Консультация для педагогов
консультация на тему
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде. Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активная деятельность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Консультация для педагогов
«Реализация системно-деятельностного подхода
при организации образовательной деятельности в ДОУ
в условиях внедрения ФГОС »
Подготовила:
Старший воспитатель Жуйкова Н.А.
г. Нижневартовск – 2017г.
СЛАЙД 1, 2
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде.
СЛАЙД 3, 4, 5
Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования в части планируемых результатов освоения основной образовательной программы обращается на личность ребенка, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его инициативы, способностей.
Психолого-педагогическими условиями личностного развития является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы поговорим сегодня о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.
СЛАЙД 6
Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
СЛАЙД 7
Системно_деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования.
СЛАЙД 8
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
обучение → деятельность → развитие.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активная деятельность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
СЛАЙД 9
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
СЛАЙД 10
Технология деятельностного метода разработана еще в середине 1990 – х гг. За это время она прошла широкую практическую апробацию в школах и доказала свою результативность. Для дошкольного образования данная технология была адаптирована доктором педагогических наук Петерсон Людмилой Георгиевной, являющейся научным руководителем Института системно-деятельностной педагогики.
СЛАЙД 11
Ею была разработана технология деятельностного метода «Ситуация». Педагог, работающий в деятельностном методе, не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя и приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов – в зависимости от дидактичесикх целей, которые ставит воспитатель. Педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
СЛАЙД 12
Структура технологии «Ситуация» включает в себя следующие шаги (этапы):
№ | Этапы образовательной деятельности | Организующая роль педагога |
1. | Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность) | На этом этапе создаются условия у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого как правило, воспитатель, включает детей в беседу, связанную с их личным опытом. Обязательно выслушивается каждый, кто хочет высказаться. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны последующие этапы. Например: образовательная ситуация по ФЭМП (тема «Вверху, внизу»): Воспитатель собирает детей возле себя. - Помогаете ли вы дома маме по хозяйству? - Что вы делаете по дому? После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем медведям навести порядок дома – расставить посуду на полки В представленном примере у детей появилась «Детская цель» - помочь трем медведям расставить посуду на полки. «Детская цель» не имеет ничего общего с образовательной «взрослой» целью (уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу» и т.д.) Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные с личными сиюминутными интересами (поиграть, послушать сказку и пр.); а старшие дошкольники могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (помочь кому либо). При этом у детей формируется такое важное интегративное качество, как эмоциональная отзывчивость. Ключевыми фразами завершения данного этапа являются вопросы «Хотите?» (этим вопросом педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности; у каждого ребенка складывается ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность; формируется такое интегративное качество, как активность), «Сможете?» (на этот вопрос все дети обычно отвечают «Да! Сможем!»).Такова специфика возраста. Задавая данный вопрос воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Таким образом, на этапе введения в ситуацию включается обоснованный механизм мотивации (надо - хочу - могу). |
2. | СЛАЙД 13 Актуализация | На данном этапе педагог, в процессе дидактических игр организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели», при этом педагог - организатор, ведет их к новым открытиям. В процессе образовательной работы с детьми воспитатель работает над развитием таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять инструкцию, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д. При организации дидактических игр , детям предлагаются задания для выполнения парами, группами, что способствует развитию коммуникативных навыков (дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата). |
3. | СЛАЙД 14 Затруднение в ситуации | Данный этап является ключевым. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Данный этап очень важен. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться. А правильным поведением в случае затруднения должна быть не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается важное качество - умение видеть свои ошибки, признавать то, что пока не знаю (не умею). Так как затруднение препятствует достижению «детской цели», у ребенка возникает потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация. В младшем возрасте данный этап завершается словами взрослого «Значит, что нам надо узнать?»; в старших группах – «Что сейчас вам надо узнать?» (дети приобретают опыт осознанной постановки перед собой учебной цели). Таким образом, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто» (абсолютно конкретное и понятное детям, так как они сами (под руководством взрослого)) назвали причину затруднения. |
