Консультация для педагогов
консультация на тему

Метод проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metod_prektov.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

        « Метод проектной деятельности в ДОУ»

 

                    На современном этапе развития дошкольного образования вновь актуализируется проблема обновления методов обучения, воспитания и развития ребенка. На данном этапе практически не уделяется внимание социально-эмоциональному развитию ребенка,  становлению его мотивационной, потребностной сферы, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений о его поведении. Это обстоятельство находить свое отражение также в методах и технологиях работы с детьми, ориенти-рованных преимущественно на усвоение ребенком определенного объема  ЗУН.

            Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации. Такой подход позволяет осуществлять метод проектов ( проектный метод) . Он дает возможность педагогам расширить образовательное пространство , придать ему новые формы ,эффективно развивать творческое и познавательное мышление ребенка.

          В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников  на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значить – применить необходимые  ЗУН из различных разделов  образованной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

         Использование метода проектов на занятиях с детьми.

    В практике обучения детей в ДОУ метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:

  •  Ознакомлению с социальной действительностью ( например по программе С.А. Козловой « Я – человек»), при этом используется информационно - практико- ориентированные и творческие проекты;

  • Экологическому воспитанию и образованию детей ( например, программе Н.А. Рыжовой ): чаще всего проекты, которые осуществляется  на данных  занятиях, носить исследовательский характер;
  • Развитию изобразительного творчества : данные проекты, в основном, имеют исследовательско - творческий характер;

  • Развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовке к праздникам: проекты данного рода относятся в основном к ролево - игровым.

      По форме организации детей занятия делятся на индивидуальные, подгрупповые, групповые и межгрупповые. В проведении данных занятий и разработке  проектов могут принимать участие не только  дети

и педагоги, но и родители воспитанников. Так, в некоторых случаях может быть использовано такая форма организации проекта, как семейная или детско- родительская. Поэтому важнейшими задачами ,которые ставят перед собой педагоги в процессе проведения подобных занятий или осуществления метода проектов вне них , являются :

  • Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и взаимоотношениях между семьей и сотрудниками ДОУ.

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Другие задачи использования метода проектов на занятиях и вне их касаются развития познавательных способностей детей, творческого мышления и воображения. Структура занятия с использованием метода проектной деятельности включает :

-погружение детей в игровую ситуацию и создание мотивации к проектной деятельности;

-введение в проблему;

-ее поэтапное решение в процессе  проведения опытно- экспериментальной работы;

-обсуждение результатов опытно- экспериментальной работы, систематизирование информации;

-продуктивную деятельность детей;

-презентацию  результатов проектной деятельности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

АНИМАЛОТЕРАПИЯ

Кошка и собака в роли терапевтов

Чтобы глубже понять, почему из разнообразия домашних животных именно эта парочка впущена не только в дом, но и душу человека, обратимся к древним временам. Необычайно интересен путь возникновения и закрепления дружбы и сотрудничества между человеком и этими животными.

Существует много представлений и гипотез об одомашнивании собаки (К. Лоренц считает, что это было 50 тысяч лет назад и предок ее — шакал, Ю. Дмитриев склоняется к 20 тысячам лет назад и предком считает волка). Нам нет необходимости полемизировать по этому поводу, важнее понять, как это случилось.

Древний человек был очень беспомощен, пуглив и голоден. Подражая повадкам животных, осторожно подкрадываясь к добыче, он мог остаться без еды, потратив много времени в засаде. Удача не была частым спутником первобытного охотника, жизнь заставила изобрести лук и стрелы вместо увесистой, но малоэффективной дубины. Теперь можно было охотиться на расстоянии, но часто раненое животное убегало, оставляя обрадовавшегося было охотника «с носом».

