Статья «Проблема мотивации у детей на занятиях в Доме детского творчества»
статья (подготовительная группа) по теме

Кондакова Наталья Владимировна

Исследование.Применение в  работе некоторых современных образовательных технологий и исследование их влияния на мотивацию детей к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota.docx77.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Психологический мир ребенка»

Аттестационная работа

«Проблема мотивации у детей

на занятиях в Доме детского творчества»

Автор:

Кондакова Наталья Владимировна

 педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

Куратор:

Трушталевская Людмила Евгеньевна

педагог-психолог

 педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ Калининского района

Санкт-Петербург

2017

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

   

 Основная часть.      

1. Психическое развитие младшего школьника.

2. Понятие мотивации в педагогике и психологии.                 

3. Роль педагога в формировании эмоционально-положительного отношения к занятиям.

4. Формы и методы развития мотивации на занятиях в Доме детского творчества.       

4.1. Возможности системы дополнительного образования в развитии мотивации учащихся.         

4.2. Практические шаги повышения мотивации в объединении.

 4.3. Диагностическое исследование.    

 

Заключение.      

   

Список литературы.

Приложение.

        

Введение

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания.

Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Учитывая все вышеперечисленные трудности, многие педагоги Дома детского творчества на занятиях с первоклассниками применяют игровые приемы. Но к середине учебного года замечается значительное снижение мотивации у детей. Поэтому я решила применить в своей работе некоторые из современных образовательных технологий и исследовать их влияние на мотивацию детей к занятиям.

Объект исследования – воспитанники объединения «Игротренинг»  Дома детского творчества  Петродворцового района Санкт-Петербурга, 6-7 лет.

Предмет исследования – снижение мотивации  к  занятиям в Доме детского творчества у детей в середине учебного года.

Цель исследования: определить пути формирования и повышения мотивации к занятиям.

Задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации на занятиях.

2. Предложить пути повышения мотивации на занятиях в системе дополнительного образования.

1. Психическое развитие младшего школьника.

      Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

      Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

     Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Для того, что бы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по группе положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;
  • начать сразу же формировать коллектив группы, создавать доброжелательную атмосферу на занятиях, организовывать взаимодействие между детьми;
  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
  • обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
  • использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.

Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:

- оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

- приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм, применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.

2.Понятие мотивации в педагогике и психологии.

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в воспитании многих личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности.

В психологии различают два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на использовании внешних стимулов к обучению, таких как хорошая оценка, одобрение педагога и родителей – с одной стороны, или наказание, – с другой стороны. Внутренняя мотивация вызвана потребностью к самому предмету деятельности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю.

Внутренняя мотивация способствует личностному развитию учащихся. Через мотивацию формируется положительное отношение к предмету и всей учебной деятельности, цели педагога становятся осознаваемы и личностно значимы для воспитанников.

К психолого-педагогическим условиям формирования положительной мотивации на занятиях можно отнести: позитивные межличностные отношения в  коллективе, умение педагога увлечь учащихся изучаемым предметом,  поддерживать высокий уровень концентрации внимания на занятии, доброжелательный стиль общения руководителя объединения с учащимися в сочетании с требовательностью, учет природных способностей и возможностей каждого воспитанника, а так же уровень адаптации первоклассников к школе.

Повышению мотивации способствуют такие факторы как создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на занятиях, реализация целостного подхода к развитию учащихся, использование дифференцированного подхода к обучению, создание условий для гармоничного творческого развития учащихся в зоне их ближайшего развития. Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для развития творческого потенциала личности. Задача педагогов, обучающих детей этого возраста – сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ученика.

Среди неуспевающих детей может возникнуть особая – компенсаторная – мотивация, к которой относят мотивы, не связанные напрямую с учебной деятельностью. Сюда как раз относятся занятия музыкой, спортом, рисованием и другими предметами, относящимися к программе дополнительного образования детей и юношества). Таким детям нужно помочь реализовать потребность в самоутверждении в выбранной им сфере деятельности, что с одной стороны, значительно снизит тревожность по поводу низкой успеваемости в школе, с другой стороны, поможет учащемуся найти свое предназначение, и возможно, найти себя в этой («дополнительной» на взгляд родителей и учителей) сфере творчества.

Итак, что бы повысить мотивацию у первоклассников на занятиях в доме детского творчества могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования воспитанников, а именно такие методы, как: 

1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций;

2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм). 

3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности: 
- Что ты сам думаешь об этом? 
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать  над этим еще? 
- Тебе нравится твоя работа? Почему? 
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз? 
- Что тебе в этой работе удалось больше всего? 
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д. 

