Инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию " Чистый ручеек души"
проект (старшая группа) по теме

Лактина Елена

В современном мире немало важную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между подрастающим поколением  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений. Форумом для встреч стал разработанный нами проек " Чистый ручеек души".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_rabota.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3

 г. Ярцева Смоленской области

Инновационный проект

по духовно-нравственному воспитанию

 « Чистый ручеек души»

руководители проекта:

                     

                                                                           Лактина Е.В.- воспитатель

                                                                   Антоненкова Н.В. – учитель -логопед

ПРОЕКТ « Чистый ручеек души»

Сроки реализации: долгосрочный (01.09.2016-31.05.2018г.)

Вид проекта: творческий

Возраст детей: 4-7 лет

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители. 

Направление проекта: духовно- нравственное воспитание детей

Актуальность:

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми. Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения обусловили необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.

Социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности детского сада, открыло перспективы для подлинной организации духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблема:

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания  и принятия этих норм.

Цель:  Воспитание милосердия через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

 Воспитание социальной культуры через формирование патриотизма и гражданской солидарности,  почтения и любви к окружающим, бережного отношения к окружающему миру, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку

  • изучить историю страны через судьбы участников проекта;
  • организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
  • помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
  • укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
  • организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;
  • усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
  • укрепить духовную связь между поколениями
  • создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
  • развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
  • воспитывать уважение к людям старшего возраста

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание дошкольником ценности человеческой жизни;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

Новизна  проекта.

Его  значение сводится к следующему:

  • для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых,  реализации совместных инициатив;
  • для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача подрастающему поколению  исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
  • для общества – устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

Ожидаемый результат:  

Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности (определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитание гражданина России, включенной в состав документов ФГОС нового поколения):

-патриотизм – любовь к России, своему народу;

-социальная солидарность – личная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-традиционные российские религии – представления о вере, духовности, толерантности;

-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие, этическое развитие;

Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний  об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.

  Второй уровень результатов – получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Нами предложена модель  духовно-нравственного воспитания старших дошкольников, реализуемая в рамках целевого творческого практико-ориентированного проекта, объединяющего всех субьектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей, общественные организации) и оптимально раскрывающего интегративные возможности изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности (занятия, праздники, конкурсы, концерты, конференции) в достижении детьми 4 - 7 лет целевых образовательных ориентиров, соответствующих ФГОС ДО.

План реализации проекта

Подготовительный этап

п/п

Мероприятие

Сроки

(дата, месяц, год)

1.

Определение темы и актуальности проекта

09.2016

2.

Определение круга социальных партнеров и получение их согласия

09.2016

3.

Нормативно-правовое обеспечение (письменное согласие родителей воспитанников или лиц их заменяюших, о соглашении сотрудничества с СОГБУ СРЦМ « РАДУГА» и « Ярцевским интернатом для престарелых и инвалидов»

09.2016

4.

Составление плана мероприятий

09.2016

5.

Разработка сценариев совместных мероприятий

09.2016

6.

Занятие « Путешествие по дорогам милосердия»

10.2016

7.

Занятие « Моя семья»

11.2016

8.

Занятие « Доброе дело и милосердие – основные правила христианской жизни»

12.2016

Основной этап

1.

Праздничное мероприятие «Осень» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

14.10.2016

2.

Благотворительная акция « Старость в радость» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Ноябрь 2016

3.

Мероприятие для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию ко дню правовой защиты

СОГБУ СРЦМ « РАДУГА»

Декабрь 2017

4.

Благотворительная акция «Им нужна наша помощь» (приют для бездомных животных «Доброе сердце»)

Февраль 2017

5.

Праздничное мероприятие « Весенний калейдоскоп» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

11.03.2017

6.

Благотворительная акция для малышей–сирот проживающих в доме ребенка « Солнышко» (мои первые книжки)

Март 2017

7.

Урок «Светлый праздник Пасха»» Настоятель Скорбященского храма города Ярцева иерей Евгений Пономарев

10.04.2015

8.

Посещение Скорбященского храма города Ярцева

18.04.2017

9.