В случае удачной охоты люди тащили добычу к месту стоянки, всласть пировали, а остатки еды, кости, шкуры выбрасывали неподалеку. По ночам на эти «остатки прежней роскоши» стали заглядывать волки (или шакалы). Люди не считали их грозными зверями, не питались их мясом и поэтому не возражали "против подобной санитарно-гигиенической чистки. Волки, в свою очередь, не интересовались людьми, а вот подкормка, готовое питание их устраивали. Все чаще и чаще появлялись незваные гости. Поначалу люди, вероятно, не очень уж радовались этому, но постепенно стали замечать, что, чувствуя приближение дикого зверя, их соседи становились беспокойными, бегал, рычали. Наблюдательный первобытный человек еще не был таким умным и прозорливым, в сейчас, но сообразил что к чему: вой волков это сигнал опасности, предупреждение о необходимости защищаться или бежать что есть мочи. Много веков прошло, прежде чем человек нашел, что лучшей кандидатуры на роль сторожа, охранника ему не найти.

Не жадничая, он стал специально класть у его жилища куски мяса и кости, и животное  ближе и ближе подходило к человеку, слыша при этом нечто похожее на одобрение и приветствие. Наконец, испытывая чувство благодарности и ощущение честно заработанного куска, волк совсем близко подошел к человеку, лизнул его в лицо, заглянул в глаза, как бы спрашивая: «Что от меня требуется?» — познакомился с жилищем, семейством, поиграл с детьми и... на долгие времена стал не только сторожем, но и преданным верным другом рода человеческого. Полюбив, подчинившись требованиям, командам мужчин хозяина, собака везде следовала за ним.

Необычайно чуткий нюх и слух, быстрые ноги были по достоинству оценены, собака преследовала добычу смело и самостоятельно. Когда «в плен» бралось много буйволов, кабанов, косуль и оленей, кроликов и птиц и не было возможности их быстренько съесть, человек загонял их за забор и откармливал «на потом», замечая, что, помимо мяса, некоторые дают молоко, яйца, помогают таскать тяжести — так зарождалось скотоводство (простите, что многовековые процессы описываю так примитивно), а собаке была отведена роль пастуха. Так как людей становилось все больше и больше и жили они в разных местах и условиях, то одни собаки совершенствовались в охотничьем искусстве, другие — в сторожевом, некоторых впустили в дом для интерьера и развлечений. Так появились различные породы, отличающиеся по внешнему виду, повадкам, характеру. Сейчас насчитывается свыше 400 пород, и на планете едва ли найдется много животных одного вида, настолько внешне непохожих друг на друга. Всех их объединяют такие качества, как преданность, верность, сообразительность, самоотверженность.

Оценив по достоинству эти качества собаки, люди во все времена отдавали ей дань уважения и свои симпатии.

У древних людей были священные амулеты и статуэтки собак — хранителей дома, защитников и охотников. В легендах и мифах передавались предания об их подвигах, закреплялся символический образ этого животного. Древние египтяне изображали на стенах храмов и гробниц божество Анубиса (бога умерших) с собачьей головой, собак бальзамировали и помещали в могилу вместе с хозяином, веря, что в загробном мире это существо будет ему незаменимым помощником.

Мудрые египтяне отметили, что накануне разлива священного Нила на горизонте обычно появлялась яркая звезда, как бы предупреждая об этом явлении. В сознании людей образовалась связь между божественным предзнаменованием, звезде и собакой, которая своим лаем предупреждает об опасности. Поэтому звезда была названа Сириусе (гончий пес), а собака стала символом бдительности.

Почитали собак и в античном мире. В Древней Греции боги-люди имели помощников-животных, собака помогала богине охоты, дочери Зевса Артемиде, богу-покровителю торговли и государственных дел Гермесу, богине мрака и волшебства Гекате, богине садовых плодов Помоне.

В Римской империи аристократу по положению необходимо было иметь собак. Их изображали на монетах, доспехах, оружии, так как собачьи войска помогали римлянам одерживать победу! На пышных римских пирах собаки были почетными гостями и свободно доедали оставшиеся на столах яства.