4. Социальные методы: 
- развитие желания быть полезным; 
- создание ситуации взаимопомощи; 
- сотрудничество с родителями.

5. Применение здоровьесберегающих приемов:

- Динамические паузы

- Подвижные игры

- Коммуникативные игры

- Релаксация

- Гимнастика пальчиковая

- Гимнастика для глаз

- Самомассаж

- Гимнастика дыхательная

- Сказкотерапия

- Стретчинг

- Ритмопластика

3. Роль педагога в формировании эмоционально-положительного отношения к занятиям.

Основные принципы работы, на которые опирается в своей работе педагог дополнительного образования, могут быть сформулированы в виде следующих положений.

Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

В соответствии с этими принципами строятся различные приемы и методы повышения мотивации.

Перечислим некоторые приемы, способствующие формированию мотивации на занятиях в объединении или студии.

1. Созданию положительной мотивации к занятиям способствует создание общей доброжелательной творческой атмосферы, при которой ребята проявляют чувства сотрудничества и взаимопомощи, с готовностью включаются в совместную деятельность.

Доброжелательное, но требовательное отношение руководителя коллектива к своим воспитанникам, что в свою очередь ведет к формированию положительного отношения к учебному процессу, к предмету. Создание позитивного микроклимата в группе способствует активизации творческой работы и получению хороших результатов.

2. Реализация целостного подхода к развитию воспитанников.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования поощряет любую активную творческую деятельность. Вокруг основной образовательной направленности формируется множество отдельных программ, предоставляющих учащимся возможность проявить себя в различных видах творческой деятельности: исполнительской инструментальной, ансамблевой, вокальной, хоровой; проектной, культурно-просветительской, фольклорной и так далее.

Другими условиями развития мотивации являются: переживание собственной включенности и причинности происходящего учебного процесса; ощущение собственной компетентности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю, внутренний мотив – это состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Важно, чтобы каждый учащийся получал удовольствие от самого процесса, испытывал положительные эмоции.

Этому способствуют позитивные замечания педагога (похвала, одобрение), а также переживание успеха (например, после выступления на концерте или на выставке, соревновании). Важно внушить ребенку веру в себя, в свои силы, и тогда с большей силой раскроется его творческий потенциал.

4. Формы и методы развития мотивации на занятиях в Доме детского творчества.

Среди важнейших задач, которые ставятся педагогом дополнительного образования на занятиях в различных объединениях можно назвать следующие:

  • способствовать повышению уверенности в себе;
  • формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • развивать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
  • формировать коммуникативные навыки для успешного протекания процесса обучения.

4.1. Возможности системы дополнительного образования в развитии мотивации учащихся.

Психологические исследования показали, что повышению мотивации способствует возможность свободного выбора в процессе обучения. Когда выбор игр обсуждается вместе с ребятами, это повышает интерес к занятиям.

Перечислим основные формы работы, которые можно использовать на занятиях объединений различной направленности.

1. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

С первых занятий в коллективе педагогу необходимо соединить воспитанников в единый организм, научить слушать себя и других, вкладывать свой голос и душу в общее дело, чувствовать себя неотъемлемой частью большого прекрасного инструмента. На своих занятиях я применяю так же работу парами и малыми группами.

2. Работа с родителями.

Тройственный союз детей, педагогов и родителей является залогом полноценной творческой жизни коллектива и школы в целом. Поддержка и помощь родителей, проникновение в заботы своих детей очень важны и нужны ребятам, особенно младшего школьного возраста.

К сожалению, в современных условиях семья уделяет ребенку недостаточно внимания. Не все родители понимают, занятие в Доме детского творчества требует постоянной системы. Целенаправленная работа педагога с родителями способствует тому, что бы они почувствовали и полюбили то, чем занимаются их дети.

Перед учреждениями дополнительного образования стоит задача воспитать в детях человеческое достоинство, жизнерадостное оптимистическое восприятие окружающей действительности, уважительное отношение друг к другу. Все эти качества должны стать внутренним состоянием растущего человека.

Нельзя допускать, чтобы занятие в кружке воспринималось родителями как развлечение или легкий досуг, ведь занятия в системе дополнительного образования – это серьезная работа по воспитанию души и общей культуры ребенка.

Для родителей участие в делах объединения – это возможность вместе с детьми прожить интереснейшие годы своей жизни, узнать для себя много нового и интересного.

Так же я использую анкетирование родителей в начале и в конце учебного года,

3. Использование современных образовательных технологий на занятиях.