4. | СЛАЙД 15 Открытие детьми нового знания (способа действия) | На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего – то не знаешь?» воспитатель пробуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу того, кто знает». У детей вырабатывает понимание того, что если ты чего – то не знаешь, можно спросить. Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит формулировать их. Малыши могут задавать вопросы сказочным персонажам. Постепенно должен расширяться круг людей , которым дети могут задавать вопросы (родители, повар, медсестра и т.д.). В старшем возрасте дети узнают, что можно спросить у книги, посмотреть познавательный фильм, телепередачу, Интернет и т.д. Постепенно представления детей об источниках получения информации расширяются и систематизируются. Естественно, дошкольники испытывают трудности при формулировании вопросов. Поэтому в группе должна быть создана психологически благоприятная обстановка, чтобы дети не боялись сказать «неправильно», тогда дети будут пробовать говорить. Задача взрослого – выслушивать ответы детей и подводить итоги: «Я поняла, вы хотите спросить….» - и продемонстрировать «правильную» формулировку вопроса. В старшем возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящие диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельно (под руководством взрослого) «открытия» нового знания. Другими словам и, успешного преодоления возникших трудностей через выявление и устранение их причины. |
5. | СЛАЙД 16 Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка | На данном этапе предлагаются ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило. планировать свою деятельность. например, в старшем возрасте используются вопросы типа «Что вы сейчас будете делать?», «Как будете выполнять задания?». В старших и подготовительных группах на данном этапе могут выполняться задания в рабочих тетрадях, где дети выполняют подобные задания для закрепления нового способа действия. Постепенно у детей развивается умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). |
6. | СЛАЙД 17 Осмысление (итог, рефлексия) | Данный этап является необходимым элементом в структуре деятельностного метода, т.к. позволяет приобрести опыт выполнения таких важных таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему нам это удалось?» или «Как нам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему – то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную (взрослую) цели и создает ситуацию успеха «Нам удалось….потому что мы узнали (научились)….». |
СЛАЙД 18
Итак, мы рассмотрели структуру технологии деятельностного метода «Ситуация», предложенной Л.Г. Петерсон. Однако, в силу особенностей детей дошкольного возраста и специфики отдельных образовательных областей не всегда возможно и целесообразно осуществлять всю описанную последовательность этапов.
Реализация всех этапов технологии возможна при организации образовательной деятельности по математическому развитию детей. В других образовательных областях, таких как художественно-эстетическое, социально-коммуникативное , физическое и др. развитие предполагается использование отдельных компонентов технологии.
СЛАЙД 19
Для того, чтобы развитие дошкольников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция педагога: к детям не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ребенка: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Игровая задача – задача, решая которую ребенок выполняет учебные цели педагога.
образовательная деятельность – управляемый образовательный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
СЛАЙД 20
Таким образом, системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает данный подход от традиционного то, что в нем упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Педагог руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.
СЛАЙД 21
Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели - умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их решения.
Реализация новых образовательных стандартов в большей степени зависит от педагога, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в познании ребенком окружающего его мира. А для этого целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы организации образовательной деятельности:
- создание проблемных обучающих ситуаций;
- использование метода проектов.
- включение в образовательный процесс ИКТ – технологий
СЛАЙД 22
А сейчас мы предлагаем вам посмотреть видеозанятие и проанализировать с точки зрения деятельностного подхода. У вас в раздатке памятка, где представлены этапы систено-деятельностного подхода, предложенные Л.Г.Петерсон. Проанализируйте данное занятие с точки зрения реализации деятельностного метода:
- были ли замотивированы дети для включения в деятельность?
- была ли сделана целевая установка (цель для детей - «детская цель»), какие на ваш взгляд учебные цели ставил перед собой педагог ?
- определены ли с детьми шаги (действия) для разрешения проблемы, достижения поставленной «детской»цели?
- просматривались ли этапы деятельностного метода в процессе проведения образовательной деятельности?
- соответствует ли итог занятия, рекомендациям деятельностного подхода?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....