Александр Македонский высоко ценил боевые качества собак и после боев приказывал хоронить их с воинскими почестями.

Собаки помогали английским королям в военных походах, испанским завоевателям покорять коренных жителей Америки, восточным бедуинам-кочевникам гнать стада. На Руси собак почитали и ценили; За кражу этого незаменимого в хозяйстве животного полагался приличный штраф (на эти деньги можно было купить трех скакунов, или трех коров, или 30 овец!).

Собакам посвящались стихи и поэмы, сказки и художественные произведения, картины и памятники.

Тысячелетиями идя рядом с человеком, собака настолько сблизилась с ним душевно, что иногда люди даже поражаются ее богатому эмоциональному миру, способности понимать и чувствовать, а ее верность и самоотверженность могут быть примером нравственности и порядочности для некоторых людей.

Поле собачьей деятельности, полезной для человека, огромно: собаки-военнослужащие, собаки-пожарные, собаки-спасатели, собаки-поводыри, собаки-артисты, собаки — помощники ученых и даже... собаки-терапевты!

А теперь поговорим о еще одном близком человеку существе — домашней кошке.

Появилась она среди людей поздно, около пяти тысячелетий назад. Собака в это время; уже вовсю хозяйничала вместе с человеком, воевала, пользовалась уважением и дружбой человека. Ни в Азии, ни в Древней Греции, ни Риме, ни в Европе о кошке не слышали. А она жила припеваючи в Древнем Египте. У нее были свои храмы, жрецы, свои кладбища, в ее честь: устраивались всенародные празднества и гулянья, ее символический образ запечатлевался на гробницах, пирамидах, статуях.

Соперники египтян по завоеваниям персы, тонко уловив их «слабое» место — поклонение кошкам, — однажды даже выиграли сражение, кощунственно привязав к своим щитам кошек. Египтяне в ужасе отшатнулись от яростно вопящих священных животных и бежали, не сопротивляясь.

За что же кошке достался такой почет и уважение?

Расцвет земледелия в Египте начался около пятого тысячелетия до нашей эры. Урожая было много, его тщательно хранили в амбарах, охраняли. Но на удивление, огромная часть зерна со временем «испарялась». Разбойные нападения и дерзкие ограбления совершали мыши, плодящиеся с неимоверной скоростью. Мышеловок египтяне не имели, вивисекцией не занимались, охота на мышей не приносила результатов. И тогда на помощь пришла кошка, став хранительницей амбаров и домашних припасов. Трудясь «не покладая лап», она завоевала звание усердной работницы, ласковой подружки, доброго духа семьи.

Кошка становилась предметом роскоши, в храмах, древнегреческих дворцах и римских апартаментах возлежали на подушках ожиревшие толстопузые коты и кошки, переставшие выполнять свои прямые обязанности. С принятием Европой христианства для кошки наступили черные времена, ее обвинили в пособничестве черным дьявольским силам и колдовству. Фанатики мучили и сжигали кошек на кострах — инквизиторы не могли принять ночной образ жизни, тягу к свободе и независимости кошачьего рода. Но мрак кончился, возродился разум и гуманизм, кошек снова стали жаловать, приглашать в богатые дома, холить и любить. О кошках писали трактаты, многие великие испытывали к ним глубокую привязанность: В.Гюго, Э. Золя, Т. Готье, Э. По, М. Твен и многие другие восхищались мудростью, изяществом и своенравием маленького животного.

На Руси кошка всегда жила рядом с человеком, была символом достатка и благополучия. Она не была предметом поклонения, не пользовалась повышенным вниманием, избежала церковных гонений, занимала в доме достойное место. С нее много спрашивали, но и многое прощали. В пословицах и сказках отражены поверья и приметы, связанные с кошкой: «Кот в дом — счастье в нем», «Кота убить — семь лет удачи не видать». В своде русских законов XIV века писали: «А кто собаку убьет или кошку — вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку — вместо кошки».