Здоровьесберегающие технологии являются важным аспектом педагогической деятельности, которые представляют собой  систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья учащихся  на всех этапах его обучения и развития.  

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации   познавательной деятельности учащегося, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности. Поэтому я активно использую здоровьесберегающие технологии в своей педагогической деятельности.

         Являясь руководителем объединения «Игротренинг», я  осуществляю образовательный процесс  по дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей комплексной программе, которая состоит из двух программ «Мнемотехника» и «Стретчинг»  с группами  учащихся младшего школьного возраста, срок реализации программы  – 2 года. Ребятам очень нравится играть, в начале года они не замечают, что упражнения направлены на развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, воли), а так же развитие мышц и укрепление мышечного корсета. Я стараюсь объяснять им пользу данных упражнений для здоровья и успехов в учебе. Но к середине учебного года я стала замечать, что ребята быстро утомляются во время занятия, у них пропадает интерес, начинают отвлекаться. Порой приходят на занятия и начинают жаловаться, что устали, потому что в школе много домашнего задания.

Все мы прекрасно знаем, что здоровье определяется двигательной активностью ребенка, чем активнее мы вовлекаем в мир движений, тем крепче его здоровье, богаче и интереснее умственное  развитие. К сожалению, в условиях возрастания  учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать скромное место в жизни современного школьника.

 Поэтому в программу были включены дополнительные здоровьесберегающие  приемы, направленные на сохранение  и укрепление  здоровья учащихся в целом, а так же помогающие повысить мотивацию ребят на занятиях.

4.2. Практические шаги повышения мотивации в объединении.

Итак, развитие воспитанников коллектива будет более результативным, если будет сформирована мотивация, обусловленная включенностью в деятельность, вызывающую положительные эмоции у детей, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и способствовать личностному росту учащихся.

Для повышения мотивации воспитанников предлагается ввести систему оценивания в процессе какой - либо  деятельности и ее результатов.

Правило: оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Педагог должен помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

 Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения ( способ рефлексивного самоанализа). Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления трудностей.

Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, самостоятельность и креативность.

Правило: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого можно  использовать «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Я использую  такие способы оценивания как, например: методика «Дерево успеха».

После выполнения определенного упражнения ребятам предлагается выбрать цвет и обвести контур своей ладошки, в центре написать свое имя. Затем передать листок с контуром ладошки соседям по группе, и каждый оставляет свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

По окончанию работы ребята создают на ватмане или альбомном листе всей группой композицию «Дерево успеха» с ладошками в качестве листьев. К данной форме оценивания ребята подходят ответственно, стараются адекватно словесно оценить работу каждого из группы.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация занятия. От  правильной  организации занятия, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние учащихся   в  процессе    деятельности,  а так как  занятия по мнемотехнике требуют длительного зрительного сосредоточения во время выполнения некоторых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления,  возможности   длительно  поддерживать  умственную  работоспособность, поэтому  я стараюсь руководствоваться следующими здоровьесберегающими приемами:  

  • Положительный эмоциональный настрой на занятии.
  • Антистрессовая  гимнастика.
  • Элементы самомассажа волосистой части головы.
  • Физкультминутки, динамические паузы.
  • Релаксация, минутка отдыха.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Зрительная гимнастика.

Применение здоровьесберегающих приемов во время занятий:

Особое значение имеет психологический настрой на занятии, проводится для создания благоприятной рабочей обстановки, чтобы ребята поняли, что им рады, их ждали.  Поэтому теплые и доброжелательные слова педагога очень  необходимы. Благоприятный психологический климат подразумевает  доброжелательность,  сотрудничество, комфорт, учет возрастных особенностей эмоциональные разрядки на занятии: шутку, улыбку, смешную историю.

Занятие можно начать со слов педагога: «Улыбнемся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы». Под тихую музыку учащиеся  повторяют за педагогом:

– «Я  на занятии по мнемотехнике».

– «Сейчас я начну заниматься».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на занятии».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я хочу узнать что-то интересное».

      – «Я готов запоминать»

      – «Я успею все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз педагог  импровизирует варианты «установочных» слов.

          Физкультминутки направлены на  формирование правильной осанки, развитие координации движений в мышцах рук, на укрепление плечевого пояса, туловища, тазобедренной области.  Я  активно использую  моторно-двигательные паузы. Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку вовремя обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный,  профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:

  •  Включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
  • Для проведения физкультминуток может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений.
  • Физминутки  должны  проводиться  на  начальном  этапе  утомления, выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно  обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой.
  • Продолжительность - 1,5-2 минуты.
  • Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

Ребятам очень нравятся физ. минутки с использованием смешных стихотворений (движения по принципу «Расскажи стихи руками»), например:

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

 Второй молол муку.