Благотворительная акция «Протяни руку лапам». (приют для бездомных животных «Доброе сердце»)

28.04.2017

10.

Ежегодные акции «Неделя добра и милосердия»

24-28.04. 2017

11.

 Мероприятие для малышей–сирот проживающих в доме ребенка «Солнышко» «По дороге к сказке»

  Апрель  2017

12.

Совместное мероприятие воспитанников МБДОУ №3 и СОГБУ СРЦМ приюта « Радуга». «Выходи играть во двор».

  Май  2017

13.

Гала-концерт «День Победы» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

  Май  2017

14.

Праздничное мероприятие ко дню пожилого человека (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

  Ноябрь 2017

15.

Праздничное мероприятие «День Матери» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Ноябрь 2017

16.

Благотворительная акция « Старость в радость» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Ноябрь 2017

17.

Мероприятие для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию ко дню правовой защиты

СОГБУ СРЦМ « РАДУГА»

Ноябрь 2017

18.

Праздничное мероприятие «Новогодний серпантин» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Декабрь 2017

19.

Благотворительная акция «Новогодняя игрушка». (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Декабрь 2017

20.

Праздничное мероприятие «Святки» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

 Январь 2018

21.

Праздничное мероприятие для детей проживающих в СОГБУ СРЦМ « РАДУГА»  « Широкая масленица»

Февраль 2018

22.

Благотворительная акция «Праздник рядом» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Март 2018

23.

Благотворительная акция «Аленький цветочек» (для проживающих в Доме-интернате для  престарелых и инвалидов города Ярцева)

Март 2018

24.

Ежегодные акции «Добро и милосердие»,

Апрель 2018

25.

Совместное мероприятие воспитанников МБДОУ №3 и СОГБУ СРЦМ приюта « Радуга».

 « Пасхальный благовест».

Апрель 2018

26.

Урок «Дорогою добра» Настоятель Скорбященского храма города Ярцева иерей Евгений Пономарев

Апрель 2018

27.

В рамках акции «Весенняя неделя добра» мероприятие «Зов милосердия».

Апрель 2018

28.

Благотворительная акция «Протяни руку лапам». (приют для бездомных животных «Доброе сердце»)

Апрель 2018

29.

Праздничное мероприятие « День победы».

    Май     2018

Заключительный этап

1.

Презентация для родителей воспитанников: «Воспитание милосердия через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.»

Май 2018

  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Стандарт направляет на решение таких задач, как  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить зарождающееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. Гармоническое развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания  и принятия этих норм.

В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между подрастающим поколением  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

        Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение дошкольников с пожилыми людьми на основе нетрадиционных форм и неформальных методов работы.

 Форумом для встреч поколений стал созданный с этой целью проект «Чистый ручеек души». В его работе воплотились традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно у детей развивать эти ценности, прививать  уважительное отношение к пожилым людям и инвалидам, оказывать им помощь.

Одно из направлений нашего проекта заключается в том, что через досуговые мероприятия устанавливается связь между воспитанниками и пожилыми людьми, происходит сближение ценностных ориентиров, формируются духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение. На таких встречах участники проекта, дети и взрослые, общаются в неформальной обстановке, что способствует лучшему взаимопониманию между ними, сокращается недостаток общения между детьми и пожилыми людьми развиваются творческие и исполнительские способности, расширяется кругозор и познавательный интерес. Формируются навыки этикета.

 Проект « Чистый ручеек души» - для детей это осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых,  реализации совместных инициатив;

для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;

для общества - установление отношений между поколениями, снижение социальной напряженности, формирование толерантности. 

Многолетнее сотрудничество нашего детского сада с Ярцевским интернатом для престарелых и инвалидов явилось хорошей школой для воспитания у дошкольников основ заботливого отношения к окружающим людям: терпением, пониманием, любовью, уважением, милосердием, нетерпимостью к дурным поступкам. Проводимые нами мероприятия позволяют  сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к окружающим их людям. Говоря о доброте и милосердии мы подразумеваем не только уважение и сострадание к пожилым людям и инвалидам, это и забота о всем живом (животные, птицы и т. д). Наши воспитанники регулярно  посещают  приют для животных «Доброе сердце».

Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. От сюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Исходя из выше сказанного дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Правомерность такого предложения подтверждается не только научными исследованиями, но и данными социологического опроса родителей и воспитателей дошкольного учреждения посредствам анкетирования и индивидуальных бесед. Анкетирование показало, что 10% - респондентов признали актуальность воспитания гражданственности в современных условиях; 90% - считают, что воспитание гражданственности должно проходить и в семье и в ДОО, 10% - только в семье. 67% - опрошенных признают необходимость специальной работы детского сада по воспитанию гражданственности, 33% - считают, что гражданственность следует воспитывать с рождения, а 47% - с момента, когда ребенок начинает осознавать себя. Следовательно, воспитывать – значит направлять развитие мира человека, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требованиям общества к растущему человеку, и преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Воспитанники приобрели представления о духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.

  У детей сформировались такие понятия как: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; «готовности прийти на помощь», «честности», «чуткости», «жалости», «сочувствия».

На этапе завершения проекта научить детей  быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Вызвать интерес к изучению Православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры

       Особая значимость проекта «Чистый ручеек души», в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. Получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

О значимости проекта для пожилых людей можно говорить исходя из слов отзыва сотрудников «Дома интерната для престарелых и инвалидов».

 «Вот уже на протяжении двух лет педагоги, воспитанники и родители МБДОУ детского сада №3 ведут тесное сотрудничество с проживающими в Доме престарелых и инвалидов города Ярцева.

Педагоги и воспитанники неоднократно приезжают к нам с концертными номерами. С какой любовью и внимание пожилые люди всегда встречают их, бурные авиации и слезы на глазах престарелых людей вызывают чувства сострадания, уважения, тепла и душевной доброты в сердцах маленьких детей.

С другой стороны для пожилых людей это возможность   взаимодействия внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача подрастающему поколению  исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны.

По окончании встречи дети дарят подарки изготовленные своими руками, сколько теплоты и добра детской души  вложено в них, что, конечно, не оставляют равнодушными сердца наших проживающих.

На концертах всегда полон зал. Пожилые люди с нетерпением ждут, когда же приедут их любимые «артисты». На концерт спешат даже те, для которых каждый шаг, каждое движение дается с большим трудам, и те, которым помогают добраться персонал или сосед по комнате, и те, кто почти не слышит - но увидит, эти детские улыбки, и те, кто не видит, но услышит, эти нежные милые детские голоса, по которым так скучает сердце.

И все это не может не переполнять то чувство гордости и радости, которое испытывают дети выходя на сцену, это чествуются в каждом выходе.

Благодаря участию родителей МБДОУ детский сад №3 прошли акции « Старость в радость», «Аленький цветочек», «Новогодняя игрушка».

Позвольте выразить вам слова искренней признательности и благодарности за вашу заботу, внимание, доброту и любовь к людям. Благодаря вашему вниманию жизнь пожилых людей и инвалидов стала ярче, насыщенней и интересней, они совместно проводят досуг. 

Выражаем огромную благодарность педагогам МБДОУ за  проект,  благодаря которому вы делаете нашу жизнь удивительней, ярче и интересней. Спасибо вам за помощь, бесконечную веру в нас. Спасибо за Ваше открытое сердце и Ваш оптимизм. Без Вашей теплоты, Вашей сердечности и Вашего энтузиазма жизнь наших проживающих не была бы такой насыщенной и интересной. Спасибо, что поддерживаете нас, спасибо, что прониклись всей душой и очень чутко услышали наши надежды и нашу мечту в мир без социальных барьеров. Спасибо, что  дали жизнь такому проекту "Чистый ручеек души". Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и теплые отношения. Спасибо за массу ярких впечатлений, которые вы смогли подарить пожилым людям и усилить их веру в добро, их веру в теплоту нашего мира.  Без вас мы многого не смогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью "Чистый ручеек души"

Социальный проект направлен на: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников, укрепление ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Красота души русской»

laquo;При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труд...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Педагогический проект по духовно -нравственному воспитанию в первой младшей группе " Бабушка - ты моя душа"

Педагогический проект по духовно -нравственному воспитанию в первой младшей группе " Бабушка - ты моя душа"...