В настоящее время существует много кошачьих пород. Они живут с человеком, связывая его с природой, даря радость общения, ласку и привязанность к дому. Познав величие и гонение, сохранив гордость и независимость, кошка по праву считается другом человека. Медики считают, что кошка, находясь рядом с больным человеком, снижает кровяное давление, помогает восстановлению нервной системы после стрессов, инфарктов, во время депрессий.

Упражнения для детей

Анималотерапевтические упражнения входят в состав хатха-йоги — древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры. Гимнастика с использованием асан (элементов), отражающих повадки, позы представителей животного мира, полезны не только для укрепления здоровья детей, профилактики сколиоза, астмы, простуд. Дети, занимающиеся хатха-йогой, становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, развивается усидчивость и воля.

Упражнения хатха-йоги естественны, копируют позы известных ребенку животных, птиц, насекомых, помогают войти в образ, будят фантазию и воображение, хорошо запоминаются. Основное внимание необходимо обратить на дыхание (оно должно быть ровным, спокойным) и статическое поддержание поз (нагрузка должна быть умеренной и сочетаться с расслаблением).

Вот несколько асан, которые дети могут с успехом выполнять под руководством взрослых.

«ПОЗА ДОБРОЙ КОШКИ»

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10—15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

«ПОЗА СЕРДИТОЙ КОШКИ»

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10—15 секунд.

«ПОЗА ЛАСКОВОЙ КОШКИ»

Ребенок, лежа на животе, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперед ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бедра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Удерживать позу 10—15 секунд. Затем предложите ребёнку отдохнуть, лежа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.

«ЛЮБОПЫТНАЯ КОШКА»

Взрослый встает на четвереньки и говорит, что он бревнышко, а ребенок — любопытный котенок, который очень хочет пролезть под бревнышком и посмотреть, что там за ним. «Котенок», выгибая спину, аккуратно пролезает под «бревном», рассказывает, что увидел, и возвращается тем же способом назад. Промежуток между полом можно, постепенно уменьшать и повторять упражнение несколько раз, развивая гибкость, пластичность и воображение.

«МЫШОНОК И КОТ»

Взрослый занимает положение на четвереньках, он кот. Ребенку предлагается представ: себя маленькой мышкой и, слегка попискивая бегать на коленках между рук, ног, животом кс меняя направление. «Кот» долго терпит, но внезапно ловит «мышонка», прижимая его живот грудью и бедром к полу, не очень сильно.

Ребенок, напрягая все силы, постепенно освобождается от захвата. В игре может быть несколько «мышат». Развивается сноровка, снимаю страхи, повышается настроение.

Язык кошачьей мимики и жестов

Бьет хвостом — злится или охотится (лучше не подходи).

Хвост трубой — приветствие, удовольствие (как я рад!).

Застывший внизу хвост — отвращение, разочарование (какая гадость).

Уши прижаты к голове, хвост делает круги — раздражение.

Шевелит кончиком хвоста — интерес (что это тут такое интересненькое?).

У поднятого вертикально хвоста расслаблен кончик — радостное возбуждение (ура!).

Быстро облизывает переднюю лапу — волнуется, в нерешительности (как же так?).

Осмотрелся вокруг и тщательно вылизывается — полное или притворное (во время игры или охоты) спокойствие (я тут просто умываюсь).

Быстро облизывает нос и губы — в замешательстве (почесали бы затылок).

Протягивает лапку к вашему лицу — просит внимания и ласки (ты меня еще хотя бы немножечко любишь?).

Топчет лапами — очень любит (как маму), хочет доставить вам удовольствие (я так тебя люблю).

Уши вертикально — любопытство.

Уши плоско в стороны — прячется, заигрывает (чур, меня не видно).

Прячет голову в какой-нибудь уголок — в игре (чур, я спрятался).

Уши назад, глаза большие — предостережение (не потерплю).

Уши назад, глаза жмурятся — нетерпение, просьба (ну скорее же, очень хочется).