Раз - куку, два – куку,

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, хвост в муке,

Ухо в кислом молоке!

   Большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики руки, в качестве пальчиковой гимнастики я  использую упражнения с бусами, платочками, со счетными палочками и др.

К сожалению,  в современном обществе стрессовые состояния стали неотъемлемой  частью нашей жизни. Конечно,   дети чаще подвержены стрессу, поэтому  для снятия психофизического напряжения,  активно используем простые приемы  антистрессовой  гимнастики, это  очень хорошо помогает гиперактивным  детям. В качестве расслабления хорошо подходит релаксация, или минутка отдыха. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение. Детям предлагаются игры,например:

«Игра с песочком». Сесть на стул, упершись в его спинку. Представить себе, что находишься на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Ребенок, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

«Дудочка». Это упражнение позволит ребенку расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».

«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Необходимо представить, что лучик солнца «гуляет» по лицу. Сначала яркий «зайчик» прыгает на глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» нужно ласково погладить.

 «Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает ребятам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения педагогу предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».

«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: «Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим». Применяемые тексты для релаксации должны помочь ребенку в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.

Комплекс антистрессовой гимнастики:

1. «Готовим ладошки» Ладошки энергично растираем и стряхиваем (3-5 раз). Поставили ладоши параллельно друг другу, ощущаем тепло между ними. 

2. «Моем голову» Массажные движения пальцев снизу до макушки. Начинаем с затылка и заканчиваем на темени. (3-5 раз).

3. «Постукивание» Кончиками расслабленных пальцев постукиваем по голове до появления звука. Направление снизу верх и от затылка к темени (3-5 раз).

4. «Поправляем прическу»  Расправленными ладонями проводим ото лба до затылка, не касаясь головы, как бы поправляя прическу. Все лишнее сбрасываем (3-5 раз).

5. «Постукиваем вокруг ушей» Кончиками расслабленных пальцев постукиваем между ушей, начиная от висков (3-5 раз). 

6. «Лепим Чебурашку»  Разминаем, массируем ушные раковины. 

7. «Слушаем шум воды» Ладонями закрываем уши, довольно плотно, но не нажимаем. Кончиками расслабленных пальцев постукиваем по затылку (3-5 раз). 

8. «Кошечка стряхивает воду» Волна идет по всему телу вниз.

9. «Забиваем пятками гвозди» Поднимаемся на носки и резко опускаемся (5-6 раз). 

10. «Роняем мешок вниз» (Очистительное дыхание). Делаем вдох через нос, медленно поднимаем руки вверх, через верхнюю часть головы (макушку). Находим все наши обиды, тревоги и волнения. Все это собирается в «черном мешке», который мы подняли над головой. На выдохе через рот, расслабляясь, наклоняемся и роняем «мешок» вниз. Он падает, лопается, его содержимое сгорает, согревая вас. Поднимая руки вверх, делаем вдох. Вас омывают струйки серебряного дождя. Теперь можно продолжать работу.

Проведение зрительной гимнастики способствует поддержанию умственной и физической работоспособности детей  на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения, снятию напряжения и расслаблению мышц спины и шеи, поэтому зрительная гимнастика помогает:

-  Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

-  Развить зрительную координацию;

-  Укреплять глазные мышцы;

-  Улучшить зрение.

        Зрительная гимнастика направлена на снижение зрительного напряжения, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения, а также более быстрому восстановлению  работоспособности и эффективному усвоению учебного  материала.  Очень эффективно сочетать зрительную гимнастику и физкультминутку. Самомассаж волосистой части головы стимулирует кровоток, улучшает обменные процессы, память и мыслительную деятельность.

В программе «Стретчинг»  я применяю  современные образовательные технологии:

-Игровые (развивающие воображение, творческие способности);

-«Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;

- Методика игрового стретчинга Назаровой А.Г

- Сказкотерапия

Цель занятий:

Укреплять мышцы, выравнивать осанку, развивать чувство ритма, снимать закомплексованность и зажатость через упражнения на статистическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания.

