), каждую против стульчика, справа от них кладут ложки и вилки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

    Со второй половины года впервые появляются в сервировке стола ножи, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

    Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата. Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

    Маленькую ложечку –  рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

    Когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.  

    Каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а бокал относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.

    Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола.

    Ст.гр.

    В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Со второй половины года на дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

    Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей.

    Дети ставят нужную посуду и выкладывают приборы с нужной стороны (ложки и ножи справа, вилки с лева).  (салфетницы с бумажными салфетками на центр стола ставятся, хлебницы тоже на цент стола, ставятся глубокие тарелки для супа). На столах не должно быть ничего лишнего, что мешало бы брать хлеб, салфетки, ставить тарелки). Ножи безопасны для детей с притупленным лезвием. Дети со старшей группы должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами. Когда вся работа детей закончена, помощник воспитателя разливает готовую пищу. Дети садятся кушать, за столом воспитатель проговаривает вместе с ними, что они кушают, из чего приготовлено это блюдо, что в нем полезного.

    Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если помощник воспитателя не успела её убрать), а бокалы относит на раздаточный стол. Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, сметают крошки со стола.  

    Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

    Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

    Поблагодарив взрослых, дети старших групп дожидаются товарищей по столу, а затем организованно выходят из-за стола.

    Организационные вопросы дежурства включают порядок и последовательность назначения детей на дежурства. Важно продуманно подбирать дежурящих детей (2-4 ребенка) с учетом объема работы, желаниями детей дежурить с тем или другим ребенком; с детьми, уверенно и четко знающими работу можно поставить менее умелого, которого дети будут сами учить; можно поставить двух-трех новичков, которые будут учиться вместе.

    1. Воспитатель во время приема пищи:

    -учит правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

    -учит пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

    - учит тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

    - учит правилам общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с полным ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

    Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

    Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

    Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Воспитатель должен приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

    Мягко, но настойчиво воспитатель должен донести до ребенка мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками - это некрасиво.

    Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии. Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

    Ребенок должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего. Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот кипяченной водой.

    Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

    средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды;

    -старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

    -продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

    Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. Детям старших групп, сидящим за одним столом, разрешается в это время негромко поговорить, обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок. Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть.

    Что должен уметь и знать воспитатель:

    -воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

    -проводить беседы с родителями о питании ребенка дома;

    -выяснять причины возникновения плохого аппетита;

    -создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника);

    -во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

    -уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде);

    -во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

    -позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

    - не следует торопить детей;

    -не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

    Одна из характерных черт культурного человека это умение вести себя за столом. Занятия по столовому этикету желательно проводить небольшим числом детей и в присутствии родителей, чтобы решать задачи, связанные с созданием единых требований в семье и ДОУ («Посуда и столовые приборы», «Как правильно и красиво накрыть на стол», «Поведение за столом», «Чаепитие за столом»)

    При правильно организованном питании дети едят охотно, с удовольствием, не теряют аппетита.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Здоровье детей в детском саду"

    Консультация для родителей "Здоровье детей в детском саду"...

    Консультация для родителей. «Адаптация детей в детском саду».

    Консультация для родителей.«Адаптация детей в детском саду»....

    День знаний в детском саду для средних и подготовительной групп

    Развлечение для детей на 1 сентября.Эагадки, игры, песни....

    Консультация для родителей Адаптация детей в детском саду "В помощь родителям!"

    Что такое адаптация? Как преодолеть трудности адаптации и детям и родителям....

    Сценарий праздника Моды в детском саду для (средней и старших групп).

    Разработка сценария праздничного развлечения "Праздник моды в детском саду"....