Жмурится — демонстрирует миролюбие и спокойствие (все хорошо).

Большие глаза и зрачки — всматривается в темноту, боится, злится или играет.

Уставился на вас — вызов (чаще на игру в догонялки).

Появилось третье веко — кот болен или, хочет спать.

Усы опущены вниз — озабочен, печален или болен.

Кот улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах— знает, что нашкодил (я лучше пойду).

Кот катается по полу — демонстрирует свою привлекательность.

Лежит на спине с задумчивым видом — проветривается, отдыхает (такая забавная поза характерна для «сибиряков» и других кошек, имеющих больше теплой пуховой шерсти на животе, чем на спине).

Сидит, поджав лапы, обернувшись хвостом — наблюдает, расслаблен, ждет.

Пританцовывает, отрывает передние лапы от земли и ставит обратно — приветствие кого-то любимого и долгожданного.

Поворачивается задом к лицу хозяина и поднимает хвост — обычный жест приветствия между хорошо знакомыми кошками — знак доверия и почтения. Первой обнюхивает доминирующая кошка.

Язык собачьей мимики и жестов

Сморщивает кожу на мордочке, поднимает верхнюю губу так, что обнажаются передние зубы и клыки, глаза прищурены, взгляд прямой — угроза, агрессия, контроль над ситуацией.

Уши отклонены назад и прижаты к голове, углы рта оттянуты назад и вниз, мордочка вытянута и кажется удлиненной  —  нарастание страха.

Поджатый хвост, уклоняющиеся движения телом, прижатые уши, приседания — неуверенность.

Опускает голову вниз и в сторону, отводит взгляд, вытягивает шею — просьба о примирении, признание чужой силы, подчинение.

Спина согнута, хвост виляет, уши прижаты к голове — радость встречи, подхалимаж.

Падает на спину и заглядывает в глаза — доверие, приглашение к общению, игре.

Уши прижаты к голове так, что их кончики почти соприкасаются, углы рта оттянуты назад и вверх, рот открыт и виден язык, хвост виляет — вежливая радость, доброжелательность.

Припадает на передние лапы, приседает, прогибает спину, мордочка вверх, уши опущены, повиливает хвостом — приглашение к игре, веселое настроение.

…Что делают для нас кошки…

Согревают колени.

Составляют компанию для беседы.

Понижают давление.

Приносят с улицы запах зимы на шубе.

Создают чувство родства с другими «кошатниками».

Превращают в игрушки обычные вещи вроде крышки от бутылки.

Помогают больше узнать о птицах.

Заменяют будильник.

Демонстрируют отчаянные акробатические упражнения на наших глазах.

Удлиняют жизнь.

Украшают окна.

Не дают толстеть мышам.

Заставляют улыбнуться.

Вдохновляют поэтов и сценаристов.

Учат искусству всегда приземляться на ноги.

Утоляют желание разорвать кого-нибудь в клочья.

Согревают дома.

Напоминают о загадочности жизни.

Делятся искусством мурлыканья на тему «все — хорошо».

Обучают изящному искусству потягиваться.

Учат зализывать раны и продолжать жить.

Снабжают классными персонажами для мультиков.

Превращают в изысканный самый потертый диван.

Отворяют наши сердца.

Нежные создания

Оказывается, кошки, как и люди, могут грустить, испытывать одиночество, страх разлуки. Живущие в каменных домах, в разрыве с природой, они могут переживать тоску, мечтать о травке и мышках. Поэтому их обязательно надо вывозить на природу, а, уходя из дому и оставляя одних, лучше записать на магнитофоне кассету с записями голосов хозяев: «Ты умная, здоровая, счастливая кошка! Не скучай, мы тебя любим и скоро придем», вперемежку с красивыми песнями. Тогда при встрече кошка будет веселой и радостной.

(Материал из книги Н. Л. Кряжевой «Кот и пес спешат на помощь»)

Подготовила старший воспитатель

Кускова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....