        Важной составляющей моей работы является активное сотрудничество с родителями. Поэтому в работу с родителями я включила  родительские собрания: «Выбор здорового образа жизни, психологический микроклимат семьи», «Быть родителем – это ответственно!», в  анкетирование родителей: «Я и мой ребенок», обязательно включены вопросы, касающиеся здорового образа жизни детей. На открытых занятиях родители вместе с ребятами выполняют здоровьесберегающие разминки, что повышает мотивацию не только у ребят, но и у родителей. В конце учебного года я планирую  провести открытое занятие с участием родителей и использованием популярного на сегодняшний день понятия «Квест», то есть в форме игры – путешествия с выполнением различных заданий и упражнений мнемотехники и стретчинга  в условиях нашего Дома детского творчества.

        

Диагностическое исследование учащихся первого года обучения  по  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей комплексной программе «Игротренинг»  с применением здоровьесберегающих приемов.

Мною было проведено диагностическое исследование, в ходе которого приняли участие учащиеся первого года  обучения 15 человек из группы №1.  В ходе исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучение общего эмоционального состояния учащихся во время занятий.
  2. Индивидуальные предпочтения учащимися  занятий с использованием здоровьесберегающих приемов.

 Соответственно данным задачам были подобраны следующие методики:

             1.   Проективный цветовой тест «Ладошки».

             2. Проективный цветовой тест ценностных ориентаций «Домики» автор Орехова О.А. (упрощенный вариант).

Полученные данные обработаны и представлены графически.

1. Проективный цветовой тест   «Ладошки» был выбран для диагностики изменения общего эмоционального состояния учащихся в ходе занятия. С этой целью дети проходили двухкратное тестирование: в начале занятия и в конце. В тестировании приняла участие контрольная группа детей, состоящих из 15 человек. Каждому участнику было предложено 6 кружков: красного, желтого, синего, зеленого, коричневого и черного цветов. Ребятам необходимо было выбрать из 6 кружков один по предпочтению и приклеить его на изображение детской ладошки (в начале занятия все ребята обводили свои ладошки в тетрадях). После проведения тестирования оценивалось эмоциональное состояние учащихся перед началом занятия и в конце.

Данная методика проводилась трехкратно: в ноябре 2016 года, когда я начала проводить работу по здоровьесбережению с ребятами первого года обучения, затем  в конце января 2017 года, и в конце апреля 2017 года было проведено контрольное тестирование.

Результаты трехкратного тестирования представлены на диаграмме.

Таким образом, по результатам тестирования можно сделать следующий вывод:

 Перед началом моей работы (ноябрь 2016 г.) на первом этапе у большинства ребят преобладала в основном цветовая гамма, состоящая из красного, желтого и коричневого цветов. Это свидетельствовало (из таблицы интерпретаций) об их возбужденном состоянии,  как в начале, так и в конце занятия. На следующем этапе тестирования (январь 2017 г.) мы видим снижение предпочтения красного и коричневого цветов и увеличение выбора цветовой гаммы из зеленого, желтого и синего, что свидетельствовало  о преобладании радости  воодушевленного состояния в большей степени  в конце занятия. На третьем контрольном тестировании (апрель 2017 г.)  результаты следующие: преобладание зеленого и синего цветов, говорит о состоянии  радости и интереса в начале занятия и удовлетворения,  и спокойствия в конце.

2. Проективный цветовой тест ценностных ориентаций «Домики» автор Орехова О.А. (упрощенный вариант) был выбран для диагностики индивидуальных предпочтений учащимися занятий по Игротренингу  с использованием здоровьесберегающих приемов. В задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций учащегося к  Дому детского творчества, который он посещает, а так же к занятиям по Игротренингу без зоровьсберегающих приемов и к занятиям по Игротренингу со  здоровьесберегающими приемами.

Ребятам предлагается раскрасить домики, в зависимости от того, что они в них делают, каждый домик нужно раскрасить в свой подходящий цвет.

Обозначение домиков: первый домик – ДДТ;  во втором домике – я занимаюсь  мнемотехникой и стретчингом, и делаю интересные разминки, полезные для здоровья; в третьем домике я занимаюсь только  мнемотехникой. В тестировании для сравнения результатов приняли участие учащиеся из групп первого года обучения №1 и №1а.

Результаты диагностики представлены на графике:

Примечание:  «ДДТ» - Дом детского творчества.

                      «Здоровье» - занятие по мнемотехнике и стретчингу с использованием здоровьесберегающих  приемов.

                       «Мнемотехника» - обычные занятия по мнемотехнике.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что ребятам нравится приходить и заниматься в Доме детского творчества, в особенности на занятиях по Игротренингу с использованием здоровьесерегающих  приемов.

Заключение.

Данная  разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих приемов  ведет к  улучшению психологического климата внутри группы, поддержанию умственной и физической работоспособности детей  на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления,
снятие напряжения с рук, глаз и расслабление мышц спины и шеи. Ребятам нравятся использовать на занятиях эффективные здоровьесберегающие приемы, мотивация к занятиям заметно повысилась.

Литература.

  1. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
  2. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб, 2002.
  3. Щуркова Н. Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника.- М.: Ювента, 2013.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Амосов М.В. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
  6. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
  7. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.
  8. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М.,1992.
  9. Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика» - М., 2002.
  10. Кряжева Л.И. «Развитие эмоционального мира детей» - Я.,1997.

Приложение

Анкета для определения мотивации (адаптированная, по Н.Г. Лускановой).

Для оценки уровня мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 8 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к занятиям, учебному процессу, эмоциональное реагирование на ситуацию в доме детского творчества.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция.

«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 8 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится заниматься в доме детского творчества или не очень?

не очень

нравится

не нравится

2. После уроков, когда ты узнаешь, какие сегодня занятия в ДДТ, ты всегда с радостью идешь или тебе часто хочется остаться в школе на «продленке» или пойти домой?

чаще хочется остаться в школе или пойти домой

бывает по-разному

иду с радостью

3. Если бы родители или педагоги сказали, что завтра в ДДТ не обязательно приходить всем ребятам, ты пошел бы или нет?

не знаю

остался бы дома или в школе

пошел бы на занятия

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь занятия?

не нравится

бывает по-разному

нравится

5. Ты часто рассказываешь о занятиях родителям?

часто

редко

не рассказываю

6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

7. У тебя в группе много друзей?

мало

много

нет друзей

8. Тебе нравятся твои одногруппники?

нравятся

не очень

не нравятся

Обработка. Для возможности дифференцирования детей по уровню мотивации использовалась система бальных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к занятиям и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;

нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 2 балл;

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к занятиям, к той или иной ситуации – 0 баллов.

Интерпретация.

1 уровень. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2 уровень. 20 – 24 балла – хорошая мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 уровень. 15 – 19 баллов – положительное отношение к занятиям, но привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в ДДТ, однако чаще ходят на занятия, чтобы общаться с друзьями, с педагогами. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень. 10 – 14 баллов – низкая мотивация.

Подобные школьники посещают ДДТ неохотно, предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. уровень Ниже 10 баллов – негативное отношение к занятиям.

 Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Дом детского творчества так же  нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметить его галочкой или подчеркнуть, или предложить свой вариант ответа.

1.Считаете ли Вы, что занятия в Объединении «Игротренинг» помогают гармоничному  развитию вашего ребенка?

Занятия полезны для развития моего ребенка и мне хотелось бы их продолжать

Занятия не приносят пользы моему ребенку и мне безразлично, будут ли они продолжены

Занятия  вредны для здоровья моего ребенка

Затрудняюсь ответить

2.Рассказывает ли Ваш ребенок о том, чем он занимается в кружке?

Всегда

Иногда

Нет

3.Какие из направлений работы кружка с Вашими детьми Вы считаете наиболее важными?

Общее гармоничное развитие

Профилактика сколиоза и плоскостопия

Развитие гибкости ребенка через игру

Развитие творчества и  фантазии

Развитие памяти и других психических процессов

4. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?

Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребенка, морально поддерживаете ребенка)

Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам, с педагогом встречаетесь редко

Иной вариант

5.Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок:

Регулярно

Иногда

Практически никогда

6.Изменилось ли Ваши представления о работе кружка после посещения открытого занятия?

Да

Нет

Немного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие с элементами детского творчества "Самая прекрасная планета"

В игровой форме дети через разные виды музыкальной деятельности осмысливают свою причастность к человечеству, землянам. Решаются задачи по воспитанию любви и гордости к окружающему. Занятие может быть...

Методическая статья "Проблема творчества в развитии детей дошкольного возраста".

В статье даётся анализ проблемы творчества детей и способы  её решения через использование нетрадиционных техник и материалов в практической деятельности педагога....

Педагогическая статья « Музыкальная одарённость детей дошкольного возраста – как путь детского творчества в музыкальной деятельности»

Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.О...

Театрализованные игры на музыкальных занятиях – путь к детскому творчеству

Театрализованные игры на музыкальных занятиях – путь к детскому творчеству...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

ошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети о...

методическая разработка на тему:«Пластилинография в системе занятий по развитию детского творчества»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной п...